Файл: Управление человеческими ресурсами(Психологические основы управления разными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим особенности визуала, аудиала и кинестетика.

Признаки визуала:

    поза в основном прямая, голова поднята;

    жесты довольно скованы, могут быть нескладными;

    дыхание верхней частью легких, грудное;

     голос чаще высокий, чистый, довольно громкий;

    направление взгляда – выше уровня глаз;

    особенности внешности: любит декоративные детали одежды, придает значение фасону, цветовой гамме, может быть экстравагантен;

    рабочее место любит содержать в порядке, стремится сделать его эстетичным;

    в речи употребляет слова: «видеть», «смотреть», «глядеть», «иметь в виду», «перспектива», «замечать», «ясно», «рассматривать», «в фокусе» и проч. (речь довольно лаконичная, но образная).

Итак, визуал:

    замечает форму, цвет предметов, линии, гармонию, беспорядок;

    придает значение внешности и имиджу (у себя и у партнера), мимике и другим внешним проявлениям поведения партнера.

 

Особенности аудиала:

    поза: руки часто скрещиваются на груди, голова слегка наклонена вбок;

    движения разнообразны, могут быть и зажатыми, и свободными;

    дыхание в полном объеме;

    голос мелодичный, речь ритмичная, с разнообразными интонациями;

    направление взгляда – на уровне глаз или слегка опущены;

    внешность разнообразна, т.е. характерных черт внешности нет;

    рабочее место: предпочитает место, изолированное от шума, но с возможностью общения, однако в процессе работы стремится к тишине или любит приятную музыку и звуки природы (пение птиц, журчание воды, плеск волн и пр.);

    имеет богатый словарный запас (хороший расказчик), в речи употребляет слова: «слышать», «звучать», «прислушиваться», «шумный», «мелодичный», «тихо», «послушайте», «объясни», «давай обсудим» и проч.

 

Итак, аудиал:

    замечает все, что звучит – слова, музыку, шумовые эффекты;

    придает значение словам и оттенкам интонации, тембра, ритма речи партнера.

 

Особенности кинестетика:

    поза бывает сутулая, голова и плечи часто опущены;

    движения свободные, плавные, жесты многообразны и гармоничны;

    дыхание низкое, брюшное;

    голос довольно низкий, грудной;

    взгляд чаще всего опущен вниз, под ноги;

    любят одежду, не стесняющую движений, из материалов, не препятствующих «дыханию» тела, причем эстетичность сочетаний фасонов, цветов, стиля может не учитываться, избегают узких воротников, тугих поясов, галстуков и обуви на каблуках или из жестких материалов;


    на рабочем месте часто бывает беспорядок, в котором способен ориентироваться только он сам, особенно важным считает комфортность температуры, свежесть воздуха, удобство сидения и стола;

    в речи часто употребляет слова «чувствую», «ощущаю», «зажатый», «скованный», «свободный», «остро», «удобно», «неудобно», «схватываю», «тяжело», «легко», «невыносимо» и пр., а также много глаголов, речь не очень разнообразна.

Итак, кинестетик:

    замечает запахи, вкус, температуру, комфортность воздействий на собственное тело;

    придает значение прикосновениям, интуиции, движениям, практическому опыту.

Таким образом, для достижения наилучшего контакта с партнером необходимо предоставить ему информацию через его ведущий сенсорный канал восприятия.

 

Особенности мышления человека влияют на движения его глаз.

Сидя напротив партнера, можно заметить, куда движется его взгляд. Надо отметить, что взгляд зачастую оказывается мимолетным, однако и он отражает, какое полушарие и какой центр коры больших полушарий мозга активны в данный момент.

Например, взгляд влево (в сторону левой руки партнера) свидетельствует о том, что активно левое полушарие, контролирующее правую часть тела и отвечающее за логическое, рациональное мышление. Взгляд вправо (в сторону правой руки партнера) означает активность правого полушария, связанного с левой частью тела и обеспечивающее образное, эмоциональное творческое мышление.

