Файл: правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ_Р_52289-2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2020

Просмотров: 4037

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ГОСТ Р 52289—2004

18

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекрес-

ток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.

Действие знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Знаки устанавливают над проезжей частью на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители име-

ли возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Знаки устанавливают в начале
разделения полос движения разметкой 1.1.

Каждый из знаков 5.15.2 располагают над серединой полосы, для которой он предназначен.
Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 устанавливают на дорогах, имеющих перед перекрестком три

полосы, знак 5.15.2 — три полосы и более для движения в данном направлении. На других дорогах пред-
варительные знаки допускается устанавливать при необходимости.

Знак 5.15.1 вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в

населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении, допускается размещать
справа от дороги, при этом устанавливают и предварительный знак 5.15.1.

Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50—150 м до места установки

основных знаков.

При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1—4.1.6 не применяют.
5.6.17 Знак 5.15.3 

«Начало полосы»

 применяют для обозначения начала дополнительной  полосы

на подъеме или полосы торможения на пересечениях и примыканиях, при увеличении числа полос для
движения в данном направлении и устанавливают у начала отгона такой полосы.

Знак 5.15.3 с изображением знака(ов) 4.6 применяют в случаях, когда необходимо установить мини-

мально допустимую скорость на левой полосе(ах), ведущей(их) на подъем.

На знаке указывают минимально допустимую скорость для левой полосы, которую превышают 50 %

транспортных средств, движущихся на подъем по двум полосам, или минимально допустимые  скорости,
которые превышают 50 % (для левой полосы) и 85 % (для средней полосы) транспортных средств, движу-
щихся на подъем по трем полосам.

Скорость измеряют в конце подъема. Полученную величину округляют в меньшую сторону до значе-

ния, кратного 10.

5.6.18 Знак 5.15.4

 «Начало полосы»

 применяют для обозначения начала участка средней полосы,

предназначенного для движения в данном направлении, на трехполосных дорогах, при поочередном вы-
делении разметкой двух полос для каждого из направлений, при этом знак устанавливают у начала пере-
ходной линии разметки.

Знак допускается применять для обозначения полосы, предназначенной для поворота налево или

разворота.

5.6.19 Знак  5.15.5 

«Конец полосы»

 применяют для обозначения конца дополнительной полосы на

подъеме или полосы разгона, при уменьшении числа полос для движения в данном направлении и уста-
навливают у начала отгона полосы.

5.6.20 Знак 5.15.6 

«Конец полосы»

 применяют для обозначения конца полосы, предназначенной

для движения в данном направлении,  участка средней полосы на трехполосных дорогах, обозначенного
знаком 5.15.4. Знак устанавливают у начала переходной линии разметки.

Знак допускается применять для обозначения конца полосы разгона, расположенной слева от основ-

ных полос, предназначенных для движения в данном направлении. Знак устанавливают у начала отгона
полосы.

5.6.21 Знак 5.15.7

 «Направление движения по полосам»

 применяют для указания числа полос и

направления движения по каждой из полос при организации движения в одном из направлений по больше-
му числу полос, чем во встречном, и устанавливают за каждым перекрестком на участке дороги  с  такой
организацией движения.

Допускается устанавливать знак с двумя стрелками на участках двухполосных дорог (проезжих час-

тей), когда организация движения (одно- или двустороннего) может неоднозначно восприниматься водите-
лями.

В случаях, когда знаками с табличками 8.14 по отдельным полосам движения вводятся какие-либо

режимы, эти знаки могут быть изображены на стрелках знака 5.15.7.

Знак допускается применять для организации реверсивного движения. В этом случае знак устанав-

ливают за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги.

5.6.22 Знак 5.15.8 

«Число полос»

 применяют для указания числа полос в данном направлении и

режимов движения по полосам.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

19

Знак устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии 150—300 м, в населенных пунктах  — на

расстоянии 50—150 м от начала участка дороги, на котором соответствующими знаками с табличками 8.14
вводятся режимы движения по полосам.

