Файл: Основы нотариата (Сущность и задачи нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современных1условиях важное значение имеет исследование различных аспектов правового регулирования нотариата и нотариальной деятельности. Актуальность данной проблематики определяется следующими факторами и обстоятельствами:

1) в условиях, когда государство предпринимает целенаправленные усилия по формированию в России полноценного гражданского общества, уместно вспомнить, что свободный («латинский») нотариат совершенно справедливо рассматривается как важный институт гражданского общества, основанный на началах самоорганизации и ориентированный на защиту прав и законных интересов граждан;

2) действующее нотариальное законодательство не в полной мере отвечает современному этапу развития общественных отношений и нуждается в модернизации в соответствии с актуальными задачами развития правовой системы России;

3) требует теоретического обоснования место нотариата в правовой системе России в контексте соотношения отечественного и зарубежного опыта для формирования оптимальной модели правового регулирования нотариальной деятельности.

На современном этапе является очевидным тот факт, что институт российского нотариата как объект научного исследования представляет собой феномен, требующий к себе пристального внимания отечественных ученых-цивилистов, не говоря уже о необходимости совершенствования действующего законодательства, регулирующего как организацию российского нотариата, так и порядок совершения отдельных видов нотариальных действий.

Целью работы является исследование задач нотариата в России.

В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и задачи нотариата;
  • исследовать нотариат в правовой традиции России и функции нотариата;
  • рассмотреть законодательное регулирование нотариата;
  • рассмотреть перспективные направления развития нотариальной деятельности в России;
  • выявить проблемы правового регулирования нотариата и определить пути их решения.

Объектом исследования является нотариат как публично-правовой институт.

Предметом исследования являются правовое регулирование нотариата в России.

Аналитической базой обоснования концептуальных положений работы, обеспечения достоверности содержащихся в ней выводов и предложений явились нормативно-законодательные акты, материалы периодических изданий.


В ходе исследований применялись различные методы: логический анализ, системный подход, ретроспективный анализ и другие.

Научной и методической основой работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основные задачи нотариата в России

1.1. Сущность и задачи нотариата

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) [1], российский нотариат призван обеспечивать, согласно Конституции Российской Федерации[2], конституциями (уставами) субъектов РФ, выше названными Основами, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Как видим, уже на законодательном уровне заложены основы национальной концепции нотариата, прежде всего, как правозащитного института. Что касается нормативно-правовых актов субъектов РФ, регулирующих нотариальную деятельность, то во многих из них нотариат характеризуется как институт гражданского общества. Правовая деятельность отечественного нотариата обусловлена и спецификой российской правовой системы, которая, безусловно, имеет свои особенности, базируясь в большей степени на своих собственных оригинальных основаниях, чем на общих с романо-германским правом признаках, несмотря на то, что российскую правовую систему ученые-цивилисты относят к романо-германской семье[3].

Правоохранительная функция института российского нотариата отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: снижает уровень криминальности в гражданском обороте; облегчает раскрытие преступлений; способствует снижению уровня преступности; обеспечивает юридическую безопасность физических и юридических лиц. Отметим, что в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости оценки целого ряда юридически значимых фактов (прежде чем будет совершено нотариальное действие), нотариат является одним из эффективных средств снижения количества правонарушений в сфере собственности. Таким образом, правоохранительная форма правовой деятельности нотариата – это конкретное проявление такой деятельности, обеспечивающее правомерность юридических действий участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие, и непосредственно исполнение, использование и соблюдение требований правовых норм самим нотариусом в процессе осуществления своих полномочий, препятствующая тем самым либо минимизирующая негативные последствия правонарушений[4].


Представляется целесообразным отметить, что в дореволюционной отечественной литературе институт российского нотариата характеризовался как «орган публичной деятельности, управомоченный… придавать публичное значение совершаемым им актам»[5]. Что касается советского периода, то юридическая литература советского периода отечественной истории нотариата буквально изобилует сентенциями о противопоставлении социалистической и буржуазной нотариальных систем. Природа советского нотариата как государственного органа позиционировалась в качестве альтернативы нотариату капиталистических стран, в которых «нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса»[6]. Исходя из этого, определялось место государственного нотариата в системе советских органов, при этом нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы[7]. Данные определения содержались и последовательно развивались в нормативно-правовых актах, регулирующих нотариальную деятельность указанного периода. С принятием Основ российский нотариат вступил в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать и как рецепцию дореволюционных подходов к понятию, системе нотариата, и как средство реализации текущих потребностей общества, и как средство интеграции в общеевропейское правовое пространство. Следовательно, перед современной отечественной юридической наукой ставятся следующие задачи: определение понятия «нотариат» и понятия «сущность нотариата» (отметим, что на законодательном уровне они не определены), с учетом таких факторов как отечественные традиции, необходимость современных потребностей российского общества в институте нотариата, общемировых тенденций развития института нотариата[8].

