Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Общая характеристика правового регулирования качества товаров, работ и услу).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
4) приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации[19].
Следует различать добровольную сертификацию, осуществляемую с участием независимых органов сертификации, и самосертификацию[20]. При самосертификации сертификат соответствия выдастся самим изготовителем. Такая форма сертификации получила широкое распространение в США, Германии, Нидерландах, Канаде и ряде других стран.
Самосертификация непосредственно связана с введением высокоэффективных систем качества продукции. Многие зарубежные фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта стараются увеличить свою долю на рынке путем не столько снижения цены, сколько повышения качества продукции, руководствуясь при этом принципом: качество живет вместе с изделием, а цена забывается быстро.
По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию[21].
3. Правовые основы обеспечения единства измерений
Известно, что точные и объективные
измерения являются обязательным условием обеспечения эффективности производства, проведения научных исследований по созданию новых видов продукции, разработки и выпуска высококачественной продукции. Для обеспечения единства измерений следует выражать результаты измерений в стандартных единицах. Кроме того, должна быть точно известна погрешность выполненных измерений.
Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Федеральным законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Закон регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Единство измерений достигается их организацией на основе Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Организационной основой метрологического обеспечения является государственная и ведомственная метрологические службы, а также метрологическая служба предприятий.
В РФ допускаются к применению величины Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.
Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения устанавливает Правительство РФ, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации.
Характеристики и параметры продукции, поставляемой на экспорт, в том числе средств измерений, могут быть выражены в единицах величин, установленных заказчиком.
Эталоны, утвержденные как исходные для страны, называются государственными, они являются первичными, т.е. обеспечивают воспроизведение единицы с наивысшей точностью и составляют основу эталонной базы страны.
Имеются государственные эталоны шести основных единиц: длины - метр; массы - килограмм; времени - секунда; силы электрического тока - ампер; термодинамической температуры - кельвин; силы света - кандела; дополнительной единицы - плоский угол[22]. Они обеспечивают возможность воспроизведения любых единиц.
Помимо первичных существуют вторичные эталоны, сверяемые с государственными. Они предназначены для воспроизведения и хранения единиц измерения, а также проверки и градуировки рабочих мер и измерительных приборов, которые используются для практических измерений тех или иных показателей качества продукции, работы технологического оборудования, технических процессов.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Госстандарта России. Они включают:
1) утверждение типа средств измерений;
2) поверку средств измерений, в том числе эталонов;
3) лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже, прокату средств измерений.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
1) за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
2) за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
3) за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на ряд сфер, в том числе такие, как:
1) банковские, налоговые, таможенные, почтовые операции;
2) производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
4) обязательная сертификация продукции и услуг[23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе изучено правовое регулирование качества продукции, работ и услуг. Регулирование осуществляется для оценки и контроля уровня и состояния качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции.
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Основными инструментами технического регулирования стали технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор.
Закон «О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям; направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.
Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национально-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, то есть на обеспечение технологической безопасности государства.
России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О техническом регулировании» // Российская газета. - 2002 г. - № 245.
2. Гвоздева С.М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Известия Саратовского университета. – 2010. - № 1. - С. 63-67.
3. Куприянова Л.М. Качество продукции: проблемы и решения // Мир новой экономики. - 2015. - № 3. – С. 75-84.
4. Мхитарян Ю.И. Правовые отношения, стандартизация и регулирование качества // Век качества. – 2014. - № 3. С. 4-9.
5. Менеджмент: учебник / Веснин В.Р. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
6. Максимова Е.С. Проблема управления качеством услуг в сфере рекламы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2013. - № 1. - С. 56-60.
7. Николаева М.А., Лебедева Т.П. История возникновения и развития стандартизации в России и за рубежом // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - № 3- С. 86-89.
8. Панова А.С. Качество товаров, работ, услуг как правовая категория // Журнал российского права. – 2010. - № 4. – С. 79-85.
9. Панова А.С. О нормативном содержании законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества продукции // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. - № 1. - С. 249-256.
10. Прохоров Ю.К. Новое в законодательстве о регулировании качества // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2004. - № 4. – С. 87-89.
11. Писарев В.Н., Прохоров Н.Г. К вопросу о добровольной сертификации оборонной продукции // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». – 2014. - № 4. – С. 1-4.
