Файл: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1789

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сказанному следует также добавить, что в становлении права на здоровье немалую роль сыграли события, происходившие в 50-е и 60-е гг. XX в., связанные с обострением «холодной» войны. Так как общий враг был повержен с окончанием Второй мировой войны, то и потребность временно вынужденно приглушить борьбу идеологий на глобальном уровне пропала. В результате этой новой, но «холодной» войны была похоронена надежда превратить положения Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) в единый, обязательный для всех международно-правовой документ.[15] Для достижения политического компромисса ГА ООН в 1966 г. Приняла два пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые вступили в силу спустя десятилетие — в 1976 г.

Право на здоровье получило особый правовой статус в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.[16] и подтверждение в последующих международных документах.

Несмотря на то, что право на здоровье не было включено во Всеобщую декларацию прав человека в качестве отдельного права, оно в виде отдельного элемента фигурировало в ст. 25 Декларации, которая гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»[17]

Впоследствии право «на наивысший достижимый уровень жизни» было зафиксировано в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в качестве отдельного права человека. Это сформулировано в ст. 12 Пакта следующим образом:

«1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:

а) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

с) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

d) создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни».[18]


Непосредственно подобным образом право на здоровье приобрело свое нормативное оформление в международном праве.

Тем не менее в годы «холодной» войны, это право за редкими исключениями оставалось невостребованным, т.к. ни у западных, ни у социалистических стран не было реальных стимулов для дальнейшей разработки и внедрения на практике права на здоровье, а развивающиеся страны в свою очередь были заняты процессом деколонизации. Можно сказать, что, только начиная с 90-х гг. XX в. возникает особый интерес к проблемам, связанным со значением и содержанием права на здоровье в международном праве.

Что касается последующего его закрепления, то право на здоровье содержится в Международной конвенции о расовой дискриминации 1965 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 г.[19], Конвенции о правах инвалидов 2006 г. В абсолютно всех данных бумагах находится доказательство и последующая конкретизация права на здоровье примирительно к определенным группам лиц. Также право на здоровье приобрело собственное нормативное закрепление и на региональном уровне. Статус этого права как обязательного, основного права человека был закреплен в таких документах регионального значения, как Европейская социальная хартия 1961 г., Африканская хартия о правах и благосостоянии ребенка 1990 г. и Дополнительном протоколе к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г.

Исследование посылов возникновения и последующего нормативного закрепления права на здоровье в международном праве предоставляет нам возможность выделить ряд факторов, обладающих существенной значимостью с целью уяснения современного осмысления права на здоровье.

Во-первых, нормативное закрепление прав человека было следствием осознания необходимости в обеспечении охраны людей от несправедливых действий государства.

Во-вторых, правовое признание социально-экономических прав, в том числе право на здоровье, произошло как результат, носивший в то же время и практичный и гуманитарный характер, на человеческие страдания и необходимость государств принимать меры для того, чтобы данные страдания ослабить.

В-третьих, тот социальный контекст, на фоне которого стало возможным принять декларации, благодаря которых общественно-политические и высоконравственные концепции в области прав были воплощены в конкретные юридические документы, гарантирующие права, носил характер общемирового конфликта — Второй мировой войны и конфликта локального характера.[20]


Напрашивается вывод о том, что права никак не зародились в обстоятельствах противопоставления идейных концепций, как полагают определенные специалисты. Точнее напротив — охрана прав рассматривалась как необходимое условие не только лишь с целью реализации возможности по-новому осуществлять контроль над государственными делами, но и в деле сохранения мира во всем мире. И целью включения прав человека на здоровье в свод норм международного права было радикальное изменение статуса лица и гражданина в системе принятия решений государством в сторону увеличения и укрепления статуса индивидуума. Это достигалось посредством возложения на государства обязательства осуществлять требуемые меры к тому, чтобы защищать и укреплять состояние здоровья людей, и данная охрана обязана была рассматриваться непосредственно как обязанность государства, а не «правительственная заинтересованность». Данный тезис приобретает актуальное значение в контексте концепции «Responsibility to Protect» — ставшей весьма востребованной темой повестки дня Организации Объединенных Наций.[21]

1.2 Гражданско-правовые основы защиты права на здоровье в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, стала основным приоритетом государственно-правовой деятельности человека и провозгласила его права и свободы, как высшую ценность государства. Несмотря на то, что с выхода данных установлений прошло более 25 лет, реальные потребности и нужды граждан занимают лидирующую строчку в плане деятельности государства в последние годы. Конституционные положения длительный период рассматривались, как цели и идеалы, достигнуть которых можно лишь в недалеком будущем. Иные социально-экономические, политические и другие государственные проблемы вышли на передний план, тем самым затмив интересы граждан.

Принимая во внимание принципы и нормы, изложенные в преамбуле Конституции Российской Федерации, из них уже можно сделать вывод, что выступает базовой правовой основой национальной безопасности РФ, что нормы регулируют общественные отношения в этой сфере, поскольку Конституция, как говорилось ранее – это основной закон государства, закон прямого действия.


Положения, изложенные в преамбуле, более подробно детализируются в статьях самой Конституции, и уже предопределяют формирование принципов и норм в законодательстве РФ, а именно, по национальной безопасности.

Для национальной безопасности основными считаются те нормы Конституции РФ, определяющие совокупность и важность объектов, интересы которых подлежат абсолютной охране, поддержке и формированию.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».[22] Речь же здесь идет о том, что главным объектом национальной безопасности выступает человек, его права и свободы. Из этого можно выделить следующее:

  1. Всем людям находящиеся на территории РФ, гарантируется безопасность.
  2. Правами и свободами, изложенные во «Всеобщей декларации прав человека» обладают все люди без исключения, в том числе и граждане РФ.
  3. Защита прав и свобод человека – является прямой обязанностью государства.
  4. Права и свободы человека находятся в приоритете перед иными интересами государства.

Принимая это во внимание, и исходя из темы данной дипломной работы, также следует отметить важность еще одной закрепленной в данной Конституции нормы, являющейся неотъемлемым и естественным правом человека, право на охрану здоровья. Пункт 1 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.»[23]

Здоровье, является ключевой составляющей любого человека, которая отражается, как и на качестве жизни и на способности реализации своих личных и общественных целей, так и на продолжительности жизни. И на это следует обратить внимание, так как, являясь основой устойчивого развития государства и одной из высших благ человека и общества в целом, без него могут утратить значение и другие блага, например: право на свободное передвижение, право на свободу мысли, право на личную жизнь и др. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.


В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан – это система мер не только лишь правового, организационного и экономического, но и социального, научного, медицинского и санитарно-противоэпидемического характера, и государственную систему здравоохранения которой составляют:

  • федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
  • исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти;
  • подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

А муниципальную систему здравоохранения составляют:

  • органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
  • подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

И хотелось бы выделить частную систему здравоохранения, создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.[24]

Выполняется это в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического состояния каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни и предоставление ему медицинской помощи.

Также в ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что: «Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.»[25]