Файл: Субъекты предпринимательского права (Защита прав субъектов предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
Для выполнения указанной задачи были предприняты эффективные меры. Еще до вступления в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокурорам субъектов Российской Федерации было поручено сформировать базу данных обо всех проверках, проведенных контролирующими органами за последние три года. Прокуроры были ориентированы на то, что акты прокурорского реагирования в данной сфере должны быть направлены прежде всего на восстановление нарушенных прав субъектов хозяйственной деятельности с учетом возможных социальных последствий. Кроме того, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка приняли активное участие в деятельности рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», созданной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797.
В сентябре 2008 г. были подведены первые итоги деятельности прокуратуры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797. Для этого в соответствии с Планом работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2008 г. дано поручение прокуратурам всех субъектов Российской Федерации провести проверку исполнения законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, результаты которой обобщены и систематизированы с участием работников НИИ.
Начиная с 2009 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации организуется систематическое проведение органами прокуратуры проверок соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах. В частности, проверялось исполнение законодательства о защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства при аренде государственного и муниципального имущества, в сфере действия Закона № 294-ФЗ.
Во исполнение п. 10 Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2008–2010 гг. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием сотрудников НИИ проведено обобщение практики прокурорского надзора за 2009–2010 гг. в сфере устранения ограничений и административных барьеров для предпринимателей, защиты имущественных прав предприятий малого и среднего бизнеса; в октябре 2010 г. – практики по реализации мер, направленных на пресечение противоправной деятельности должностных лиц в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Результаты подобных обобщений практики прокурорского надзора легли в основу проводимых учеными НИИ совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации исследований теоретических и практических основ выявления угроз свободе экономической деятельности, разработки новых форм и методов работы прокуратуры по ее защите, организационно-методического обеспечения прокурорского надзора в данной сфере, новых подходов к основам определения предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности.
На основе этих исследований был издан ряд монографий и научно-методических пособий для прокуроров, в числе которых монография Н.Д. Бут, А.В. Паламарчука «Основы работы прокуратуры по обеспечению свободы экономической деятельности» (2013), монография Н.Д. Бут, А.В. Паламарчука «Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности» (2011), монография Н.Д. Бут, А.Н. Ларькова «Свобода экономической деятельности и законность» (2010), монография Н.Д. Бут, А.Н. Ларькова, А.В. Паламарчука «Государственный контроль и защита предпринимательства» (2009), научно-методическое пособие Н.Д. Бут, А.Н. Ларькова, А.В. Паламарчука «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности» (2008).
Эти издания были разосланы в прокуратуры всех субъектов Российской Федерации для оказания методической помощи прокурорам и во многом способствовали формированию новых подходов в их работе по за- щите свободы экономической деятельности.
Прокурорами активно используются новые методы работы, старые формы и методы наполняются новым содержанием. Так, взаимодействие с государственными органами, общественными и иными объединениями, со СМИ напрямую связано с реализацией органами прокуратуры правового просвещения, в связи с чем трудно переоценить роль приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», который издан в целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой культуры населения.
Работа по правовому просвещению предполагает развитие тесных контактов прокуроров во внешней информационной среде. В сфере защиты свободы экономической деятельности это в первую очередь означает налаживание делового и конструктивного взаимодействия с представляющими интересы предпринимателей общественными организациями, в том числе с «Опорой России» и «Деловой Россией», способствует обеспечению информационного обмена и оперативному получению сведений о фактах нарушений прав хозяйствующих субъектов.
Сегодня союзы, ассоциации предпринимателей проявляют желание и готовность сотрудничать с прокуратурой, искоренять в своей среде негативные явления, сполна платить налоги государству, а не криминальному сообществу, что значительно выгоднее для любого предпринимателя.
Представители общественности входят в состав Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2009 г. открыт специальный раздел «Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», с помощью которого представители бизнеса могут обращаться для защиты своих законных прав и интересов.
В целях обеспечения гласности и прозрачности в деятельности органов прокуратуры информация о работе органов прокуратуры в рамках надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности регулярно размещается на официальных сайтах прокуратур, на сайтах общероссийских общественных организаций малого и среднего предпринимательства «Опора России», «Деловая Россия», а также публикуется в средствах массовой информации. Порядок взаимодействия с ними определен организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации – например, приказом от 23.10.2009 № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации».
Особую роль в повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности играют созданные и успешно действующие при прокуратурах общественные советы по защите малого и среднего бизнеса с участием представителей предпринимательских кругов – региональных торгово-промышленных палат, отделений «Опоры России», «Деловая Россия», региональных фондов поддержки малого предпринимательства, ассоциаций по защите интересов предпринимателей, союзов промышленников и предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, министерств, а также правоохранительных органов.
