ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2020
Просмотров: 8090
Скачиваний: 12
Примечание
. D -
диаметр
тарельчатого
изолятора
,
см
;
h
-
высота
изоляционной
части
стержневого
изолятора
,
см
;
L
И
-
длина
пути
утечки
,
см
.
РАЗДЕЛ
2.
КАНАЛИЗАЦИЯ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ГЛАВА
2.4
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
НАПРЯЖЕНИЕМ
ДО
1
кВ
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Минэнерго
России
От
20
мая
2003
г
.
№
187
Вводится
в
действие
с
1
октября
2003
г
.
ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.4.1.
Настоящая
глава
Правил
распространяется
на
воздушные
линии
электропередачи
переменного
тока
напряжением
до
1
кВ
,
выполняемые
с
применением
изолированных
или
неизолированных
проводов
.
Дополнительные
требования
к
ВЛ
до
1
кВ
приведены
в
гл
.
2.5
, 6.3
и
7.7.
Кабельные
вставки
в
линию
и
кабельные
ответвления
от
линии
должны
выполняться
в
соответствии
с
требованиями
гл
. 2.3.
2.4.2.
Воздушная
линия
(
ВЛ
)
электропередачи
напряжением
до
1
кВ
-
устройство
для
передачи
и
распределения
электроэнергии
по
изолированным
или
неизолированным
проводам
,
расположенным
на
открытом
воздухе
и
прикрепленным
линейной
арматурой
к
опорам
,
изоляторам
или
кронштейнам
,
к
стенам
зданий
и
к
инженерным
сооружениям
.
Воздушная
линия
электропередачи
напряжением
до
1
кВ
с
применением
самонесущих
изолированных
проводов
(
СИП
)
обозначается
ВЛИ
.
Самонесущий
изолированный
провод
-
скрученные
в
жгут
изолированные
жилы
,
причем
несущая
жила
может
быть
как
изолированной
,
так
и
неизолированной
.
Механическая
нагрузка
может
восприниматься
или
несущей
жилой
,
или
всеми
проводниками
жгута
.
2.4.3.
Магистраль
ВЛ
-
участок
линии
от
питающей
трансформаторной
подстанции
до
концевой
опоры
.
К
магистрали
ВЛ
могут
быть
присоединены
линейные
ответвления
или
ответвления
к
вводу
.
Линейное
ответвление
от
ВЛ
-
участок
линии
,
присоединенной
к
магистрали
ВЛ
,
имеющий
более
двух
пролетов
.
Ответвление
от
ВЛ
к
вводу
-
участок
от
опоры
магистрали
или
линейного
ответвления
до
Тарельчатый
гладкий
полусферический
,
тарельчатый
гладкий
конусный
Районы
с
1-2-
й
СЗ
при
любых
видах
загрязнения
,
районы
с
засоленными
почвами
и
с
промышленными
загрязнениями
не
выше
3-
й
СЗ
Тарельчатый
фарфоровый
Районы
с
4-
й
СЗ
вблизи
цементных
и
сланцевоперерабатывающих
предприятий
,
предприятий
черной
металлургии
,
предприятий
по
производству
калийных
удобрений
,
химических
производств
,
выпускающих
фосфаты
,
алюминиевых
заводов
при
наличии
цехов
производства
электродов
(
цехов
анодной
массы
)
Стержневой
фарфоровый
нормального
исполнения
(
L
И
/
h
≤
2,5)
Районы
с
1-
й
СЗ
,
в
том
числе
с
труднодоступными
трассами
ВЛ
Тарельчатый
двукрылый
Районы
с
засоленными
почвами
и
с
промышленными
загрязнениями
(2-4-
я
СЗ
)
Тарельчатый
с
сильно
выступающим
ребром
на
нижней
поверхности
(L
И
/
D
> 1,4)
Побережья
морей
и
соленых
озер
(2-4-
я
СЗ
)
Стержневой
фарфоровый
специального
исполнения
(
L
И
/h
> 2,5)
Районы
с
2-4-
й
СЗ
при
любых
видах
загрязнения
;
районы
с
труднодоступными
трассами
ВЛ
(2-3-
я
СЗ
)
Стержневой
полимерный
нормального
исполнения
Районы
с
1-2-
й
СЗ
при
любых
видах
загрязнения
,
в
том
числе
районы
с
труднодоступными
трассами
ВЛ
Стержневой
полимерный
специального
исполнения
Районы
с
2-3-
й
СЗ
при
любых
видах
загрязнения
,
в
том
числе
районы
с
труднодоступными
трассами
ВЛ
зажима
(
изолятора
ввода
).