Рассмотрим значения направлений взглядов более подробно.

Взгляд вправо вверх

означает создание зрительных образов, фантазию связанную с тем, «как это могло бы выглядеть» или ложь («как это якобы выглядело»).

Взгляд влево вверх

означает припоминание зрительных образов, существовавших в реальности или давно созданных мысленно.

Взгляд вправо по горизонтали

означает создание слуховых образов (сочинение звуков музыки, речи и пр.), а также ложь.

Взгляд влево по горизонтали

означает припоминание звуков, когда–либо услышанных.

Взгляд вправо вниз

означает размышления, оценку или переживание эмоций и ощущений.

Взгляд влево вниз

означает внутренний диалог или концентрация на физических ощущениях.

Важно подчеркнуть, что данная классическая схема верна только для тех, у кого наиболее активным является левое полушарие (т.е. для «правшей»). Если же перед нами «левша» явный или скрытый (т.е. переученный в детстве), то значения направлений его взгляда будет прямо противоположным.


Чтобы определить, на какую же все–таки схему оценки ориентироваться, можно использовать несколько традиционных вопросов вежливости, или касающихся текущих дел (но ориентированных на визуальную, аудиальную и кинестетическую системы). По содержанию вопросы должны быть такими, на которые человек, вероятнее всего, ответит откровенно, не раздумывая. Например: «Что вы предпочитаете: чай или кофе?», «Какая погода на улице?», «Хотите ли вы услышать какие–либо пояснения по данной проблеме?». Отвечая на подобные вопросы, партнер, скорее всего, посмотрит в сторону, соответствующую его опыту, воспроизведению образов реальной действительности. В таком случае противоположное направление будет указывать на обращение к конструированию, фантазии или лжи.

 

Стили мышления и типы сотрудников: Аналитик, Прагматик, Реалист, Идеалист и Критик.

Если за основу типологии подчиненных мы возьмем стилевые особенности их мыслительной деятельности (Н. Самоукиной), то можно выделить пять психологических типов: аналитики, прагматики, реалисты, идеалисты и критики.

Работники, характеризующиеся аналитическим мышлением, любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками, в своей работе опираются на директивные документы, инструкции и юридические нормы. Работают тщательно, ответственно, продумывают детали, педантичны. Ориентированы на высокую успешность и не любят ошибаться. Стремятся к высокому профессионализму и не терпят недобросовестности в работе. Часто проявляют перфекционизм. Перед решением задачи осуществляют тщательное планирование. Любят порядок, регулярность, системность, четкость. Эффективно работают в стабильных условиях при наличии достаточного времени. Они консервативны, устойчивы, стабильны. Проявляют серьезность в обучении, уважают авторитеты.

Во внешности и поведении — солидны, любят добротную и дорогую одежду, ведут себя с достоинством. Общаются сдержанно, без лишних эмоций. Их устная речь похожа на письменную, с правильными оборотами и законченными предложениями. Стремятся повлиять на собеседника прежде всего логикой и аргументами. Конфликтовать не любят, но если попадают в конфликтную ситуацию, могут проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Чтобы правильно решать задачу использования в управлении сильных сторон каждого сотрудника, разберем, в каких ситуациях каждый психологический тип эффективен, а в каких его эффективность существенно снижается.


Аналитики успешны:

    при работе над важным проектом, требующим высокой компетентности и профессионализма;

    в процессе принятия стратегически важного решения;

    при сравнении различных подходов и выработке наиболее эффективного подхода к решению проблемы;

    при составлении справочников, таблиц и классификаций;

    при единоличном выполнении задания, не требующего организации команды и интенсивного общения с сотрудниками.

 

Эффективность аналитиков снижается:

    в условиях лимита времени и неопределенности;

    в условиях постоянных изменений;

    при наличии конфликта и напряжения.