12. Предпринимательское право: учебник / под ред. Эриашвили Н.Д., Мышко Ф.Г. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. - 415 с.
13. Предпринимательское право: учебник / под ред. Баркова А.В., Эриашвили Н.Д., Харитоновой Ю.С. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 535 с.
14. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие / Кудинов О.А. - М.: Дашков и К, 2013. - 268 с.
15. Смирнов В.В. Теоретические аспекты процесса обеспечения качества продукции // Вестник Чувашского университета. – 2009. - № 2. – С. 176-179.
16. Самсонов С.В. Применение стандартов качества на современных предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. - № 6. - С. 92-94.
17. Управление качеством: учебник / Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.
18. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие. Зайцев Н.Л. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра-М, 2008. - 455 с.
19. Экономика предприятия: учебник / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
20. Экономика предприятия: учебное пособие. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 133 с.
21. Экономика предприятия: электронный учебник / Юркова Т.И, Юрков С.В. - 2006. - 119 с.
22. Экономика предприятия: конспект лекций / Душенькина Е.А. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
23. Экономика предприятия: учебное пособие, краткий курс / Ильин А.И. - Мн.: Новое знание, 2007. - 236 с.
24. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.
25. Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учебное пособие / Муромцев Д.Ю., Муромцев Ю.Л., Тютюник В.М., Белоусов О.А. - Тамбов: ТГТУ, 2007. - 96 с.
-
Предпринимательское право: учебник / под ред. Баркова А.В., Эриашвили Н.Д., Харитоновой Ю.С. - М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 201. ↑
-
Управление качеством: учебник / Д.А. Шевчук. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – С. 4. ↑
-
Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие / Кудинов О.А. - М.: Дашков и К, 2013. – С. 8. ↑
-
Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие. Зайцев Н.Л. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра-М, 2008. – С. 115. ↑
-
Смирнов В.В. Теоретические аспекты процесса обеспечения качества продукции // Вестник Чувашского университета. – 2009. - № 2. – С. 177. ↑
-
Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 204. ↑
-
Предпринимательское право: учебник / под ред. Эриашвили Н.Д., Мышко Ф.Г. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. – С. 98. ↑
-
Экономика предприятия: учебное пособие, краткий курс / Ильин А.И. - Мн.: Новое знание, 2007. – С. 24. ↑
-
Максимова Е.С. Проблема управления качеством услуг в сфере рекламы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2013. - № 1. - С. 56. ↑
-
Николаева М.А., Лебедева Т.П. История возникновения и развития стандартизации в России и за рубежом // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - № 3- С. 86. ↑
-
Мхитарян Ю.И. Правовые отношения, стандартизация и регулирование качества // Век качества. – 2014. - № 3. С. 6. ↑
-
Самсонов С.В. Применение стандартов качества на современных предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. - № 6. - С. 93. ↑
-
Менеджмент: учебник / Веснин В.Р. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – С. 283. ↑
-
Панова А.С. Качество товаров, работ, услуг как правовая категория // Журнал российского права. – 2010. - № 4. – С. 82. ↑
-
Куприянова Л.М. Качество продукции: проблемы и решения // Мир новой экономики. - 2015. - № 3. – С. 80. ↑
-
Панова А.С. О нормативном содержании законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества продукции // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. - № 1. - С. 253. ↑
-
Панова А.С. О нормативном содержании законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества продукции // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. - № 1. - С. 255. ↑
-
Гвоздева С.М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Известия Саратовского университета. – 2010. - № 1. - С. 63. ↑
-
Гвоздева С.М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Известия Саратовского университета. – 2010. - № 1. - С. 64. ↑
-
Писарев В.Н., Прохоров Н.Г. К вопросу о добровольной сертификации оборонной продукции // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». – 2014. - № 4. – С. 2. ↑
-
Писарев В.Н., Прохоров Н.Г. К вопросу о добровольной сертификации оборонной продукции // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». – 2014. - № 4. – С. 3. ↑
-
Экономика предприятия: учебник / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 219. ↑
-
Прохоров Ю.К. Новое в законодательстве о регулировании качества // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2004. - № 4. – С. 88. ↑