Ответвление
от
ВЛИ
допускается
выполнять
в
пролете
.
2.4.4.
Состояние
ВЛ
в
расчетах
механической
части
:
нормальный
режим
-
режим
при
необорванных
проводах
;
аварийный
режим
-
режим
при
оборванных
проводах
;
монтажный
режим
-
режим
в
условиях
монтажа
опор
и
проводов
.
Механический
расчет
ВЛ
до
1
кВ
в
аварийном
режиме
не
производится
.
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
2.4.5.
Механический
расчет
элементов
ВЛ
должен
производиться
по
методам
,
изложенным
в
гл
.
2.5
.
2.4.6.
Воздушные
линии
электропередачи
должны
размещаться
так
,
чтобы
опоры
не
загораживали
входы
в
здания
и
въезды
во
дворы
и
не
затрудняли
движения
транспорта
и
пешеходов
.
В
местах
,
где
имеется
опасность
наезда
транспорта
(
у
въездов
во
дворы
,
вблизи
съездов
с
дорог
,
при
пересечении
дорог
),
опоры
должны
быть
защищены
от
наезда
(
например
,
отбойными
тумбами
).
2.4.7.
На
опорах
ВЛ
на
высоте
не
менее
2
м
от
земли
через
250
м
на
магистрали
ВЛ
должны
быть
установлены
(
нанесены
):
порядковый
номер
опоры
;
плакаты
,
на
которых
указаны
расстояния
от
опоры
ВЛ
до
кабельной
линии
связи
(
на
опорах
,
установленных
на
расстоянии
менее
4
м
до
кабелей
связи
),
ширина
охранной
зоны
и
телефон
владельца
ВЛ
.
2.4.8.
При
прохождении
ВЛИ
по
лесным
массивам
и
зеленым
насаждениям
вырубка
просек
не
требуется
.
При
этом
расстояние
от
проводов
до
деревьев
и
кустов
при
наибольшей
стреле
провеса
СИП
и
наибольшем
их
отклонении
должно
быть
не
менее
0,3
м
.
При
прохождении
ВЛ
с
неизолированными
проводами
по
лесным
массивам
и
зеленым
насаждениям
вырубка
просеки
не
обязательна
.
При
этом
расстояние
от
проводов
при
наибольшей
стреле
провеса
или
наибольшем
отклонении
до
деревьев
и
кустов
должно
быть
не
менее
1
м
.
Расстояние
от
изолированных
проводов
до
зеленых
насаждений
должно
быть
не
менее
0,5
м
.
2.4.9.
Конструкции
опор
ВЛ
должны
быть
защищены
от
коррозии
с
учетом
требований
2.5.25
,
2.5.26
и
строительных
норм
и
правил
.
2.4.10.
Защиту
ВЛ
от
электрических
перегрузок
следует
выполнять
в
соответствии
с
требованиями
гл
. 3.1.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
2.4.11.
Климатические
условия
для
расчета
ВЛ
до
1
кВ
в
нормальном
режиме
должны
приниматься
как
для
ВЛ
до
20
кВ
в
соответствии
с
2.5.38
-
2.5.74
.
При
этом
для
ВЛ
до
1
кВ
следует
принимать
:
при
расчете
по
2.5.52
:
С
х
= 1,1 -
для
СИП
,
свободных
или
покрытых
гололедом
;
при
расчете
по
2.5.54
и
2.5.55
:
γ
nw
=
γ
n
г
= 0,8 -
для
одноцепных
ВЛ
;
γ
nw
=
γ
n
г
= 0,9 -
для
одноцепных
ВЛ
с
подвеской
на
опорах
ПВ
;
γ
nw
= 1,0
и
γ
n
г
= 1,2 -
для
двухцепных
и
многоцепных
ВЛ
,
а
также
при
подвеске
на
опорах
ВЛ
самонесущего
неметаллического
оптического
кабеля
(
ОКСН
);
γ
р
= 1,0
и
К
1
= 1,0 -
во
всех
случаях
.
