Файл: Выбор стиля руководства в организации( Общая теория управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ведение

Тема данной работы “Выбор стиля руководства организации”. Я считаю данную тему очень актуальной в наше время. Стиль руководства, чаще всего, и определяет результаты деятельности организации. От правильного выбора стиля руководства зависит много, и есть множество примеров, доказывающих это. Допустим если сильный руководитель, выбрав успешный стиль руководства, сможет привести даже слабый коллектив к улучшению своих способностей и этим усилит стремление сотрудников к более успешной работе, а также появляется желание работать на результат. Также может быть и совсем иначе, если выбрать не подходящий стиль руководства, можно испортить всю эффективность работоспособности организации. Поэтому очень важно изучить различные стили и понять, что наиболее подходит для определенной ситуации. Какие стоит использовать при руководстве организации, а какие могут не подойти и ухудшить результат работы.

В этой работе моей задачей будет рассмотреть структуры различных стилей управления, разобрать несколько самых популярных типов, таких как авторитарный, демократический и либеральный, показать все их плюсы и минусы. Так же разобраться с историей возникновения теории управления и способами управления обществом в древности, что дало дальнейшее развитие для управления организациями. Для выполнения данной работы были выбраны следующие книги: Абчук В. А. Менеджмент, 2002 – С. 12-242, Авдеева Л.И., Казакова О.К., Локшина Т.Я. Менеджмент организаций: теория и практика, 2002 – С.75, Вачугов Д.Д. Основы менеджмента, 2005 – С. 179-188, Гаврилов. А.И. Региональная экономика и управление, 2002 – С. 178-179, Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н. Менеджмент, 2008 – С. 249-260, Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент, 2016 – С. 152, Замедлина Е.А. Основы менеджмента, 2011 – С. 19-22, Камышев. Э.Н. Менеджмент организации, 2002 – С. 6-7, Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления, 2001 - С. 24-287, Козак Н. Н. Стиль управления и этика топ-менеджера. Библиотека топ-менеджера, 2016 – С. 7-26, Кравченко А. И. История менеджмента, 2005 – С. 123, Талтынов С.М. Управление персоналом, 2004 – С. 4, Удалов Ф.Е., Алехина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента, 2013 – С. 20-21, Шекшня С.В Управление персоналом современной организации, 2002 – С. 12-47. Так как все книги являются или учебниками, или учебными пособиями, к тому же напечатаны не на сомнительных издательствах, я считаю эти источники надежными.

Глава 1. Общая теория управления


Общие понятия управления организацией

Руководить обществом, сообществом, группой — значит управлять им на уровне стратегии, на уровне задания основных целей и принципов поведения людей. Это можно сделать, обладая всей совокупностью знаний. По крайней мере, их должно быть больше, чем у других людей, они должны быть по возможности комплексными, охватывающими как можно больше сторон деятельности, предусматривающими последствия принятых решений.

Управление всегда осуществляется в рамках заданных руководством программ и может производиться поэтому на основании частичного знания конкретного вида деятельности. Однако это частичное знание должно быть у управленцев полным для организации людей на решение поставленных руководством целей.[1]

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.[2]

Под стилем управления понимается манера поведения руково­дителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

В настоящее время существует целый ряд теорий об основах фор­мирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.[3]

Как правило, в период создания организации ее цели, определяемые узким кругом основателей, достаточны просты и могут быть сформулированы в виде нескольких предложений. По мере развития организации они усложняются и в большинстве случаев трансформируются.

Изменение организационных целей происходит под воздействием множества факторов, таких как увеличение масштабов организации, изменение внешней среды, развитие техники и технологии, изменение общественного сознания, смена основателей организации новыми лидерами.[4]

История руководства и управления

Кто же осуществлял ранее и осуществляет сейчас руководство в обществе? Ранее это были служители церкви. Так, в Древнем Египте руководство осуществляло высшее жречество, которое состояло из десятки высших посвященных Севера и такой же десятки с Юга. Каждая десятка возглавлялась одиннадцатым жрецом, ее первоиерархом, то есть руководителем. Все они подбирались по принципу наследства, от отца к сыну. При разрыве генеалогической линии, по их решению, в состав команды включался ненаследственный жрец. Если их голоса разделялись поровну по какому-либо вопросу, они обязаны были найти тандемом третье решение.[5]


Значительный вклад в развитие практики и теории управления внесли египтяне. Пути становления государственности и образования национального хозяйства в долине р. Нил отличались своей спецификой, связанной с обустройством этой великой реки. В обществе, где главной целью считался порядок, а способами его достижения были жесткая централизация, тотальный контроль, а также высокая степень регламентации общественной жизни, существовал огромный управленческий аппарат.[6]

Вся история управления персоналом как отрасли науки может быть рассмотрена начиная с 1900 г., когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области деятельности.

