Файл: Субъекты предпринимательского права (Защита прав субъектов предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы заключается в том, что общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации регулируются нормами, как публичного, так и частного права. Ряд основных норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность, содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В отличие от зарубежных государств такие нормы помещены в ГК РФ наряду с другими нормами об имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях, основанных на автономии воли, равенстве и имущественной самостоятельности их участников. Иногда защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности оказывается недостаточно эффективной из-за сложности применения частноправовых конструкций к отношениям, воспринимаемым в качестве исключительно публично-правовых.

В плане обеспечения принципа законности в сфере предпринимательской деятельности острой проблемой остается соблюдение законодательства органами исполнительной власти. Как показывает анализ правоприменительной, в том числе судебной практики, нарушения требований закона, вызванные различными субъективными и объективными причинами, довольно часто встречаются в деятельности указанных органов. Осуществление контрольно-надзорных мероприятий с нарушением требований законодательства может привести для юридического лица или индивидуального предпринимателя имущественные и неимущественные потери в виде штрафных санкций, взыскания недоимок, приостановления деятельности, недополучения доходов, умаления деловой репутации и других неблагоприятных последствий.

Тем временем, субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании условий, которые предоставили бы им возможность нормального развития в условиях партнерства и сотрудничества с государством. Но при этом в отношениях между государством и бизнесом возникают серьезные проблемы, в том числе и правового характера. Часть из них связана с односторонним применением тех или иных методов государственного воздействия и недооценкой их комплексного, взаимосвязанного использования. Также проблема отражается в недостаточном разграничении, как в доктрине, так и в правотворческой и правоприменительной деятельности, способов государственного управления, регулирования и контроля. Помимо того, далека от совершенства и система методов воздействия государства на рыночный сектор экономики с учетом состояния объекта, на изменение динамики которого они рассчитаны. В итоге не всегда соразмерно объективным условиям и общественным потребностям корректируется объем и характер государственного регулирования: от существенного ограничения самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности до самоустранения государства из некоторых сегментов рынка.


Объектом исследования  являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственными органами и их должностными лицами контрольно-надзорных функций в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются система закрепленных в законодательстве Российской Федерации правовых средств защиты законных интересов и субъективных прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора), теоретические подходы к их исследованию и практика реализации соответствующих норм гражданского законодательства в современных условиях.

Цель исследования заключается в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении в отношении них контрольно-надзорных функций органами государственной власти, а также в выработке положений, направленных на совершенствование правового механизма защиты субъективных прав участников предпринимательской деятельности.

Выполнение заданной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

– определение сущности, признаков, содержания и роли контрольно-надзорной деятельности в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- характеристика правового механизма обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора);

– систематизация и характеристика правовых принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

В работе использованы труды А.Б. Венгерова, Г.А. Гаджиева, А.Д. Керимова, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, а применительно к проблемам реализации контрольно-надзорной функции государства: А.Н. Борисова, Н.Д. Бровкина, А.П. Гуляева, В.М. Горшенева, Я.Е. Парция, И.Б. Шахова и других.

1. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности и их юридическое закрепление в нормах права


Содержание права и общеправовые принципы в системе правового регулирования предпринимательской деятельности

Содержание прав предпринимателя в основном складывается такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции РФ).

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть обеспечены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.

Каждый предприниматель имеет основания для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, такого законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение указанных принципов рыночной экономики, и, следовательно, он имеет право пресекать применение таких актов и таких действий органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводили бы к нарушению или ограничению экономических принципов.

Государство должно обеспечить для предпринимателей единую систему правового регулирования, форм и методов защиты предпринимательской деятельности в отрасли гражданского, налогового, административного и других областей права, регулирующих или затрагивающих предпринимательскую деятельность (имеется в виду, в частности, единство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации товаров и услуг, лицензирования)[1].