2.4.12.
Расчет
длины
пролета
ответвления
от
ВЛ
к
вводу
по
2.4.20
должен
выполняться
в
гололедном
режиме
для
двух
случаев
:
1)
направление
ветра
под
углом
90°
к
оси
ВЛ
,
провода
ВЛ
покрыты
гололедом
b
э
,
толщина
стенки
гололеда
на
проводах
ответвления
b
o
= 0,5
b
э
;
2)
направление
ветра
вдоль
ВЛ
(
угол
0°),
толщина
стенки
гололеда
на
проводах
ответвления
b
o
=
b
э
.
При
этом
в
обоих
случаях
следует
учитывать
редукцию
тяжения
проводов
ответвления
при
отклонении
верха
опоры
.
ПРОВОДА
.
ЛИНЕЙНАЯ
АРМАТУРА
2.4.13.
На
ВЛ
должны
,
как
правило
,
применяться
самонесущие
изолированные
провода
(
СИП
).
СИП
должен
относиться
к
категории
защищенных
,
иметь
изоляцию
из
трудносгораемого
светостабилизированного
синтетического
материала
,
стойкого
к
ультрафиолетовому
излучению
и
воздействию
озона
.
2.4.14.
По
условиям
механической
прочности
на
магистралях
ВЛ
,
на
линейном
ответвлении
от
ВЛ
и
на
ответвлениях
к
вводам
следует
применять
провода
с
минимальными
сечениями
,
указанными
в
табл
.
2.4.1
и
2.4.2
.
2.4.15.
При
сооружении
ВЛ
в
местах
,
где
опытом
эксплуатации
установлено
разрушение
проводов
от
коррозии
(
побережья
морей
,
соленых
озер
,
промышленные
районы
и
районы
засоленных
песков
),
а
также
в
местах
,
где
на
основании
данных
изысканий
оно
возможно
,
следует
применять
самонесущие
изолированные
провода
с
изолированной
жилой
.
Т а б л и ц а
2.4.1
Минимально
допустимые
сечения
изолированных
проводов
*
В
скобках
дано
сечение
жилы
самонесущих
изолированных
проводов
,
скрученных
в
жгут
,
без
несущего
провода
.
Т а б л и ц а
2.4.2
Минимально
допустимые
сечения
неизолированных
и
изолированных
проводов
2.4.16.
Магистраль
ВЛ
,
как
правило
,
следует
выполнять
проводами
неизменного
сечения
.
Сечения
фазных
проводов
магистрали
ВЛ
рекомендуется
принимать
не
менее
50
мм
2
.
2.4.17.
Механический
расчет
проводов
должен
производиться
по
методу
допускаемых
напряжений
для
условий
,
указанных
в
2.5.38
-
2.5.74
.
При
этом
напряжения
в
проводах
не
должны
превышать
допускаемых
напряжений
,
приведенных
в
табл
.
2.4.3
,
а
расстояния
от
проводов
до
поверхности
земли
,
пересекаемых
сооружений
и
заземленных
элементов
опор
должны
отвечать
требованиям
настоящей
главы
.
При
расчете
используются
параметры
проводов
,
приведенные
в
табл
.
2.5.8
.
Т а б л и ц а
2.4.3
Допустимое
механическое
напряжение
в
проводах
ВЛ
до
1
кВ
Нормативная
толщина
стенки
гололеда
b
э
,
мм
Сечение
несущей
жилы
,
мм
2
,
на
магистрали
ВЛИ
,
на
линейном
ответвлении
от
ВЛИ
Сечение
жилы
на
ответвлениях
от
ВЛИ
и
от
ВЛ
к
вводам
,
мм
2
10
35 (25)
*
16
15
и
более
50 (25)
*
16
Нормативная
толщина
стенки
гололеда
b
э
,
мм
Материал
провода
Сечение
провода
на
магистрали
и
линейном
ответвлении
,
мм
10
Алюминий
(
А
),
нетермообработанный
алюминиевый
сплав
(
АН
)
25
Сталеалюминий
(
АС
),
термообработанный
алюминиевый
сплав
(
АЖ
)
25
Медь
(
М
) 16
15
и
более
А
,
АН
АС
,
АЖ
М
35
25
16
Провод
Допустимое
напряжение
, %
предела
прочности
при
растяжении
при
наибольшей
нагрузке
и
низшей
температуре
t
u
=
t
-
при
среднегодовой
температуре
t
сг
СИП
сечением
25 - 120
мм
2
40
30
Алюминиевый
сечением
,
мм
2
:
2.4.18.
