Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 2887

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Становится очевидным, что обеспечение экономической безопасности представляет собой важнейшую функцию государства и как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем.

2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РФ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1. Анализ показателей экономической безопасности РФ

Экономика РФ, как и экономика многих современных государств, в последнее время переживает не самые лучшие времена. Данное обстоятельство обусловлено рядом факторов, среди которых можно назвать такие как:

1.Мировая политическая напряженность;

2.Введенные экономические санкции в отношении РФ и т.д.

За последние годы можно наблюдать снижение уровня номинального ВВП, совокупная динамка которого представлена на рисунке 6

Рисунок 6. Размер номинального ВВП России, млрд. долларов США

Как можно заметить из данных рисунка 6., показатель номинального ВВП РФ в разрезе национальной экономики снизился с отметки в 2000 млрд. дол в 2015 году до отметки в 1200 млрд. дол в 2016 году[9]5

Далее рассмотрим динамику уровня ВВП по ППС за аналогичный период, данные о котором представим наглядно на рисунке 7

Рисунок 7 Размер ВВП по ППС России, млрд. долларов США

Как можно заметить из данных рисунка 7., размер ВВП по ППС несмотря на неблагоприятный экономический климат увеличился за последние годы с отметки в 2400 млрд. дол до отметки в 2600 млрд. дол


Нестабильность мирового хозяйства негативно отразилась на таком показателе, как объемы промышленного производства. Отобразим динамику объемов промышленного производства на рисунке 8

Рисунок 8 Динамика объема промышленного производства России, %

Согласно данным рисунка 8. за последние годы можно наблюдать снижение объемов промышленного производства с отметки в 2.5% в 2014 году, до отметки в 1% в конце 2016 года.

Россия в мировом хозяйстве занимает одно из лидирующих мест, осуществляя международные торгово-экономические операции. В связи с последними событиями в мировом хозяйстве, структура и динамика внешней торговли за последние несколько лет претерпела значительные изменения, в том числе снизились общие показатели товарооборота, экспорта и импорта продукции, о чем свидетельствуют данные рисунка 9

Рисунок 9 Динамика и структура внешней торговли РФ за 2013-2017 годы в млрд дол.

В современном мире основной силой, обеспечивающей конкурентоспособность любой страны в международной торговле, являются транснациональные корпорации. Схематично, товарная структура экспорта РФ в XX веке отображена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Структура экспорта РФ в XXI веке

Если же рассматривать географию внешней торговли РФ в области экспорта, то основная доля поставок приходится на Китай и страны ближнего зарубежья. Схематично, структура географии импорта внешней торговли РФ отображена на рисунке 11.

Рисунок 11 - География внешней торговли РФ в млрд. дол

Товарная структура импорта внешней торговли приходится в большинстве своей на приобретение машин и оборудования, продовольственных товаров и сырья. Общая структура товарной структуры импорта внешней торговли РФ отображены на рисунке 12

Рисунок 12 - Товарная структура импорта РФ

Основная же доля товаров, которые импортирует РФ на мировой рынок приходится на топливные и сырьевые товар. Общая структура отображена на рисунке 13

Рисунок 13 - Товарная структура экспорта РФ

Отражением вышеназванных тенденций можно назвать рисунок 13, на котором наглядно показано снижение динамики инвестиций в экономику РФ за последние годы

Рисунок 14 - Динамика инвестиций в экономику РФ в млн. дол.

Для инвесторов и крупных игроков на рынке выгодно, чтобы ставки дисконтирования была невысокой. В случае ее роста ставки дисконтирования инвесторы выводят свои денежные средства

За последние годы ставка дисконтирования в РФ снизилась с отметки в 10% в 2016 году до уровня 7.5% в начале 2018 года. Общая динамика ставки дисконтирования представлена на рисунке 15


Рисунок 15 - Динамика ставки дисконтирования в РФ в %

Как можно заметить из данных рисунка 15., за последние годы ставка дисконтирования увеличивалась, и лишь к началу 2018 года снизилась до отметки в 7.5%.

Снижение ставки провоцирует увеличение объема денег в обороте. Вслед за корректировкой базисного процента коммерческие банки начинают понижать свои кредитные ставки.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десятков лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом, совокупная структура которой представлена на Рисунке 16

Как можно заметить из данных рисунка 16, в структуре собственности РФ на долю частной собственности приходится 77%, 6% на долю муниципальной собственности и 4 % на государственную собственность.

Рисунок 16. Структура собственности в РФ

Активное развитие частной собственности привело к увеличению численности проектов государственно – частного партнерства (ГЧП), совокупная динамика которых представлена на рисунке 17

Рисунок 17 Динамика численности проектов ГЧП в РФ

Рассматривая опыт и специфику использования институтов ГЧП в России, приведем следующие факты. На 1 апреля 2017 г. в Российской Федерации в базе проектов ГЧП размещено всего 2444 проекта с применением механизмов государственно – частного партнерства.

Распределение проектов ГЧП по сферам народного хозяйства отражено на рисунке 18

Рисунок 18 Отраслевое распределение проектов ГЧП в РФ в %

Как видно из рисунка 18, наибольшее количество проектов в Российской Федерации наблюдается в коммунально – энергетической сфере.

