Файл: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1782

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значимость проблемы и ее актуальность. В контексте нынешней культуры возможность лица, а именно его право на охрану здоровья со временем, перестает являться исключительно индивидуальным достоянием, оно является одной из важных ценностей для страны и цивильного общества. Характерными чертами в праве охраны здоровья человека и гражданина можно выделить, то, что оно присуще каждому человеку, таким образом, принадлежит каждой личности ещё вплоть до ее появления на свет. Также необходимым условием существования общества в целом связано не только лишь с потребностью в заботе о собственном состоянии здоровья каждого человека, но и ответственностью страны, оказывающей поддержку и укрепление самочувствия граждан этой страны. Жизнедеятельность человека и его состояние здоровья — высшая ценность для общества, с учетом которых обязаны устанавливаться все без исключения иные ценности и блага.

Этот и множество других фактов требуют надлежащего отражения в законодательстве. С целью ликвидации двойственности, бессистемности и безрассудности нормативных правовых актов, свойственных не только лишь для законодательства об охране здоровья людей, но и для других отраслей права, нужна крупномасштабная переоценка базисных основ, на которой и основываются все без исключения общественные права, преобразование его в точно выровненную концепцию, где сформированные цели и векторы формирования никак не исключают и не противоречат друг другу, а напротив пересекаются и функционируют в единую задачу, заложенную в ст.7 Конституции РФ.

С формированием на стабильной основе отечественного парламента в 90-х годах XX в. возникла невероятная активность, законодательной деятельности, что повлекло за собой и быстрое развития законодательства, в этом числе и в области здравоохранения. Переход государства к рыночным отношениям остро установил проблему в потребности коренного улучшения медицинского законодательства.

На сегодняшний день проблема охраны и защиты здоровья граждан, обеспечение стандартного функционирования системы здравоохранения считается одной с основных общественных задач, разрешаемых страной. Комплекс правовых документов в сфере охраны и защиты здоровья граждан, считается основой для общественно-финансовых и медико-санитарных мероприятий, которые обеспечивают приличную жизнедеятельность людей в мире.

Предметом изучения считается Конституционное право людей на охрану здоровья и вопросы его осуществления.


Объектом изучения считается законодательные основы охраны и защиты здоровья.

Целью курсовой работы является законное осуществление охраны здоровья людей, проживающих на территории Российской Федерации, а также ее граждан, пути формирования законодательства в данном направлении.

Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:

  • Изучить исторический аспект становления и развития института защиты права человека на здоровье.
  • Выявить гражданско-правовые основы защиты права на здоровье в РФ.
  • Изучить виды медицинской помощи и основания ее предоставления.
  • Рассмотреть и выявить проблемы реализации права человека на медицинскую помощь.

Научная проработанность темы. Вопросы, связанные с темой настоящей курсовой работы, изучались в трудах таких авторов, как: Абашидзе А.А, А.А. Белоусова, Сергеев Ю.Д., Милушин М.И, Солнцев А.М., Дерендяева Э.Б. и Петрушевский Д.М.

Структура включает в себя: введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение и список используемой литературы.

Глава 1. Право на охрану здоровья, как фундаментальное право человека

1.1 Исторический аспект становления и развития института защиты права человека на здоровье

В наш период времени право на здоровье зафиксировано в качестве значимого права человека во многих международно-правовых актах многоцелевого и областного характера. Оно занимает заслуживающую роль из числа первых основополагающих социальных прав человека.

В науке международного права отсутствуют какие-либо фундаментальные работы по истории возникновения права на здоровье. Частично данные нюансы освещаются в контексте рассмотрения событий формирования и становления международного права прав человека.

Корни права на здоровье разумнее находить в рамках единых истоков развития прав человека. Например, профессор Л. Харт считает, что источники прав человека следует искать в Декларации независимости США 1776 г., которая гласит: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[1]. Прочие эксперты считают, то, что право лица берет основание во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в преамбуле которой сказано, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»[2]. Но, ни в первом, ни во втором из этих актов отсутствует непосредственное напоминание о праве на здоровье. Так же не упоминается о праве на здоровье ни в американском Билле о правах 1791 г.[3], ни в британской Великой хартии вольностей (Magna Charta) 1215 г.[4] и британском Билле о правах 1689 г.[5]


Особенный интерес стоит обратить на суждение профессора Дж. Морсинка, который считает, что положение о медицинском уходе во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. оказалось «под влиянием социалистических идей, пришедших из Латинской Америки»[6]

В связи с данным утверждением обратимся к работе проф. М.А. Глендон, в которой предоставляется исследование формирования и появления прав человека в Латинской Америке. Ученая приходит к выводу о том, что данное право не является продуктом социалистической идеологии, оно значительно основывается скорее на христианском вероучении церкви в доли относящейся защиты человеческого достоинства и общественной справедливости.[7] Это положение впервые получило свое нормативное закрепление в Латинской Америке, а конкретнее в 1917 г. в Конституции Мексики. Конституция Мексики 1917 г. содержала составные элементы права на здоровье, такие как право женщин на медицинское и акушерское обследование, на медикаменты, помощь нянь и заботу о младенцах. Кроме того, в Конституции Мексики 1917 г. было закреплено положение о предоставлении лекарств и медицинской помощи всем членам семьи рабочих.

Мексика на основе Конституции брала на себя обязанность использовать профилактические меры во взаимоотношении предотвращения появления серьезных болезней и эпидемий.

Проф. П. Карроза дополняет, что положения, закрепленные в Конституции Мексики 1917 г., были затем заимствованы другими странами Латинской Америки, а впоследствии и конституциями европейских стран.[8]

Отталкиваясь от перечисленных суждений экспертов и ученых, можно заключить, что появление экономических и социальных прав, в том числе элементы права на здоровье, так или иначе сопряжено с районом Латинской Америки.

