Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 2924

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во-вторых, определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;

в-третьих, механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия

Рассмотрим показатели долговой устойчивости РФ. Данные отобразим в таблице 7.

Таблица 1. Показатели долговой устойчивости РФ за период 2013-2017 годов

Показатели

2013 год

2015 год

2017 год

Отношение госдолга к ВВП в %

11.3

14.2

13.6

Отношение госдолга к доходам в %

58

71.4

80.2

Доля расходов на обслуживание госдолга

2.7

2.8

3.3

Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета

2.7

2.8

3.8

Отношение

внешнего долга

к объему

экспорту

10.9

16.7

17.2

Отношение

расходов на

обслуживание

внешнего долга

к объему

экспорту

0.48

0.55

0.76

Нестабильная экономическая ситуация, неразвитость законодательства, а также дефицит технологий повлияли и на доходность многих компаний привлекающих прямые иностранные инвестиции, что привело к их сокращению. Данная ситуация показала и то, что отечественные инвесторы вкладывающие прямые инвестиции так же отказываются от инвестирования отечественных компаний и вывозят свой капитал заграницу

Все показатели долговой устойчивости Российской Федерации находятся в безопасной зоне, и страна имеет уверенный запас долговой прочности. Однако нельзя не отметить сохраняющуюся динамику роста показателей долговой устойчивости Российской Федерации, что является негативным моментом и может пагубно отразиться на экономической безопасности страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Подведем итог по второй главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением показателей экономического развития РФ, а также рассмотрена стратегия национальной экономической безопасности РФ.


Было выяснено, что в системе экономической безопасности РФ наблюдается ряд проблем, речь о которых наблюдается в следующей главе.

3. МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И РЕГИОНОВ

Последние десятилетия в системе мирового хозяйства РФ занимает одно из важнейших мест и, соответственно, в системе экономической безопасности регулярно появляются новые вызовы и угрозы во внутренней и внешней политике и экономике.

С одной стороны, правительство не имело достаточно средств для дальнейшего наращивания совокупного спроса, с другой, дополнительные деньги, поступающие в экономику, приводили лишь к запуску инфляционной спирали и стерилизовались путем роста цен. Встал вопрос необходимости поиска новых подходов к экономической политике.

Одной из характерных черт развития экономики страны в межкризисный период было наращивание внешнего долга. В то время как государство достаточно консервативно подходило к внешним заимствованиям, корпоративный сектор и банки активно пользовались возможностью получения дешевых кредитов у иностранных финансовых структур, а также реструктуризацией задолженности.

На сегодняшний день, в системе экономической безопасности РФ, как и во всей экономике, существует множество проблем, среди которых:

1.Увеличение государственного долга;

2.Социально-экономические проблемы

3.Снижение объемов промышленного производства и т д.

На основании вышеназванных проблем можно сказать о том, что экономика России последних лет переходит на политику импорт замещения, которая направлена на замену зарубежных товаров и услуг отечественными аналогами.

Помимо вышеназванных проблем, характерных непосредственно для экономического развития РФ, принято выделять и несколько проблем, которые влияют на привлечение инвестиций:

1. пробелы в законодательстве страны в области инвестиций и налоговых сборов;

2. высокие экономические риски в связи с нестабильной экономической ситуации России в мире;

3. зависимость страны от вывоза сырья и отсутствие наукоемких отраслей;

4. внешняя политическая напряженность, введение санкций и эмбарго.

Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономические трудности, Российская Федерация имеет все возможности для существенной активизации своего участия в мировом хозяйстве:


1.огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;

2.высокий научно-технический потенциал;

3.значительные трудовые ресурсы всех уровней;

4.относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).

В этой связи, можно сформулировать ряд перспективных направлений, которые приведут к развитию национальной экономики:

1.Сокращение расходных статей бюджета;

2.Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;

3.Инвестирование в АПК России и т.д.

Данный спектр мероприятий поможет преодолеть негативные тенденции в экономике России и позволит развивать национальное хозяйство.

Многие экономисты считают Россию страной с непривлекательным инвестиционным климатом, что подтверждают оттоки не только иностранных, но и отечественных инвестиций.

Основными путями решения выделенных проблем могут стать:

1. Улучшение инвестиционного климата за счет упрощения системы налогового администрирования;

2. Совершенствование налогового законодательства в части инвестиций и поддержка инновационных компаний;

3. Необходимо развивать и инвестировать сферу технологий и инноваций, которые повысят не только статус страны в мировом рейтинге, но и снизят зависимость России от цен на сырье и т.д.

Стратегия национальной экономической безопасности РФ до 2020 года состоит из 6 основных разделов: [10]2

1.Общие положения.

2.Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития (глобализация, появление новых угроз, многосекторная дипломатия, распространения ядерного оружия).

3.Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты.

4.Обеспечение национальной безопасности.

5.Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации данной стратегии.

6.Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:

1.в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

2.в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

3.в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года разработана в соответствии с поручением главы государства от 4 июня 2008 г. № Пр-1150 межведомственной рабочей группой в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования. [11]2

«Стратегия» национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является основным инструментом системы обеспечения национальной безопасности.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

1.повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

2.экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

3.наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

4.экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; [12]2

5.стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства

Таблица 1. Прогнозные показатели долговой устойчивости РФ за период 2019-2021 годов

Показатели

2019 год

2020 год

2021 год

Отношение госдолга к ВВП в %

12.7

12.5

11.8

Отношение госдолга к доходам в %

78

71.4

70.2

Доля расходов на обслуживание госдолга

3.2

2.8

2.3

Отношение расходов на обслуживание госдолга к доходам бюджета

3.7

3.3

2.8

Отношение

внешнего долга

к объему

экспорту

16.9

16.7

16.2

Отношение

расходов на

обслуживание

внешнего долга

к объему

экспорту

0.68

0.65

0.56


Практическая реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государства, которая включает в себя:

1. возможность государству самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;

2.активно влиять на процессы, затрагивающие национальные интересы страны;

3.общественное согласие для предотвращения внутренних конфликтов, способных привести к негативным последствиям в экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы подведем итог и сделаем выводы:

Экономическая безопасность государства представляет собой совокупный механизм, который направлен на поддержание и защиту национальных интересов, а также устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства

Международная экономическая безопасность государства выступает как защитный механизм деятельности страны, именно поэтому, многие государства принимают и утверждают законодательные акты, в которых прописаны направления обеспечения национальной экономической безопасности государства.

В России действует определенный перечень нормативно-правовых актов, который регулирует систему экономической безопасности. В частности, к таким нормативным актам можно отнести: Конституцию РФ Бюджетный Кодекс РФ, а также Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

1.своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2.реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3.обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства и т.д.

Конституционные гарантии национальной безопасности имеют специфические свойства, которые отражают их сущность и природу:

1. Объемность;

2. Универсальность;

3. Основополагающее значение;