Все
виды
механических
нагрузок
и
воздействий
на
СИП
с
несущей
жилой
должна
воспринимать
эта
жила
,
а
на
СИП
без
несущего
провода
-
должны
воспринимать
все
жилы
скрученного
жгута
.
2.4.19.
Длина
пролета
ответвления
от
ВЛ
к
вводу
должна
определяться
расчетом
в
зависимости
от
прочности
опоры
,
на
которой
выполняется
ответвление
,
высоты
подвески
проводов
ответвления
на
опоре
и
на
вводе
,
количества
и
сечения
жил
проводов
ответвления
.
При
расстояниях
от
магистрали
ВЛ
до
здания
,
превышающих
расчетные
значения
пролета
ответвления
,
устанавливается
необходимое
число
дополнительных
опор
.
2.4.20.
Выбор
сечения
токоведущих
проводников
по
длительно
допустимому
току
следует
выполнять
с
учетом
требований
гл
. 1.3.
Сечение
токоведущих
проводников
должно
проверяться
по
условию
нагрева
при
коротких
замыканиях
(
КЗ
)
и
на
термическую
стойкость
.
2.4.21.
Крепление
,
соединение
СИП
и
присоединение
к
СИП
следует
производить
следующим
образом
:
1)
крепление
провода
магистрали
ВЛИ
на
промежуточных
и
угловых
промежуточных
опорах
-
с
помощью
поддерживающих
зажимов
;
2)
крепление
провода
магистрали
ВЛИ
на
опорах
анкерного
типа
,
а
также
концевое
крепление
проводов
ответвления
на
опоре
ВЛИ
и
на
вводе
-
с
помощью
натяжных
зажимов
;
3)
соединение
провода
ВЛИ
в
пролете
-
с
помощью
специальных
соединительных
зажимов
;
в
петлях
опор
анкерного
типа
допускается
соединение
неизолированного
несущего
провода
с
помощью
плашечного
зажима
.
Соединительные
зажимы
,
предназначенные
для
соединения
несущего
провода
в
пролете
,
должны
иметь
механическую
прочность
не
менее
90 %
разрывного
усилия
провода
;
4)
соединение
фазных
проводов
магистрали
ВЛИ
-
с
помощью
соединительных
зажимов
,
имеющих
изолирующее
покрытие
или
защитную
изолирующую
оболочку
;
5)
соединение
проводов
в
пролете
ответвления
к
вводу
не
допускается
;
6)
соединение
заземляющих
проводников
-
с
помощью
плашечных
зажимов
;
7)
ответвительные
зажимы
следует
применять
в
случаях
:
ответвления
от
фазных
жил
,
за
исключением
СИП
со
всеми
несущими
проводниками
жгута
;
ответвления
от
несущей
жилы
.
2.4.22.
Крепление
поддерживающих
и
натяжных
зажимов
к
опорам
ВЛИ
,
стенам
зданий
и
сооружениям
следует
выполнять
с
помощью
крюков
и
кронштейнов
.
2.4.23.
Расчетные
усилия
в
поддерживающих
и
натяжных
зажимах
,
узлах
крепления
и
кронштейнах
в
нормальном
режиме
не
должны
превышать
40 %
их
механической
разрушающей
нагрузки
.
2.4.24.
Соединения
проводов
в
пролетах
ВЛ
следует
производить
при
помощи
соединительных
зажимов
,
обеспечивающих
механическую
прочность
не
менее
90 %
разрывного
усилия
провода
.
В
одном
пролете
ВЛ
допускается
не
более
одного
соединения
на
каждый
провод
.
В
пролетах
пересечения
ВЛ
с
инженерными
сооружениями
соединение
проводов
ВЛ
не
допускается
.
Соединение
проводов
в
петлях
анкерных
опор
должно
производиться
при
помощи
зажимов
или
сваркой
.