До того времени функции управления пер­соналом были прерогативой руководителя, который до 80% свое­го рабочего времени тратил на управление сотрудниками.

На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.[7]

Здесь можно выделить два уровня воздействия субъекта на объект управления.

Первый уровень - индивидуальный, когда воздействие осуществляется применительно к отдельно взятому человеку.

Второй уровень - коллективный, когда воздействие осуществляется применительно к группе людей, сообществу, обществу, отдельному государству.[8]

Промышленная революция XIX века кардинальным образом изменила характер экономических организаций - на смену мастерским пришли фабрики, использующие совместную работу значительного числа людей. Изменился и характер труда - на смену квалифицированному труду ремесленника пришел механический и бессодержательный труд пролетария, являвшегося, по меткому определению К. Маркса, лишь "придатком машины". Рост масштабов экономических организаций и усиление недовольства условиями труда большинства их работников постепенно заставляли руководителей этих организаций нанимать специалистов, занимавшихся исключительно отношениями с рабочими.[9]

Ремесленный труд представлял собой простую форму управле­ния деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.

Технократическое управление трудом базируется на принципах разделения труда и специализации работников. Происходит выделение управленческого труда. Формируется теория «научного управления».[10]


На рубеже 1900-х годов часть функций управления персона­лом (в первую очередь, найм и учет использования рабочего вре­мени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Б. Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. 1912 год считается приблизи­тельной датой, когда впервые возник отдел кадров в современ­ном понимании слова. В 20-х годах подобные подразделения (отде­лы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.

В ходе становления служб управления персоналом возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по тех­нике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и тру­довым отношениям и т. п.[11]

В 90-е годы также произошли существенные изменения в приоритетах управления человеческими ресурсами, связанные с ускорением технологического прогресса, глобализацией экономики и усилением конкуренции во всех отраслях жизни. Одновременно с развитием этих тенденций произошло дальнейшее ослабление влияния профессиональных союзов, прежде всего в Северной Америке и Японии, уменьшилась степень государственного регулирования экономики и отношений работников и работодателей, произошли реформы по либерализации систем социального страхования и обеспечения. Значительной корректировке подверглась традиционная модель трудовых отношений - сегодня ни работодатели, ни работники не рассматривают свой союз как "супружество от венца до гроба", т.е. с окончания учебного заведения до пенсии. Скорее они относятся к нему как временному взаимовыгодному партнерству - мы вместе, пока это выгодно каждой из сторон.[12]

В настоящее время службы управления персоналом органи­заций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.[13]

Функции и организация управления

Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

Стоит сказать, что каждая функция управления будет сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – ϶ᴛᴏ совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.[14]


Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Всего их четырнадцать:

Разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общей цели, вознаграждение, централизация, иерархия, или скалярный принцип, порядок,) равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух.[15]

Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления.[16]

Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:

1) анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления;

2) состава , направленных на процесса .[17]

Различие функциями и в следующем. — обязательные управленческого . Выпадение из таких ведет к всей управления. Они выверены, и являются «науки ». Напротив, воплощают опыт , его философию, они не связаны собой, могут , дополняться или трансформироваться в от конкретной . Привязка к также не жестко . В противоположность системе , совокупность всегда , она обогащается за нового опыта.[18]

управления управляемой и подсистемами, законами управления, принципами и сложившимися в управления отношениями.[19]

Общая характеристика методов управления

Методы управления контроль — важнейший элемент воплощают в механизме использования объекта объективных законов экономической рынка. Качество отличие и эффективность управленческой письменной деятельности во многом выпадение зависят от применяемых экономической методов управления норм.