Предприниматели вправе сбывать свои товары и услуги на всей территории, в любом субъекте Российской Федерации. Ни органы государства и местного самоуправления, ни другие хозяйствующие субъекты не вправе ограничить или запретить доступ предпринимателей к своим территориальным рынкам. Например: Более десяти лет назад летом 1999 г. многие главы администраций центральных областей России своими распоряжениями запретили производителям сельскохозяйственной продукции вывозить и продавать зерно за пределы области (одновременно закупая зерно по заниженным ценам), что явилось прямым нарушением прав предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели имеет право избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации - выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.


Свобода экономической деятельности говорит о том, что каждый предприниматель имеет право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (исключение составляют естественные монополии, уровень цен на продукцию и услуги которых регулирует государство) в соответствии со складывающимся в рамках свободной конкуренции спросом на аналогичные товары или услуги, направления своей деятельности, свою собственную маркетинговую, производственную, финансовую и корпоративную политику и, наконец, получать прибыль от своей деятельности.

Коммерческие организации имеют право осуществлять любые виды деятельности, при этом предмет и цели их деятельности должны быть определены в учредительных документах организации только в предусмотренных законом случаях. Если в учредительных документах коммерческой организации учредители добровольно указали исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься организация, даже если это и не требовалось законом, такая организация не вправе заниматься иными видами деятельности до внесения соответствующих изменений в учредительные документы и их регистрации в установленном порядке (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г.).

Законодательное закрепление частной собственности понимает под собой право предпринимателей иметь в праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.

Свобода конкуренции означает, что каждый предприниматель должен иметь возможность доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями.

Конечно, указанные права, как и лежащие в их основе экономические принципы, не являются полными. Они, в свою очередь, могут быть ограничены федеральным законом для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ).

В настоящее время признается необходимость вмешательства государства в экономику, главное, чтобы степень вмешательства оставалась на уровне, не доходящем до ликвидации стимулов для ведения и развития предпринимательской деятельности. С помощью правовых, организационных и иных мер, предоставления льгот и преимуществ государство должно стимулировать появление новых предпринимателей во всех сферах производства.


Как субъекты гражданско-правовых отношений предприниматели осуществляют все права и исполняют все обязанности, предусмотренные гражданским законодательством в отношении всех субъектов гражданских правоотношений вообще и предпринимателей в частности. Таким образом, в соответствии с нормами об общей правоспособности субъектов гражданского права предприниматели могут иметь имущество в праве собственности, иные имущественные и неимущественные права, создавать юридические лица, совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, владеть правами авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Из этого следует, что предприниматель должен иметь право в своих целях пользоваться различными видами ресурсов, принадлежащих на праве собственности другим лицам, включая государство. Наиболее оптимальное использование и комбинирование таких ресурсов и составляет экономическую сущность предпринимательской деятельности. Поэтому ведение предпринимательской деятельности без них невозможно. К таким ресурсам следует отнести[2]:

⎯ природные ресурсы;

⎯ капитал в виде вкладов учредителей, займов и кредитов, производственных фондов, ценных бумаг и иных финансовых активов;

⎯ рабочую силу (что означает использование труда, знаний, опыта и квалификации наемных работников);

⎯ информацию (которая может способствовать развитию бизнеса и получению прибыли: от результатов интеллектуальной деятельности до геологической информации о недрах).

Становясь участником предпринимательских отношений, обладая правом собственности, совершая сделки, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель приобретает имущественные права вещного и обязательственного характера, а также неимущественные права. Не углубляясь в полный перечень имущественных и неимущественных прав, необходимо особо отметить права корпоративного характера участников хозяйственных обществ и товариществ, основанных на участии граждан в этих организациях.

Известно, что право собственности на имущество, внесенное участником в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также созданное или приобретенное самим обществом или товариществом в процессе его деятельности, принадлежит формально не участникам, а обществу или товариществу. В качестве компенсации за вложенное имущество участники становятся обладателями определенных прав по отношению к такому обществу или товариществу, а именно: управлять делами и контролировать деятельность общества или товарищества, получать информацию о его деятельности, получать прибыль от его деятельности, ликвидировать общество или товарищество и получить оставшееся после ликвидации имущество или ликвидационную стоимость привилегированных акций.