Знак устанавливают над проезжей частью.
Знак допускается устанавливать справа от дороги вне  населенных пунктов на дорогах, имеющих

перед перекрестком не более трех, а в  населенных пунктах — не более двух полос движения в данном
направлении.

5.6.23 Знаки 5.16 

«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 

5.17 

«Место остановки

трамвая»

 и 5.18 

«Место стоянки легковых такси»

 применяют для обозначения остановочных пунктов

соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки  легковых такси.

Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных

пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль
дорог.

Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При  наличии на остановочном пункте

павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем
или на самостоятельной опоре.

Знак 5.17 устанавливают справа от проезжей части при расположении трамвайных путей посередине

проезжей части или слева от проезжей части с односторонним движением.

Дублирующий знак 5.17  устанавливают:
- при наличии приподнятой посадочной площадки, расположенной вдоль трамвайных путей — в нача-

ле этой площадки;

- без посадочной  площадки на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направле-

нии  — над левой полосой.

При необходимости указания протяженности одного  или нескольких расположенных друг за другом

остановочных пунктов допускается применять знак 5.16 с табличкой 8.2.1. Знак при этом устанавливают в
начале первого остановочного пункта.

Информацию о маршрутах указывают в соответствии с ГОСТ 25869.
5.6.24 Знаки 5.19.1 и 5.19.2

 «Пешеходный переход»

 применяют для обозначения мест, выделен-

ных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 — слева. На дорогах с разделительной

полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа
или слева от каждой проезжей части.

При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода

относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 — на дальней. Ширину неразмеченного
пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.

Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы

перехода.

Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на

регулируемых перекрестках.

На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя

к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавли-
вать только на дальней границе перехода.

5.6.25 Знак 5.20

 «Искусственная неровность»

 применяют для обозначения границ искусственной

неровности.

Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно

приближающихся транспортных средств.

5.6.26 Знак 5.21 

«Жилая зона» 

применяют  для обозначения территории (зоны), в пределах которой

действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах.

Знак устанавливают на всех въездах в жилую зону.
5.6.27 Знак 5.22 

«Конец жилой зоны»

 применяют  для обозначения конца жилой зоны.

Знак устанавливают на всех выездах из жилой зоны.
Знак допускается размещать на оборотной стороне знака 5.21.
5.6.28 Знаки 5.23.1 и 5.23.2 

«Начало населенного пункта»

 применяют для обозначения начала

населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавли-
вающие порядок движения в населенных пунктах.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

20

Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе жилой застройки.
Знак 5.23.2 устанавливают  в случаях,  когда  требования Правил дорожного движения, регламенти-

рующие порядок движения в населенных пунктах, необходимо ввести на участке дороги с застройкой, не
входящей в какой-либо населенный пункт (дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся
объекты и т. п.).

Знак 5.23.2 допускается устанавливать:
- на второстепенных въездах в населенный пункт;
- в начале  жилой  застройки  в  случаях,  когда дорога неоднократно пересекает границы одного и

того же населенного пункта;

- на границах жилой застройки, когда в пределах административных границ населенного пункта заст-

ройки прерывается на расстояние более 500 м.

5.6.29 Знаки 5.24.1 и 5.24.2 

«Конец населенного пункта» 

применяют для  указания конца населен-

ного  пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2.

Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.
Допускается устанавливать знак 5.24.2 в конце населенного пункта, обозначенного знаком 5.23.1.
5.6.30 Знак 5.25

 «Начало населенного пункта»

 применяют для обозначения начала населенного

пункта, в котором на данной дороге по условиям безопасности движения нецелесообразно вводить требо-
вания  Правил дорожного  движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.6.31 Знак 5.26 

«Конец населенного пункта»

 применяют для указания конца населенного пункта,

обозначенного знаком 5.25.

