Файл: УП_Финансы орг-ий_Мушовец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2340

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затраты по статьям калькуляции классифицируются как затраты на : сырье и материалы ; покупные изделия и полуфабрикаты ; топливо и энергию на технологические нужды ; основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих ; социальное страхование ; содержание и эксплуатацию оборудования . Сюда же включаются общепроизводственные ( цеховые ) и общехозяйственные ( общезаводские ) расходы.

В целях анализа в организациях составляются плановые и фактические калькуляции . .

Группировка затрат по признаку зависимости от объема производства ( реализации ) осуществляется на : переменные и условно - постоянные ( постоянные ) . В основе названного деления лежит различная степень изменения затрат в зависимости от объемов деятельности.

К переменным издержкам относятся стоимость : сырья и материалов ; комплектующих покупных изделий ; полуфабрикатов ; услуг производственного назначения ; топливно-энергетических ресурсов на технологические цели . К ним также относятся : заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды ; расходы по ремонту и обслуживанию оборудования.

К условно- постоянным - относятся издержки, не зависящие от объема деятельности. Это : вспомогательные материалы ; топливо и энергия на нетехнологические нужды ; заработная плата инженерно - технических работников и служащих ; отчисления на социальные нужды ; амортизационные отчисления и прочие производственные расходы.

В зависимости от способа распределения издержек между конкретными изделиями все затраты разделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы - это те, которые могут быть отнесены на издержки данного вида продукции прямым счетом, т е. по нормам расхода и расценкам ( сырье, материалы, заработная плата, амортизация ).

Косвенные расходы, связаны с производством всех видов продукции на данном предприятии. Поэтому на издержки отдельных видов изделий они относятся косвенно, пропорционально какому -либо показателю.

На практике существуют и такие группировки расходов организации : основные и накладные ; регулярные и единовременные ; нормируемые и ненормируемые.


4.3. Планирование и контроль затрат на производство

и реализацию продукции( работ, услуг)


Все затраты на производство и реализацию продукции отражаются в финансовых планах организаций . Их расчет включает в себя формирование затрат на единицу продукции ( калькулирование затрат ) и определение общих затрат на весь выпуск.

В организациях специалисты финансово - экономического профиля составляют плановые калькуляции затрат на производство и реализацию продукции . Для этого используются различные методы путем , Однако чаще используется метод прямого счета. Расчет делается по отдельным статьям на основе нормирования затрат труда, материалов, топлива, энергии, использования оборудования с учетом мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.


Кроме калькуляций , в организациях с целью планирования общего объема затрат разрабатываются различные сметы. Это : сметы продаж и сметы затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

В смете продаж обычно содержится информация о предполагаемых объемах реализации и ожидаемой цене продажи единицы каждого товара, стоимость реализуемой продукции в денежном выражении и объемы реализации в натуральном выражении. Эти данные классифицируются по регионам в зависимости от местоположения и удаленности сети сбыта товаров.

На основе расчета объема продаж в натуральном выражении, соответствующим расчетом определяется объем производства в организации . Это выражается в составлении сметы.

Сметный объем производства в натуральном выражении определяется следующим образом :

первое, к ожидаемому объему продаж прибавляется необходимое количество материальных запасов на конец года ;

второе, вычитаются материальные запасы на начало года;

Смета затрат на производство и реализацию продукции, (работ, услуг)в денежном выражении определяется путем умножения объема производства конкретных продуктов в натуральном выражении на полную себестоимость единицы товара, определенную в плановых калькуляциях.

Сметная величина затрат на производство и реализацию продукции , работ, услуг образует производственную себестоимость .

Кроме производственной себестоимости в хозяйственной практике используется понятие полная себестоимость.

Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Коммерческие расходы связаны с продвижением товаров на рынок ( реклама, транспортировка , хранение ). Они могут выделяться в смете затрат на производство и реализацию продукции ( работ, услуг ) отдельной строкой.

В целях более точного прогнозирования и контроля затрат организации могут составлять : смету прямых материальных затрат ;

смету затрат на оплату труда ; смету накладных расходов ( заработная плата , управленческого и вспомогательного персонала, амортизация основных средств и нематериальных активов, вспомогательные материалы, расходы на энергию и освещение, текущий ремонт, страховые взносы, налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг.

Организации планируют себестоимость реализуемой продукции , работ, услуг. Этот показатель отличается от себестоимости товарного выпуска на величину изменения себестоимости переходящих остатков нереализованной продукции прошлого отчетного периода. Для расчета используется формула :

С р = О н + Т - О к , где

С р - себестоимость реализованной продукции , руб.; О н - остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года, руб.; Т - выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости , руб.


О к - остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года.

Финансовый контроль за текущими затратами осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности организации : планирования ; финансирования ; анализа.

На стадии планирования рассчитывается экономическая эффективность расходов, проверяется обоснованность норм, определяются пути снижения затрат.

Организации планируют, анализируют и учитывают : затраты в долях рубля на 1 рубль товарной продукции, если она часто обновляется ; снижение себестоимости сравнимой товарной продукции в процентах к предшествующему году в случае ее преобладания в общем выпуске продукции ; себестоимость единицы продукции.

Затраты на 1 рубль товарной продукции рассчитывают делением полной себестоимости этой продукции на ее объем в отпускных ценах.

Процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции определяется делением суммы экономии на себестоимость такой продукции предшествующего года.

В государственных организациях себестоимость контролируется не только самими организациями , но и вышестоящими организациями.

