Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 2924
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Факторы экономической безопасности
2.1. Анализ показателей экономической безопасности РФ
2.2.Анализ внешних и внутренних угроз региональной безопасности Свердловской области
2.3. Анализ стратегии национальной экономической безопасности РФ
3. МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И РЕГИОНОВ
во-вторых, определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;
в-третьих, механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия
Рассмотрим показатели долговой устойчивости РФ. Данные отобразим в таблице 7.
Таблица 1. Показатели долговой устойчивости РФ за период 2013-2017 годов
Показатели |
2013 год |
2015 год |
2017 год |
Отношение госдолга к ВВП в % |
11.3 |
14.2 |
13.6 |
Отношение госдолга к доходам в % |
58 |
71.4 |
80.2 |
Доля расходов на обслуживание госдолга |
2.7 |
2.8 |
3.3 |
Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета |
2.7 |
2.8 |
3.8 |
Отношение внешнего долга к объему экспорту |
10.9 |
16.7 |
17.2 |
Отношение расходов на обслуживание внешнего долга к объему экспорту |
0.48 |
0.55 |
0.76 |
Нестабильная экономическая ситуация, неразвитость законодательства, а также дефицит технологий повлияли и на доходность многих компаний привлекающих прямые иностранные инвестиции, что привело к их сокращению. Данная ситуация показала и то, что отечественные инвесторы вкладывающие прямые инвестиции так же отказываются от инвестирования отечественных компаний и вывозят свой капитал заграницу
Все показатели долговой устойчивости Российской Федерации находятся в безопасной зоне, и страна имеет уверенный запас долговой прочности. Однако нельзя не отметить сохраняющуюся динамику роста показателей долговой устойчивости Российской Федерации, что является негативным моментом и может пагубно отразиться на экономической безопасности страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Подведем итог по второй главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением показателей экономического развития РФ, а также рассмотрена стратегия национальной экономической безопасности РФ.
Было выяснено, что в системе экономической безопасности РФ наблюдается ряд проблем, речь о которых наблюдается в следующей главе.
3. МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И РЕГИОНОВ
Последние десятилетия в системе мирового хозяйства РФ занимает одно из важнейших мест и, соответственно, в системе экономической безопасности регулярно появляются новые вызовы и угрозы во внутренней и внешней политике и экономике.
С одной стороны, правительство не имело достаточно средств для дальнейшего наращивания совокупного спроса, с другой, дополнительные деньги, поступающие в экономику, приводили лишь к запуску инфляционной спирали и стерилизовались путем роста цен. Встал вопрос необходимости поиска новых подходов к экономической политике.
Одной из характерных черт развития экономики страны в межкризисный период было наращивание внешнего долга. В то время как государство достаточно консервативно подходило к внешним заимствованиям, корпоративный сектор и банки активно пользовались возможностью получения дешевых кредитов у иностранных финансовых структур, а также реструктуризацией задолженности.
На сегодняшний день, в системе экономической безопасности РФ, как и во всей экономике, существует множество проблем, среди которых:
1.Увеличение государственного долга;
2.Социально-экономические проблемы
3.Снижение объемов промышленного производства и т д.
На основании вышеназванных проблем можно сказать о том, что экономика России последних лет переходит на политику импорт замещения, которая направлена на замену зарубежных товаров и услуг отечественными аналогами.
Помимо вышеназванных проблем, характерных непосредственно для экономического развития РФ, принято выделять и несколько проблем, которые влияют на привлечение инвестиций:
1. пробелы в законодательстве страны в области инвестиций и налоговых сборов;
2. высокие экономические риски в связи с нестабильной экономической ситуации России в мире;
3. зависимость страны от вывоза сырья и отсутствие наукоемких отраслей;
4. внешняя политическая напряженность, введение санкций и эмбарго.
Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономические трудности, Российская Федерация имеет все возможности для существенной активизации своего участия в мировом хозяйстве:
1.огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;
2.высокий научно-технический потенциал;
3.значительные трудовые ресурсы всех уровней;
4.относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).
В этой связи, можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые приведут к развитию национальной экономики:
1.Сокращение расходных статей бюджета;
2.Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;
3.Инвестирование в АПК России и т.д.
Данный спектр мероприятий поможет преодолеть негативные тенденции в экономике России и позволит развивать национальное хозяйство.
Многие экономисты считают Россию страной с непривлекательным инвестиционным климатом, что подтверждают оттоки не только иностранных, но и отечественных инвестиций.
Основными путями решения выделенных проблем могут стать:
1. Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования;
2. Совершенствование налогового законодательства в части инвестиций и поддержка инновационных компаний;
3. Необходимо развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.
Стратегия национальной экономической безопасности РФ до 2020 года состоит из 6 основных разделов: [10]2
1.Общие положения.
2.Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития (глобализация, появление новых угроз, многосекторная дипломатия, распространения ядерного оружия).
3.Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.
4.Обеспечение национальной безопасности.
5.Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации данной стратегии.
6.Основные характеристики состояния национальной безопасности.
Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:
1.в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
2.в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
3.в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года разработана в соответствии с поручением главы государства от 4 июня 2008 г. № Пр-1150 межведомственной рабочей группой в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования. [11]2
«Стратегия» национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности.
Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
1.повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
2.экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
3.наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
4.экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; [12]2
5.стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства
Таблица 1. Прогнозные показатели долговой устойчивости РФ за период 2019-2021 годов
Показатели |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Отношение госдолга к ВВП в % |
12.7 |
12.5 |
11.8 |
Отношение госдолга к доходам в % |
78 |
71.4 |
70.2 |
Доля расходов на обслуживание госдолга |
3.2 |
2.8 |
2.3 |
Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета |
3.7 |
3.3 |
2.8 |
Отношение внешнего долга к объему экспорту |
16.9 |
16.7 |
16.2 |
Отношение расходов на обслуживание внешнего долга к объему экспорту |
0.68 |
0.65 |
0.56 |
Практическая реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государства, которая включает в себя:
1. возможность государству самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;
2.активно влиять на процессы, затрагивающие национальные интересы страны;
3.общественное согласие для предотвращения внутренних конфликтов, способных привести к негативным последствиям в экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы подведем итог и сделаем выводы:
Экономическая безопасность государства представляет собой совокупный механизм, который направлен на поддержание и защиту национальных интересов, а также устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства
Международная экономическая безопасность государства выступает как защитный механизм деятельности страны, именно поэтому, многие государства принимают и утверждают законодательные акты, в которых прописаны направления обеспечения национальной экономической безопасности государства.
В России действует определенный перечень нормативно-правовых актов, который регулирует систему экономической безопасности. В частности, к таким нормативным актам можно отнести: Конституцию РФ Бюджетный Кодекс РФ, а также Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
1.своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2.реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3.обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства и т.д.
Конституционные гарантии национальной безопасности имеют специфические свойства, которые отражают их сущность и природу:
1. Объемность;
2. Универсальность;
3. Основополагающее значение;