5.6.32 На  дорогах  с  одной,  двумя  или  тремя  полосами  для  движения в обоих  направлениях

знаки 5.24.1, 5.24.2 и 5.26 допускается размещать только с левой стороны дороги, на оборотной стороне
знаков 5.23.1, 5.23.2  и 5.25 соответственно, предназначенных для водителей транспортных средств, дви-
жущихся во встречном направлении.

5.6.33 Знаки 5.27 

 «Зона  с ограничениями стоянки»

,  5.29  

«Зона  регулируемой  стоянки»  

и

5.31 

«Зона с ограничением максимальной скорости»

 применяют для обозначения территории (участка

дороги), в пределах которой регламентирована стоянка или ограничена максимальная скорость движения.

Знаки устанавливают на всех въездах на территорию (участок дороги).
Ограничение максимальной скорости для всего населенного пункта не допускается.
Информацию о видах транспортных средств, на которые распространяется соответствующее ограни-

чение, времени действия, способе постановки транспортного средства на стоянку, ее продолжительности и
т. п. размещают на табличках под знаками или в нижней части знаков 5.27, 5.29, 5.31 с помощью изображе-
ний табличек по ГОСТ Р 52290.

5.6.34 Знак 5.33 

«Пешеходная зона»

 применяют для обозначения территории (участка дороги), на

которой разрешено движение только пешеходов.

Знак устанавливают в местах, где возможен въезд транспортных средств на территорию (участок

дороги).

5.6.35 Знаки 5.28

 «Конец зоны с ограничениями стоянки»

, 5.30

 «Конец зоны регулируемой

стоянки»

, 5.32 

«Конец зоны с ограничением максимальной скорости» 

и 5.34 

«Конец пешеходной

зоны»

 применяют для указания конца  территории (участка дороги), обозначенной соответственно знаками

5.27, 5.29, 5.31, 5.33.

Знаки устанавливают на всех выездах с территории (участка дороги).
Знаки 5.28, 5.30, 5.32, 5.34 допускается размещать на оборотной стороне знаков 5.27, 5.29, 5.31, 5.33

соответственно.

5.7 Информационные знаки

5.7.1 Информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении

на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых
режимах движения.

5.7.2 Знак 6.1 

«Общие ограничения максимальной скорости» 

применяют для информирования

водителей транспортных средств об общих ограничениях скорости, установленных Правилами дорожного
движения на дорогах Российской Федерации.

Знак устанавливают при въезде на территорию Российской Федерации на контрольно-пропускных

пунктах.

5.7.3 Знак 6.2 

«Рекомендуемая скорость»

 применяют для информирования водителей транспорт-

ных средств о скорости, с которой рекомендуется двигаться на данном участке дороги, и устанавливают в
начале участка.


background image

ГОСТ Р 52289—2004

21

Знак действует до ближайшего перекрестка, а при применении с предупреждающим знаком — на

протяжении опасного участка.

5.7.4 Знаки 6.3.1

 «Место для разворота»

 и 6.3.2 

«Зона для разворота»

 применяют для указания

мест разворота.

Знаки устанавливают на дорогах с разделительной полосой перед местом разворота на разделитель-

ной полосе, на дорогах без разделительной полосы — над крайней левой полосой движения в данном
направлении.

Знаки допускается устанавливать справа на дорогах с числом полос для движения в данном направ-

лении не более трех. В этом случае применяют предварительный знак с табличкой 8.1.1 на расстоянии
100—150 м до основного знака.

5.7.5 Знак 6.4 

«Место стоянки»

 применяют для обозначения площадок, предназначенных для сто-

янки транспортных средств, с одной из табличек 8.6.1–8.6.9 — для обозначения околотротуарных стоянок.

Действие знака, обозначающего околотротуарную стоянку, распространяется до ближайшего пере-

крестка либо ограничивается табличкой 8.2.1.

На дорогах вне населенных пунктов предварительный знак 6.4 с табличкой 8.1.1 устанавливают на

расстоянии 400—800 м от площадки, предназначенной для стоянки.

