ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 308
Скачиваний: 3
УО «ЧАСТНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Е. В. Васина
Денежно-кредитное регулирование
Учебно-методическое пособие
Минск 2007
Содержание
Введение
Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Тема 2. Организация и регулирование денежного обращения
2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки
2.2. Методы регулирования деятельности коммерческих банков Центральным банком Республики Беларусь
2.3. Организация и регулирование денежного обращения
2.4. Организация эмиссионной деятельности центральных банков
2.5. Анализ состояния и прогнозирования Национальным банком наличного денежного оборота
2.6. Денежная масса и методы ее оценки
2.7. Рефинансирование банков
2.8. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
Тема 3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования
3.1. Методы денежно-кредитной политики
3.2.1.Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков
3.2. Нормативы безопасного функционирования банков
3.2.2. Размеры уставного фонда и нормативного капитала банка
3.2.3. Нормативы ликвидности банка
3.2.4. Нормативы достаточности нормативного капитала банка
3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
3.2.6.Нормативы ограничения валютного риска
3.2.7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
3.3. Вспомогательные методы.
Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
4. 1. Банковский кодекс Республики Беларусь как основа денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования
4.2. Цели денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
4.2.1.Цель денежно-кредитной политики
4.2.2.Промежуточные монетарные ориентиры
4.3.Инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
4.3.1.Денежно-кредитные показатели
4.4. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2007 году
Тема 5. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
5.1. Валютная система и валютная политика
5.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
5.3. Спрос в предложение валюты
5.4. Паритет покупательной способности
5.5. Платежный баланс
5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
6.2. Опыт параллельного хождения иностранной валюты в Республике Литва
Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
7.1.Основные направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь
7.2.Связь курсовой и экономической политики в условиях подготовки к созданию валютного союза
7.3. Нормативно-правовое обеспечение валютного регулирования в Республике Беларусь
7.4. Валютное регулирование и валютный контроль
7.5. Механизм реализации политик регулирования валютного курса
Литература
Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
Для целей эффективного функционирования любой экономической системы одной из задач государства является обеспечение максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. соответствия количества денег в обращении (иначе - их предложение со стороны государства) потребностям хозяйственного оборота (т.е. спросу на деньги в экономике).
Предложение денежных остатков, поступающих в распоряжение, как хозяйствующих субъектов, так и населения в целом, определяется в основном политикой Национального банка, регулирующей операции кредитно-банковской системы и тем самым объем кредитов и денег в обращении. Спрос на деньги напрямую связан с уровнем деловой активности в экономике и определяется размером валового национального продукта в реальных ценах. Своевременная и правильная оценка возможного размера будущего совокупного спроса на деньга в экономике является важнейшим условием эффективности проводимой государством денежно-кредитной политики.
С точки зрения классической западной теории, общий спрос на деньги в экономике подразделяется на спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Причем спрос на деньги для сделок ставится в прямую зависимость от валового внутреннего продукта в денежном выражении и в обратную от изменения процентной ставки на каком-либо временном интервале. Отрицательная корреляция со ставкой процента связана с тем, что последняя фактически является вознаграждением за хранение богатства в форме приносящих доход финансовых активов, а не в форме денежных сбережений, по которым, процент или не выплачивается вообще, или выплачивается в небольшом размере. Однако связь здесь все же опосредованная, т.к. она регулируется в зависимости от общего денежного и товарного уровней экономики. Это означает, что стремление экономических агентов при росте процентных ставок уменьшить количество денег для сделок с переводом их в финансовые активы имеет объективные границы (объем необходимых сделок). Что касается спроса на деньги со стороны активов, то он следует из возможности выполнения деньгами функции средства накопления (сбережения) в форме разнообразных финансовых активов и связь его с уровнем процента непосредственная, т.е. можно достаточно четко проследить зависимость спроса на деньги со стороны активов и величины процента в экономике.
Таким образом, возможность достижения равновесия на денежном рынке проявляется прежде всего через соотношение двух вышеописанных элементов, а именно общего совокупного спроса на деньги и предложения последних со стороны государства.
Денежно-кредитная политика является одним из основных средств установления такого равновесия и представляет собой целенаправленные воздействия государства в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение экономического роста, регулирование инфляции, обеспечение максимальной занятости населения и выравнивание платежного баланса.
Цели денежно-кредитной политики можно классифицировать по следующим признакам:
а) по границам действия:
- внешние: равновесие платежного баланса, устойчивость национальной валюты;
- внутренние: стабилизация производства, уровня цен, достижение наиболее полного уровня занятости населения;
б) по времени действия:
-конечные: экономический рост, ограничение уровня инфляции и так далее;
-промежуточные: определяют значение основных
экономических переменных на длительных временных интервалах (год
и более). Они включают в свой состав совокупность показателей экономической системы, характеризующих объем денежной массы, размеры предоставленных кредитов, структуру и изменение объема национального дохода (валового внутреннего продукта), а также ряд показателей, характеризующих международное положение страны, а именно, торговый и платежный баланс, обменный курс национальной денежной единицы и так далее;
-тактические, достижение которых возможно путем каждодневных (на временных интервалах менее 1 года) регулирующих действий Центрального банка на фондовом, валютном и других рынках.
Данная временная градация представляет собой определенную кредитной политикой иерархию, с помощью которой возможен постоянный контроль и постепенное достижение целей все более высокого порядка и их корректировка в соответствии с реально складывающейся экономической ситуацией.
Сущность денежно-кредитной политики также проявляется и в механизме ее действия (а именно, воздействуя на что, можно достичь конечных целей денежно-кредитной политики).