В процессе финансирования расходов сопоставляются размеры производственных запасов сырья, материалов и других товарно - материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции с реальной потребностью в них, контролируется ход выполнения плана производства, реализации продукции, прибыли, определяется финансовое состояние организации на отчетную дату. В процессе финансирования затрат происходит формирование фактической себестоимости продукции, работ , услуг.

Затраты, произведенные в иностранной валюте пересчитываются в рубли Республики Беларусь по курсу Национального Банка Республики Беларусь на дату совершения операции.

В целях снижения затрат в организации происходит их нормирование . Существует перечень затрат , которые включаются в себестоимость по определенным нормам. Это : нормы по обеспечению специальной одеждой, обувью ; нормы на содержание единицы легкового автотранспорта ( кроме специального ), при этом нормируется расход топлива, износ , начисляемый на легковой автомобиль, затраты на его текущее содержание ; затраты на командировки ;

оплата консультационных и информационных услуг ( 0,5 % выручки от реализации) ; оплата обязательных проверок аудиторских услуг ; представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций ; затраты на подготовку кадров в средних специальных и высших учебных заведениях ( не могут превышать 2 % расходов на оплату труда работников , относимых на себестоимость за год. ) ; затраты на рекламу и маркетинговые услуги ; премирование работников за экономию материальных ресурсов.

Финансовый контроль не должен допускать фактов неправомерного отнесения на себестоимость затрат, имеющих другие источники финансирования.


Нельзя включать в себестоимость затраты

на :премирование работников за результаты работы сверх размеров, предусмотренных законодательством ; выплату вознаграждений за год ; выдачу материальной помощи ; выдачу беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий работников организации ; оплату проезда, жилья, путевок на лечение работников организации и др.

Финансовый контроль при анализе издержек включает :

оценку обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции ; установление степени выполнения плана по себестоимости ; определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости ; определение окупаемости издержек .

При анализе издержек производства и обращения уделяется внимание таким показателям, как : затраты предметов труда на 1 руб. товарной продукции и трудовые затраты на 1 руб. товарной продукции.

Финансовый контроль должен обеспечивать правильность формирования себестоимости и финансовых результатов. Он не должен допускать фактов неправомерного отнесения на себестоимость затрат, имеющих иные источники финансирования.


5.Денежные поступления и доходы организации


5. 1. Доходы , выручка от реализации, факторы,

влияющие на их рост

Доходы являются результатом деятельности любой организации. Доходами признаются поступления активов ( денежных средств, иного имущества ) в адрес организации , приводящие к увеличению ее капитала. Они в зависимости от характера деятельности подразделяются на : доходы от основных видов деятельности и прочие поступления ; операционные доходы ;- внереализационные доходы ; чрезвычайные доходы.

Доходами от основных видов деятельности являются : вы-

ручка от реализации продукции ; поступления, связанные с выполнением работ , оказанием услуг, а также плата за предоставление организацией во временное пользование своих активов по договору аренды ; выручка от продажи прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности ; поступления за участие в уставных капиталах других организаций ; прочие поступления.

Операционные доходы : если перечисленные виды не составляют предмет основной деятельности , то они относятся к операционным доходам . Сюда также относятся : ведение совместной деятельности по договору простого товарищества ; продажа основных средств и иных активов ; получение процентов за предоставление в пользование других структур денежных средств организации, а также процентов за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационные доходы образуют : штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров ; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения ; поступления в возмещение причиненных организации убытков ; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году ; суммы кредиторской задолженности , по которым истек срок исковой давности ; курсовые разницы ; суммы дооценки активов ( за исключением внеоборотных активов ) ;


прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайные доходы - это поступления , которые образовались в результате возникших чрезвычайных обстоятельств , а также в процессе хозяйственной деятельности : страховое возмещение за причиненный ущерб; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет организации за отгруженную продукцию и иные ценности ( включая основные фонды ) , выполненные работы, оказанные услуги..

Выручка от реализации является важнейшей финансовой категорией, которая выражает денежные отношения между поставщиком и потребителем товара. Она выступает как один из главных источников поступления финансовых ресурсов и денежных средств организации.

В Республике Беларусь выручка определяется тремя способами по решению самой организации : по мере отгрузки ; по мере прихода денежных средств на расчетный счет организации.

При расчете наличными деньгами - по поступлению денежных средств в кассу организации .

Выбранный способ устанавливается в начале года приказом по учетной политике , который вместе с годовым балансом предоставляется организацией в инспекцию Министерства по налогам и сборам. Таким образом , выручка от реализации продукции является :

основным регулярным источником средств для организации ; источником восстановления затраченных на производство денежных средств и создания необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.

Несвоевременное ее поступление приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям.

Организации , экспортирующие продукцию, получают валютную выручку.

Выручка от реализации включает в себя три элемента : себестоимость ; прибыль ; косвенные налоги и отчисления .

Себестоимость - эта часть направляется на возмещение затрат. То есть, это возмещение простого воспроизводства. Отсюда платятся налоги ( земельный, экологический, чрезвычайный ), делаются отчисления во внебюджетные фонды.

Вторая часть - прибыль - она является источником формирования децентрализованных и централизованных финансовых ресурсов. Прибыль направляется в фонды предприятия , обеспечивает решение его экономических, технических и социальных задач. Часть прибыли уплачивает в бюджет в виде налогов ( на недвижимость, на доходы и прибыль , местных налогов ).

Третья часть - это косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость , акцизы, отчисления в целевые бюджетные фонды ).

На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы :

- в сфере производства - объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др. ;

- в сфере обращения - ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов , уровень цен ;