Более того, положения о социально-экономических правах, основанных на идеях вероучения и философии, закрепленных в конституциях стран Латинской Америки, никак не считались слепым копированием, а отображали определенное олицетворение революционных мыслей, обхвативших страны Латинской Америки, и считались решением в необходимости обеспечить права и потребности нищих слоев населения.

Данное революционное движение было естественным образом присуще Латинской Америке, оно явилось результатом активной социальной борьбы на континенте и стремлением народов достигнуть и обеспечить иную форму торжества идей справедливости и равенства. Однако сказанное не дает объяснение тому факту, почему здоровье было признано неотъемлемым правом человека именно в международном праве.


Для ответа на поставленный вопрос следует рассмотреть еще один подход, который связывает факт включения права на здоровье с вооруженными конфликтами и той стратегической ролью, которую начало играть здоровье в достижении и сохранении мира во всем мире. Важным этапом в этом направлении также следует назвать создание Лиги Наций на основе ее Статута, принятого 28 апреля 1919 г.[9]

И несмотря на то, что права человека никак не рассматривались Лигой Наций в качестве одного из критериев поддержания мира, потребность заботиться о здоровье людей считалась одной из основных ее задач. В ст. 23 Устава Лиги Наций находилось условие к странам-членам обеспечить «гуманные условия труда» и принимать меры для предотвращения болезней и борьбы с ними, а в ст. 25 (по инициативе Международного комитета Красного Креста) было зафиксировано, что «государства — члены Лиги Наций обязуются поощрять и облегчать учреждение и сотрудничество добровольных национальных организаций Красного Креста, надлежаще разрешенных, имеющих задачей улучшение здравоохранения и предупредительную борьбу с болезнями и смягчение страданий населения».[10]

Среди организаций, созданных под эгидой Лиги Наций, была и Организация здравоохранения, учрежденная в 1920 г. и осуществляющая свои полномочия параллельно с Международным бюро общественной гигиены, созданным в 1907 г. Организация здравоохранения пользовалась поддержкой государств — членов Лиги Наций и являлась положительным примером международного сотрудничества в области здравоохранения. Ею была разработана программа по вопросам, касающимся охраны здоровья, а ее деятельность выходила за рамки борьбы с распространением эпидемий.

Таким образом, мы видим, что истоки обеспокоенности мирового сообщества социальной составляющей здоровья, характеризующей современное понимание природы права на здоровье, восходит к периоду, значительно предшествующему включению права на здоровье в нормативно-правовые акты. С приближением Второй мировой войны опасения многих относительно того, что Лига Наций неспособна обеспечить поддержание мира и безопасности, к сожалению, оправдались. Но между тем работа Организации здравоохранения демонстрировала не только понимание необходимости совместной работы государств для решения общей цели укрепления здоровья людей, но также и их способность сообща принимать конкретные меры для достижения этой цели. К этому моменту уже были созданы реальные предпосылки для закрепления права на здоровье в качестве отдельного права. Первые признаки этого проявились в создании в рамках Лиги Наций Консультативного комитета по вопросам благополучия детей и в принятии Лигой Наций в 1929 г. Декларации о правах ребенка.


В контексте событий, связанных со Второй мировой войной и осознанием значения прав человека, следует упомянуть ежегодное послание президента США Ф.Д. Рузвельта Конгрессу «О положении в стране» в 1941г.

В своей речи он говорил о четырех свободах, включавших «свободу от нужды», что на деле означало создание в каждой стране здоровой мирной жизни для своих граждан. Также в данном послании содержался призыв «расширить возможности для получения качественного медицинского обслуживания».[11]

В годы Второй мировой войны ширилось движение в поддержку прав человека и зрело понимание необходимости создания международного свода законов о правах человека, включая и блок социально-экономических прав. Важнейшую роль в этом деле сыграла деятельность Комитета, созданного Американским институтом права, который в 1944 г. разработал документ под названием «Основные права человека».[12] Комитет во многом заимствовал положения из конституций разных государств, включая страны Латинской Америки.

И хотя в представленном документе не говорилось прямо о праве на здоровье, тем не менее, право на социальную безопасность содержало требование о том, что государство обязано следить за тем, чтобы обеспечивалось укрепление здоровья граждан, в частности путем профилактики заболеваний и несчастных случаев, а также предоставлением медицинского обслуживания.

Кульминацией фиксации права на здоровье в международном праве являлось принятия в 1946 г. Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая была сформирована по инициативе ООО. Одно из положений Устава ВОЗ гласит: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».[13] Данная формулировка впоследствии была модифицирована в ст. XI Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в 1948 г., говорится: «Каждый человек имеет право на сохранение своего здоровья путем принятия необходимых санитарных и социальных мер в отношении продуктов питания, одежды, жилья и медицинского обслуживания, исходя из возможностей общественных и общинных ресурсов».[14]

В 1948 г. началась работа над созданием одного из фундаментальных документов в области прав человека — Всеобщей декларацией прав человека.

Генеральный секретарь ООН пригласил на должность главы Отдела по правам человека ООН и ответственного за составление проекта Декларации известного канадского специалиста в области международного права Джона Хамфри, который позже признавал, что «в подготовительном комитете существовала серьезная оппозиция», особенно со стороны США и Великобритании, предложению о включении в проект Декларации экономических и социальных прав. Однако подобные оппозиционные настроения сошли на нет, и не только причине солидарного голосования в поддержку этих прав странами Латинской Америки, которые представляли большинство в ГА ООН, и Советского Союза, но и из-за общей решимости всех миролюбивых стран мира осудить в самой жесткой форме чудовищные преступления нацистской Германии и предложить иное видение справедливого мироустройства.