Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг (Общая характеристика правового регулирования качества товаров, работ и услу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной модели экономики признано, что регулирование качества товаров осуществляется, как правило, путем конкурентной борьбы, самими субъектами хозяйствующей деятельности. Безусловно, этот тезис не бесспорный, поскольку конкурентная среда не однородна и в ходе конкурентной борьбы используются различные механизмы и способы выживания на рынке как законные, так и незаконные, и возникает неоднородное отношение предпринимателей к качеству товаров.

Качество - это совокупность свойств изготовленной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Качество продукции, работ, услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любого предприятия в современных условиях. От качества товаров зависит многое в экономической и социальной жизни страны и любого потребителя. Переход России к новой экономической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что в дальнейшем только качественные товары гарантируют конкурентоспособность производителю.

К сожалению, на прилавках даже дорогих магазинов, покупателям могут продать откровенно несвежий продукт. По данным Росстата до 80 процентов всех товаров, реализуемых на территории страны, не соответствует нормам безопасности и качества.

Сегодня во всем мире качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках. Оно превратилось в источник роста национального богатства. В этом мнении солидарны как российские, так и зарубежные предприниматели. Так, по результатам исследования, проведенного известной консалтинговой компанией Grant Thornton International, 70 процентов иностранных предпринимателей и 73 процента российских рассматривают качество товаров и услуг как главное преимущество в конкурентной борьбе. Исключение составляют лишь Китай, где такого мнения придерживаются лишь 46 процентов опрошенных (меньше всего в мире), и Индия, уделяющая особое внимание «силе бренда» и «ценовой политике».

С 1989 г. по инициативе Европейской организации по качеству при поддержке ООН ежегодно во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. В эти дни в большинстве государств Европы, Азии и Америки проходят мероприятия, цель которых - подчеркнуть значение высокого качества продукции, услуг, управления обществом для обеспечения устойчивого развития и достойной жизни граждан.

Следует подчеркнуть, что XXI век объявлен мировым экономическим сообществом Веком качества. В современных условиях фактор качества становится решающим для повышения конкурентоспособности России, играет важную роль в реализации приоритетных национальных проектов.


Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы «Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг».

Цель курсовой работы заключается в определении основных направлений развития основ правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

В ходе исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть общую характеристику правового регулирования качества товаров, работ и услуг;

2) изучить регулирование производственной деятельности посредством стандартизации, сертификации продукции и обеспечения единства измерений.

Объектом исследования в курсовой работы является правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.

Предметом исследования в курсовой работе является рассмотрение отдельных вопросов, которые сформулированы в качестве задач данного исследования.

Теоретической и методологической основой при написании курсовой работы послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Общая характеристика правового регулирования качества товаров, работ и услуг

Качество продукции должно удовлетворять общественные и личные потребности. Качество и количество выпускаемой продукции являются источником национального богатства страны. Высокое качество продукции - это интенсивный фактор роста национального богатства.

В современных условиях выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности, которая связана с ценой и качеством продукции.

В настоящее время на международных рынках имеют спрос товары высокого качества по относительно умеренным ценам. Продукция низкого качества, как правило, не находит сбыта даже по низким ценам. Это обстоятельство имеет большое значение для организации работ по управлению качеством продукции. Отличительной особенностью проблемы качества в современных условиях является то, что с изменением условий и жизни людей она не упрощается, а становится все более сложной.


Общепризнанное определение качества продукции таково.

Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением[1].

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом – обязательным требованиям к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации[2]. Правовое регулирование, обеспечение качества означает правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ, услуг.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который на основе спроса и предложения определяет развитие производства, цену товара и его качество. Отсюда правовое регулирование качества характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора[3]. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Между тем если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК РФ).

Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей[4]. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве, и прежде всего, Федеральным законом «О техническом регулировании».

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия, определяет права и обязанности участников регулируемых отношений.


Следует отметить, что положения вышеуказанного закона не действуют на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Государственное регулирование качества осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, полномочиями которого являются:

1) организация экспертизы проектов национальных стандартов, принятие программы разработки и последующее утверждение национальных стандартов;

2) обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

3) осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

4) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

5) организация всеобщей доступности и распространение национальных стандартов;

6) участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;

7) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;

8) представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации[5].

Обязательные для применения и исполнения требования к качеству устанавливаются техническими регламентами. Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[6].

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.


Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия; правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент[7].

Оценка соответствия качества требованиям, устанавливаемым техническими регламентами, проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. В Российской Федерации действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов[8].

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.