Знак 6.4 с табличками 8.21.1—8.21.3 устанавливают на въездах на площадку для стоянки у станции

метро, остановки автобуса и (или) троллейбуса, трамвая и предварительно с табличками 8.1.1, 8.1.3, 8.1.4,
8.3.1, 8.3.2 для указания направления и расстояния до такой площадки.

5.7.6 Знак 6.5 

«Полоса для аварийной остановки» 

применяют для информирования водителей

транспортных средств о расположении полосы для аварийной остановки на крутом спуске.

Знак устанавливают перед въездом на полосу для аварийной остановки.
Предварительный знак 6.5 с табличкой 8.1.1 устанавливают со знаком 1.13 в верхней части спуска.

На протяжении спуска допускается устанавливать предварительные знаки 6.5 с табличкой 8.1.1.

5.7.7 Знаки 6.6 

«Подземный пешеходный переход»

 и 6.7 

«Надземный пешеходный переход»

устанавливают изображением навстречу основным пешеходным потокам у всех входов в (на) пешеходный
переход.

5.7.8 Знаки 6.8.1—6.8.3 

«Тупик»

 применяют для обозначения дорог, не имеющих сквозного проезда.

Знак 6.8.1 устанавливают в начале дороги, знаки 6.8.2 и 6.8.3 — перед пересечением с дорогой, не

имеющей сквозного проезда. Знаки 6.8.1—6.8.3 не применяют в случаях, когда на участке дороги между
перекрестками движение запрещено знаком 3.1 или 3.2.

5.7.9 Знак 6.9.1 

«Предварительный указатель направлений»

 применяют для предварительного

информирования о направлении движения к населенным пунктам и другим объектам.

Знак  применяют также для указания схемы маршрута объезда участков дорог, на которых знаками

3.11—3.15 введены соответствующие ограничения.

Знак устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии 300—500 м перед пересечением или

началом полосы торможения, в населенных пунктах — на расстоянии 50—100 м.

На автомагистралях устанавливают предварительный знак 6.9.1 на расстоянии 800—1000 м перед

пересечением или началом полосы торможения.

Знак допускается устанавливать над проезжей частью и на разделительной полосе.
5.7.10 Знак 6.9.2 

«Предварительный указатель направления» 

применяют для предварительного

информирования о направлении движения к населенным пунктам и другим объектам. Знак устанавливают
над проезжей частью дороги с двумя и более полосами движения в одном направлении непосредственно
перед началом полосы торможения, а при ее отсутствии — на расстоянии 100—300 м перед перекрестком
вне населенных пунктов и 50—100 м — в населенных пунктах.

Знаки 6.9.2 устанавливают вместо знака 6.9.1:
- на участках дорог, где размещение знака 6.9.1 затруднено (высокие насыпи, глубокие выемки, нали-

чие построек и т. п.);

- на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, и размещают над

соответствующими полосами.

На дорогах с двумя и тремя полосами движения в обоих направлениях знаки 6.9.2 допускается

размещать друг над другом на расстоянии между ними по вертикали не менее 0,05 м.

Если перед перекрестком устанавливают знаки 6.9.1 и 6.9.2, расстояние между ними должно быть не

менее 200 м.

На пересечении в разных уровнях знаки 6.9.2 устанавливают перед всеми съездами; при прохожде-

нии маршрута под путепроводом эти указатели размещают на его пролетных строениях.

(Измененная редакция, Изм. № 1).


background image

ГОСТ Р 52289—2004

22

5.7.11 Знак 6.9.3 

 «Схема движения»  

применяют  для  указания  маршрута объезда, если  на

перекрестке движение в отдельных направлениях запрещено, или направлений движения на перекрестке
со сложной планировкой.

Знак устанавливают непосредственно перед перекрестком.
Предварительный  знак  6.9.3  допускается  устанавливать  в  населенных  пунктах на расстоянии

50—100 м, вне населенных пунктов — на расстоянии 150—300 м от перекрестка.