Для повышения эффективности механизма государственно – частного партнерства в условиях перехода российской экономики к инновационной экономике важно совершенствовать основу данного механизма, а именно отношения собственности и характер их реализации.

Возможные потери в сферах обеспечения национальной безопасности, социальной стабильности, явно проявившиеся в России за два последних десятилетия, делают подобные риски неизбежными. Вопрос на данном этапе развития должен заключаться не в отказе от госсобственности, а в минимизации связанных с ней рисков путем отлаженного государственного регулирования при более активном общественном контроле.

Риски приватизации на современном этапе, следуя, разделим в соответствии с бюджетным и структурным подходом на два типа. При бюджетном подходе, который можно трактовать как инструмент получения дополнительного бюджетного дохода, происходит сокращение крупных и средних предприятий с государственным участием, зачастую занижаются пороги для покупателей.


Общественные риски здесь связаны с получением краткосрочных выгод при возможной потере долгосрочных, особенно при реализации ликвидных активов; для покупателей крупных предприятий дополнительный риск может проявляться в сохранении последующего контроля государства. Структурный подход имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с бюджетным, ибо полученные от приватизации средства предполагается в основном использовать для инвестиций, кроме того, осуществляется поиск стратегических инвесторов, включая зарубежных..

С одной стороны это порождает различие в представлениях государства и потенциальных собственников, а с другой — спекуляции политиков и других заинтересованных лиц по поводу разных нарушений и «дешевизны» реализуемых объектов госсобственности

2.2.Анализ внешних и внутренних угроз региональной безопасности Свердловской области

Рассмотрим экономические показатели развития Свердловской области. Начнем с динамики валового регионального продукта. Динамика ВРП Свердловской области представлена на рисунке 19

Рисунок 19 Динамика ВРП Свердловской области в млрд..руб

Как можно заметить из данных рисунка 19, за последние годы можно наблюдать рост данного показателя.

Рисунок 20. Динамика индекса промышленного производства в %

Рассмотрим динамику объема отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области. Данные представим на рисунке 21

Рисунок 21 Динамика объемов отгруженной продукции в Свердловской области в млрд. руб.

Денежные доходы в среднем на душу населения Свердловской области за период с 2011 по 2017 г. росли: 2011 г. — 24892,6 р./мес.; 2013 г. — 31013,0 р./мес.; 2015 г. — 32157,3 р./мес.; 2017 г. — 34805,5 р./мес.1 В  2017 г. они  возросли по  сравнению с  предыдущим годом на  8,2%, а  по  сравнению с  2011 г. увеличились в  абсолютном выражении на 9912,9 руб.

Динамика доходов населения Свердловской области представлена ниже на рисунке 22

Рисунок 22 Динамика доходов населения Свердловской области в

тыс. руб.

В структуре денежных доходов населения по показателям 2017 г. наибольший удельный вес имеют: оплата труда — 34,5% (622744 млн р.); социальные выплаты — 16,8% (304489 млн р.); доходы от предпринимательской деятельности — 10,9% (196795 млн р.); доходы от собственности — 5,5% (99932 млн р.) и прочие доходы — 32,3% (584006 млн р.).


Впрочем, нельзя не  отметить, что особенностью социально-экономического развития данного субъекта РФ является сочетание роста среднедушевых доходов населения с  одновременным снижением дифференциации населения по  доходам.

Исходя из  этого, доходы бедной части населения растут быстрее, а богатой — медленнее. В целях повышения уровня жизни и  роста благосостояния населения необходимо реализовывать государственные программы, которые позволят преобразовать Свердловскую область в  социально ориентированный регион, сформировать устойчивый средний класс и  создать комфортную среду для проживания населения

2.3. Анализ стратегии национальной экономической безопасности РФ

В целом, проблема обеспечения экономической безопасности многомерна и многоаспектна и при этом особого внимания заслуживают вопросы проникновения коррупции в сферу общественно-экономических отношений и жизненно важных сфер экономики нашей республики.

Экономическая преступность достигла такого уровня, что является реальной угрозой национальной безопасности. Причиной этому может служить как несовершенная законодательная база, так и потеря контроля за ее полноценным функционированием. Поэтому особую остроту приобретают проблемы совершенствования стратегии экономической безопасности на общенациональном уровне.

За последние годы можно наблюдать снижение уровня ВВП РФ о чем более наглядно свидетельствуют данные рисунка 23

Рисунок 23 Уровень ВВП РФ в %

На основании данных рисунка 23. можно заметить, что показатель ВВП РФ за период с 2012 года по конец 2016 года существенно снижался: в 2012 году он находился на отметке в 3.7%, а к концу 2016 года упал до отметки в 0.2%.

В структуре федерального бюджета РФ за последние годы можно наблюдать дефицит бюджета, так как расходная часть существенно превышает объем доходных поступлений.

Рисунок 24 Динамика дефицита бюджета РФ в млрд. руб.

Стратегия экономической безопасности предусматривает:

во-первых, определение характеристики внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;