 

Прагматики стремятся, прежде всего, к получению конкретных результатов. Не терпят «общих разговоров». Ориентированы на инновации, любят все новое, избегают однообразия и монотонии. Вокруг них — всегда люди, они всех активизируют, будоражат, заряжают новыми идеями. Могут одновременно выполнять несколько дел. Легко переносят ошибки, при неудачах быстро переключаются на другое направление деятельности.

Редко планируют работу заранее, предпочитая сразу же включиться в дело и осуществлять планирующие действия по ходу работы. Живые, подвижные и общительные. Нередко обладают эмоциональным обаянием.

Не любят подчиняться нормам и авторитетам. Часто бывают независимыми предпринимателями. Легко чувствуют себя в конфликте и противоборстве, потому борьба их «заряжает» энергией. В условиях противоборства и конфронтации часто выигрывают. Психологически совместимы с реалистами, прагматиками и критиками.

Прагматики успешны:

    в условиях развития, при начинании нового дела или нового направления в работе;

    в процессе принятия решения со многими неизвестными и с опорой на интуицию; при ограничениях во времени;

    при необходимости быстро организовать команду единомышленников.

Эффективность прагматиков снижается:

    в условиях однообразия и монотонии;

    в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели;

    при общении с медлительными и нерешительными партнерами;

    при жестком, авторитарном управлении, давлении и излишне частом и детальном контроле.

 

Реалисты похожи на прагматиков: такие же живые и общительные. Но если прагматики ориентированы на самостоятельное достижение результата и доверяют только своему личному опыту, то реалисты направлены на создание команды, которую они могут направить на решение задачи. Опираются на практику, ценят факты, полученные другими. Реалисты не всегда стремятся сами иметь знания в различных областях, они подбирают команду из хороших специалистов и доверяют им.


Существует мнение, что эффективный руководитель получается из тех работников, которые обладают реалистическим мышлением. Они любят управлять ситуацией и людьми, и на работе, и при неформальной встрече. Они всегда стремятся оказывать влияние, рекомендовать, советовать.

Общаются в простой, деловой манере. Любят рассказывать анекдоты, шутить. Чужды сантиментов, увлекаются работой и карьерой. Из своих близких, как правило, стремятся тоже сделать работающую команду: жена — секретарь, дети — помощники в деле и бизнесе. Психологически совместимы со всеми: реалистами, аналитиками, прагматиками, идеалистами и критиками.

Реалисты успешны:

   в управлении;

   при взаимодействии с внешними организациями, партнерами и клиентами;

   в переговорах.

Эффективность реалистов снижается:

   в ситуациях деликатного и доверительного характера;

   в ситуации, в которой нужно переждать и сделать перерыв;

   в случае, если они имеют в своем распоряжении непроверенные или искаженные факты.

 

Идеалисты любят рассуждать о морально–этических и нравственных ценностях, увлекаются философией и эзотерическими учениями. Стремятся помочь людям, к ним часто обращаются за помощью. Характеризуются гуманными установками. Заботятся об атмосфере в коллективе, миролюбивы, их любят и уважают. Идеалисты — прекрасные слушатели, прощающие ошибки и погрешности. Влияют на других через позитивные средства: хвалят, восхищаются, поощряют, выделяют позитивы.

Напряжение их внутренней жизни часто связано с тем, что они хотят, чтобы «всем было хорошо», но понимают реальную недостижимость своего идеала. Психологически совместимы с идеалистами и реалистами.

Идеалисты успешны:

    при улаживании конфликтов;

    в переговорах, когда необходимо вызвать доверие у партнеров;

    в роли неформальных лидеров в коллективе;

    при разработке системы мотивации и поощрений.

 

Эффективность идеалистов снижается:

    в условиях борьбы и противостояния;

    в условиях необходимости критики коллеги;

    когда нужно выявить конфликт с целью его анализа и проработки.

 

Критически настроенные сотрудники, обладающие профессиональной компетентностью, способны вовремя выявить важные ошибки в процессе принятия решения. Несмотря на то, что критики не очень удобны в общении и часто проявляют язвительность и ироничность, именно они могут вовремя предсказать возможные риски.