5.7.12 Знаки 6.10.1 

«Указатель направлений»

 и 6.10.2

 «Указатель направления»

 применяют для

указания направления движения к населенным пунктам и другим объектам и устанавливают справа от
проезжей части непосредственно перед перекрестком или съездом с дороги, при наличии полосы торможе-
ния — у начала ее отгона.

На перекрестках, где каждая из пересекающихся дорог имеет не более двух полос для движения в

обоих направлениях, знаки допускается устанавливать слева от дороги, до перекрестка или за ним. Допус-
кается размещать на одной стойке несколько знаков или все знаки 6.10.1 и 6.10.2 для противоположных
направлений.

Дублирующие знаки 6.10.1 и 6.10.2 с указанием направления движения налево допускается устанав-

ливать на дорогах с тремя и более полосами для движения в данном направлении слева от проезжей части
или на разделительной полосе (приподнятом направляющем островке), если знаки не ограничат видимость
транспортных средств на перекрестке.

На Т-образном пересечении знаки допускается устанавливать напротив дороги, не имеющей продол-

жения.

На развилках дорог знаки 6.10.1 допускается размещать на Т-образной опоре, установленной за

развилкой.

Знак 6.10.2 устанавливают за перекрестком со сложной планировкой для подтверждения движения

по маршруту.

Знак 6.10.1 допускается устанавливать в населенных пунктах вместо знака 6.9.1 или 6.9.2 согласно

5.7.9 и 5.7.10.

5.7.13 Знак 6.11 

«Наименование объекта» 

применяют для указания наименования объекта, за ис-

ключением населенного пункта, и устанавливают непосредственно перед объектом.

5.7.14 Знак 6.12 

«Указатель расстояний»

 применяют для указания расстояний до фактической гра-

ницы застройки населенных пунктов или других объектов, расположенных на маршруте.

Знак на дорогах вне населенных пунктов устанавливают на выездах из городов и других крупных

населенных пунктов, после пересечений в разных уровнях, после сложных перекрестков, а на участках
дорог между ними — не реже чем через 20 км.

В населенных пунктах знак устанавливают после пересечений магистральных дорог.
На дорогах, имеющих не более трех полос движения в обоих направлениях, знак 6.12 допускается

размещать слева, на оборотной стороне знака 6.9.1.

5.7.15 Знак 6.13 

«Километровый знак»

 применяют для указания расстояния от места его установки

до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км.

Знак на дорогах с разделительной полосой устанавливают посередине разделительной полосы или с

правой стороны дороги для каждого направления движения.

На дорогах с ограждениями по оси проезжей части знак устанавливают посередине дороги внутри

ограждений либо с правой стороны дороги для каждого направления движения.

На дорогах с пятью и более полосами движения в обоих направлениях без разделительной полосы

знак устанавливают с правой стороны дороги для каждого направления движения.

Знак на дорогах без разделительной полосы с четырьмя и менее полосами движения в обоих направ-

лениях устанавливают только с одной стороны дороги. Допускается устанавливать на одной опоре два
знака 6.13, предназначенных для разных направлений движения, размещая их друг к другу оборотными
сторонами или под углом не более 60°.

5.7.16 Знаки 6.14.1 и 6.14.2 

«Номер маршрута»

 применяют для указания номера, а также номера и

направления дороги (маршрута), утвержденного в установленном порядке.

Знак 6.14.1 устанавливают в начале дороги (маршрута) и повторяют через 10—15 км.
Знак 6.14.2 устанавливают перед перекрестком для указания направления и номера дороги (маршру-

та), а также для указания номера дороги (маршрута) пересекаемой дороги, если перед перекрестком не
установлены знаки 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.10.2.

5.7.17 Знаки 6.15.1—6.15.3

 «Направление движения для грузовых автомобилей»

 применяют

для указания рекомендуемого маршрута движения грузовых автомобилей, тракторов и самоходных ма-
шин, если их движение на перекрестке в одном из направлений запрещено.