Классическая теория денежно-кредитного регулирования предполагает существование тесной зависимости функции спроса на деньги от нормы процента объема обращающейся денежной массы и использует следующую схему воздействия:
Денежная масса—Норма процента — Капиталовложения — Национальный ДОХОД.
Таким образом, воздействуя на денежную массу, Центральный банк соответственно изменяет уровень ссудного процента, т.е. экономическую конъюнктуру на денежном рынке. Последнее определяет уровень деловой активности в экономике (или объем инвестиционных решений хозяйствующих субъектов). Величина, на которую в конечном итоге изменяется национальный доход (или валовый внутренний продукт), зависит от степени роста или снижения объема инвестиций и размера мультипликатора доходов. Тем самым, изменяя условия денежного рынка и, следовательно, капиталовложений, правительство может оказывать воздействие на процессы производства, инфляции и занятости.
Из приведенной схемы также видно, что непосредственными объектами воздействия являются денежная масса и норма процента.
1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
В зависимости от выбора приоритетов воздействия (денежная масса, норма процента или то и другое одновременно) различают жесткий, гибкий и промежуточный виды денежно-кредитного регулирования.
Под жестким денежно-кредитным регулированием понимают постановку такой тактической цели, которая преследует сохранение объема денежной массы на неизменном уровне. Тогда всякое изменение спроса на деньги будет влиять на норму процента, оставляя фиксированной величину денежной массы в обращении.
Гибкое денежно-кредитное регулирование предполагает сохранение нормы процента на каком-либо определенном уровне (графически это даст горизонтальную кривую предложения денег). Этот вариант денежно-кредитного регулирования предполагает, что изменение спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя неизменной норму процента.
Маневрирование между описанными выше видами денежно-кредитного регулирования, или промежуточное регулирование, дает Центральному (Национальному) банку возможность выбора степени своего влияния на уровень спроса на деньги в соответствии со складывающейся экономической конъюнктурой. Во-первых, это регулирование нормы процента, но в размере, недостаточном для поддержания объема обращающейся денежной массы на неизменном уровне; во-вторых, рост количества денег в обращении, но в размере, недостаточном для поддержания нормы процента на неизменном уровне.
На основании рассмотренных видов государственного воздействия на финансовый рынок выделяют также два типа денежно-кредитной политики: кредитную регистрацию и кредитную экспансию.
Кредитная экспансия как один из типов денежно-кредитной политики предусматривает расширение масштабов кредитования реального сектора экономики, ослабление контроля над приростом количества денег в обращении, уменьшение налоговых ставок, расширение налоговых льгот, снижение уровня ссудного процента в экономике. Подобные мероприятия оказывают положительное влияние на динамику капиталовложений, обеспечивают рост деловой активности в реальном секторе экономики, оживляют потребительский спрос, т.е. способствуют выведению экономики из кризисного состояния, Данный тип денежно-кредитной политики применим, а условиях кризисного спада хозяйственной активности в экономике и достаточно успешно используется мировым сообществом с целью оживления конъюнктуры рынка в условиях падения объемов производства и роста безработицы.
В противоположность этому типу кредитная рестрикция характеризуется повышением уровня процента в экономике, увеличением налогов, сокращением государственных расходов, сдерживанием темпов эмиссии платежных средств и другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление (т.е. установление равновесия) платежного баланса, государственного бюджета. Однако данные целевые ориентиры достигаются за счет падения объемов производства, роста безработицы и т.д. Данный тип денежно-кредитной политики
В отличие от видов денежно-кредитного регулирования политика предусматривает более широкий круг рычагов, воздействующих на экономику. проводится в условиях т.н. «перегрева» экономики с целью ограничения чрезмерных темпов экономического роста.
Рассмотренные типы денежно-кредитной политики
используются с целью достижения ацикличности хозяйства, т.е. перевода цикличного развития экономики в русло стабильных темпов экономического роста (до 3-5% в год). Причем кредитная экспансия исключает возможность борьбы с инфляцией со стороны спроса населения и достижение равновесия платежного баланса, а рестрикция не способствует активизации производства и увеличения занятости населения. Таким образом, цели денежно-кредитного
регулирования представляют собой так называемый «магический четырехугольник», когда одновременное достижение их не представляется возможным.
1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
Составной частью макроэкономической политики государства является денежно-кредитное регулирование - основа развития и надежного функционирования, как банковской системы, так и экономики в целом. В макроэкономическом плане экономику страны представляют в разрезе четырех взаимосвязанных секторов: реального (предприятия и домашние хозяйства), фискального (правительство), внешнего (связь с внешним миром) и монетарного (или денежного). Реализация денежно-кредитного регулирования происходит в монетарном секторе, через который проходят потоки денежных средств для обеспечения функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального, производящего и потребляющего товары и услуги.
Под денежно-кредитным регулированием принято понимать совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Система монетарного регулирования состоит из:
-
принципов организации денежно-кредитного регулирования:
-
независимости центрального банка;
-
централизации управления системой монетарного регулировании;
-
построения иерархии целей;
-
соответствия числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования
-
открытости и транспарентности денежно-кредитной политики
-
правил и целей;
-
механизмов (условий и порядка передачи сигналов центрального банка экономике в целом, а также порядка использования методов и инструментов);
-
методов и инструментов;
-
объектов регулирования (показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, которые изменяются в зависимости от проводимых центральным банком операций);
-
субъектов регулирования в узком (банковская и парабанковская системы) и в широком (население, субъекты хозяйствования и т. д.) смыслах.