Эффективность деятельности общественных советов подтверждается анализом состояния законности в тех сферах, где они наиболее активно работают. Основная масса обращений предпринимателей в общественные советы касается обжалования бездействия должностных лиц местных администраций, выражающегося в длительном нарушении установленных законом сроков рассмотрения обращений предпринимателей. В целях устранения подобных нарушений прокурорами принимаются меры реагирования, в частности, вносятся представления об устранении нарушений законов, направленные на прекращение бюрократического отношения, волокиты при разрешении обращений предпринимателей с требованиями о привлечении виновных лиц к ответственности.
Общественные советы оперативно реагируют на проблемы субъектов предпринимательской деятельности, актуальные в конкретных регионах. С их помощью выявляются и пресекаются серьезные нарушения свободы экономической деятельности, принимаются действенные меры по недопущению нарушений прав предпринимателей. Особо следует отметить проводимый некоторыми общественными советами мониторинг законопроектов, нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, местного самоуправления в сфере предпринимательской деятельности, на предмет их коррупциогенности, создания административных барьеров. Это позволяет вырабатывать совместную позицию прокуратуры и общественных организаций по защите прав предпринимателей, дающую положительные результаты в сфере защиты свободы экономической деятельности.
Показателен пример Томской области, где при обсуждении на заседании Общественного совета законопроекта «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» предпринимателями были высказаны многочисленные замечания в связи с возложением на них не предусмотренных законодательством обязанностей при исчислении налога и применении льготных налоговых ставок, в том числе по предоставлению дополнительной налоговой отчетности. Эти замечания были указаны в заключении прокуратуры области на законопроект и в полном объеме учтены депутатами Государственной Думы Томской области при принятии соответствующего закона области.
Для повышения эффективности защиты свободы экономической деятельности органы прокуратуры в постоянном режиме используют организационные меры, направленные на неукоснительное соблюдение контролирующими органами законодательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В целях единообразного применения положений Закона № 294-ФЗ прокуроры проводят оперативные совещания с городскими и районными прокурорами, межведомственные оперативные совещания с представителями федеральных и республиканских органов контроля (надзора), на которых рассматриваются вопросы применения закона, предоставления в прокуратуру проектов ежегодных планов проведения проверок в отношении хозяйствующих субъектов, обсуждаются вопросы по их формированию.
Прокуратурами всех субъектов Российской Федерации организована разъяснительная работа по вопросам, возникающим при реализации Закона № 294-ФЗ. Работники органов прокуратуры принимают активное участие в семинарах, совещаниях, проводимых органами государственного и муниципального контроля.
В мае 2012 г. в составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В его состав входят два отдела: по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и за законностью проверок органов контроля. Аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации.
Новая вертикально интегрированная структура, формируемая из числа прокурорских работников, имеющих практический опыт в указанной сфере, ориентирована на проведение системной профессиональной работы на данном направлении надзора. Основными ее функциями являются обеспечение методами прокурорского надзора свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижения административного давления со стороны органов власти, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, а также предупреждение рейдерских захватов собственности. Особая роль в данной работе отводится сотрудничеству с институтом уполномоченного по правам предпринимателей.
К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесено оперативное выявление нарушений прав предпринимателей и проведение соответствующих проверок, осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих реализацию органами власти контрольно-надзорных и разрешительных полномочий, мониторинг нормативной правовой базы с целью выявления незаконных норм, препятствующих предпринимательской деятельности и инвестиционным проектам. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению обращений предпринимателей, информаций и иных сведений о нарушениях их прав.
Одним из направлений деятельности управления определена координация работы всех подразделений органов прокуратуры, в том числе осуществляющих надзорные функции в уголовно-правовой сфере.
Создание данной централизованной структуры в рамках единой системы прокуратуры Российской Федерации явилось новым этапом развития прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, отражающим внедрение результатов научных исследований в практику.
Заключение
В работе преставлено определение защиты прав субъектов предпринимательства как инструмента, направленного на оптимизацию вмешательства государства в регулирование экономических процессов и обеспечение конституционного принципа свободы экономической деятельности. Способы защиты прав предпринимателей лежат, главным образом, в сфере частного права и реализуются в соответствии с волеизъявлением предпринимателя, а основанием для их применения в связи с осуществлением мер государственного контроля (надзора) как функции государства, регулируемой нормами публичного права, служат правонарушения, возникающие в ходе такого контроля (надзора).