К началу XX века в законодательстве большинства европейских стран были разработаны единые принципы в определении понятия «нотариат». Дефиниция же «свободный нотариат» есть сокращенная форма от определения «нотариат, действующий в форме свободой профессии» или, иначе говоря, «латинский нотариат». Мировая государственно-правовая практика свидетельствует о том, что нотариат является составной частью любой правовой системы и объясняется это объективной востребованностью функций, осуществляемых нотариатом. Казалось, что с принятием России (1995 г.) в тогда еще Международный союз латинского нотариата и началом нового этапа в развитии российского нотариата многие правовые проблемы будут разрешены, но, к сожалению, до настоящего времени (на законодательном уровне) не определено даже понятие «нотариат», что обусловило различные формулировки отечественными учеными-цивилистами названого понятия. Например, по мнению Л. А. Стешенко и Т. М. Шамба, понятие «нотариат», приводимое в Российской юридической энциклопедии под редакцией А. Я. Сухарева, вполне соответствует предъявляемым требованиям: «Нотариат – это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»[9]. Выделяя наиболее характерные черты правовой природы нотариата, Г. Г. Черемных и И. Г. Черемных дают следующее определение нотариата: «Нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости»[10]. Отметим, что второе определение является более узким по сравнению с первым, поскольку из всех элементов института нотариата выделяется только один – совокупность нотариусов, хотя это определение позволяет акцентировать внимание на профессионализме, беспристрастности и независимости нотариусов при осуществлении ими своей деятельности, что является реальной гарантией защиты нотариусами прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Однако представляется, что понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций данной регламентации, а, соответственно, вышеприведенные понятия нотариата как правового института являются далеко неполными.


В. В. Ярков утверждает следующее: «Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс…»[11]. Примерно такое же понятие нотариата формулирует Ю. Н. Власов и В. В. Калинин[12]. Понимание нотариата в качестве системы нотариальных органов излагается и в трудах таких ученых-цивилистов как О. В. Романовская и Г. Б. Романовский, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают особый статус названых органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи[13].

Однако общеизвестно, что нотариус является как представителем гражданского общества, так и носителем публично-правовых полномочий, в чем и заключается уникальность института нотариата. Подчеркнем, что практически все ученые-цивилисты, посвятившие свои труды исследованию института российского нотариата, указывают на реализацию нотариатом публичной власти государством и его неразрывную связь с гражданским обществом[14]. И в тоже время проблема в определении понятия и сущности российского нотариата возникает именно при попытке соединения названых конкурирующих начал. В качестве примера обозначенной проблемы приведем понятие нотариата, предложенное Н. И. Комаровым, который утверждает, что нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в тоже время является правовым органов гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия[15]. На то, что нотариат является органом превентивного правосудия, неоднократно указывал и И. Г. Черемных[16]. Данные утверждения также не являются бесспорными, поскольку российский нотариат не в полной мере отвечает признакам «государственного органа» и уж тем более не может квалифицироваться в качестве «правового органа гражданского общества» или органа «превентивного правосудия». Отметим, что на неоднозначность понимания понятия «нотариат» указывает и правоприменительная практика. К сожалению, в рамках данной публикации не представляется возможным привести высказывания иных ученых-цивилистов по рассматриваемой проблематике, привести примеры правоприменительной практики, но даже приведенные примеры свидетельствуют о том, что на данный момент крайне необходимо на законодательном уровне определить понятие и сущность нотариата, тем самым дополнив положения ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате.


1.2. Нотариат в правовой традиции России. Функции нотариата

Нотариат сформировался как институт западного общества, возникший в рамках европейской цивилизации на основе традиций и принципов римского права. В условиях специфического российского правосознания, влиявшего на формирование всей отечественной правовой системы, едва ли мог самостоятельно сформироваться институт нотариата западного типа[17]. Имевшийся российский опыт совершения регистрационных действий не содержал в себе необходимых предпосылок, и правительство, осознавая необходимость в создании нотариата, прибегло к рецепции. Тем не менее, особенности российской правовой действительности сказались на том, что за основу была взята именно германская модель, а не более демократичная французская. Российское государство, только-только освободившееся от крепостного права, не могло разрешить нотариусам стать членами свободной корпорации, оно должно было поставить их под свой контроль. Именно это и определило особенности создания и развития нотариата в Российской империи[18].

В современных условиях в России существует дуалистическая модель нотариата: наряду с сохраняющимися в небольшом количестве государственными нотариусами существует и активно развивается свободный нотариат, формально независимый от государства[19]. В процессе совершенствования его деятельности неизбежно возникает вопрос о том, должен ли он развиваться на основе положительного зарубежного опыта и иностранных моделей, или следует в большей мере ориентироваться на принципы отечественной правовой традиции. В принципиальном плане речь идет о роли государства в регулировании нотариальной деятельности, о сохранении государственной части нотариата, о том объеме юридически значимых действий, которые требуют обязательного участия нотариусов.

Рассматривая данные вопросы в контексте российской правовой традиции, уместно вспомнить, что для нее в силу целого ряда объективных и субъективных факторов всегда был характерен определенный патернализм со стороны государства. Многие правовые институты возникали в нашей стране именно по инициативе правительства, которое внедряло их, исходя из своего представления об общественных потребностях, и использовало при этом зарубежные модели[20].