Провода
разных
марок
или
сечений
должны
соединяться
только
в
петлях
анкерных
опор
.
2.4.25.
Крепление
неизолированных
проводов
к
изоляторам
и
изолирующим
траверсам
на
25 - 95
35
30
120 40
30
Из
термообработанного
и
нетермообработанного
алюминиевого
сплава
сечением
,
мм
2
:
25 - 95
40
30
120 45
30
Сталеалюминиевый
сечением
,
мм
2
:
25 35
30
35 - 95
40
30
опорах
ВЛ
,
за
исключением
опор
для
пересечений
,
рекомендуется
выполнять
одинарным
.
Крепление
неизолированных
проводов
к
штыревым
изоляторам
на
промежуточных
опорах
следует
выполнять
,
как
правило
,
на
шейке
изолятора
с
внутренней
его
стороны
по
отношению
к
стойке
опоры
.
2.4.26.
Крюки
и
штыри
должны
рассчитываться
в
нормальном
режиме
работы
ВЛ
по
методу
разрушающих
нагрузок
.
При
этом
усилия
не
должны
превышать
значений
,
приведенных
в
2.5.101
.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
ПРОВОДОВ
НА
ОПОРАХ
2.4.27.
На
опорах
допускается
любое
расположение
изолированных
и
неизолированных
проводов
ВЛ
независимо
от
района
климатических
условий
.
Нулевой
провод
ВЛ
с
неизолированными
проводами
,
как
правило
,
следует
располагать
ниже
фазных
проводов
.
Изолированные
провода
наружного
освещения
,
прокладываемые
на
опорах
ВЛИ
,
могут
размещаться
выше
или
ниже
СИП
,
а
также
быть
скрученными
в
жгут
СИП
.
Неизолированные
и
изолированные
провода
наружного
освещения
,
прокладываемые
на
опорах
ВЛ
,
должны
располагаться
,
как
правило
,
над
PEN
(
РЕ
)
проводником
ВЛ
.
2.4.28.
Устанавливаемые
на
опорах
аппараты
для
подключения
электроприемников
должны
размещаться
на
высоте
не
менее
1,6
м
от
поверхности
земли
.
Устанавливаемые
на
опорах
защитные
и
секционирующие
устройства
должны
размещаться
ниже
проводов
ВЛ
.
2.4.29.
Расстояния
между
неизолированными
проводами
на
опоре
и
в
пролете
по
условиям
их
сближения
в
пролете
при
наибольшей
стреле
провеса
до
1,2
м
должны
быть
не
менее
:
при
вертикальном
расположении
проводов
и
расположении
проводов
с
горизонтальным
смещением
не
более
20
см
: 40
см
в
I, II
и
III
районах
по
гололеду
, 60
см
в
IV
и
особом
районах
по
гололеду
;
при
других
расположениях
проводов
во
всех
районах
по
гололеду
при
скорости
ветра
при
гололеде
:
до
18
м
/
с
- 40
см
,
более
18
м
/
с
- 60
см
.
При
наибольшей
стреле
провеса
более
1,2
м
указанные
расстояния
должны
быть
увеличены
пропорционально
отношению
наибольшей
стрелы
провеса
к
стреле
провеса
,
равной
1,2
м
.
2.4.30.
Расстояние
по
вертикали
между
изолированными
и
неизолированными
проводами
ВЛ
разных
фаз
на
опоре
при
ответвлении
от
ВЛ
и
при
пересечении
разных
ВЛ
на
общей
опоре
должно
быть
не
менее
10
см
.
Расстояния
от
проводов
ВЛ
до
любых
элементов
опоры
должно
быть
не
менее
5
см
.
2.4.31.
При
совместной
подвеске
на
общих
опорах
ВЛИ
и
ВЛ
до
1
кВ
расстояние
по
вертикали
между
ними
на
опоре
и
в
пролете
при
температуре
окружающего
воздуха
плюс
15
°
С
без
ветра
должно
быть
не
менее
0,4
м
.
2.4.32.
При
совместной
подвеске
на
общих
опорах
двух
или
более
ВЛИ
расстояние
между
жгутами
СИП
должно
быть
не
менее
0,3
м
.
2.4.33.
При
совместной
подвеске
на
общих
опорах
проводов
ВЛ
до
1
кВ
и
проводов
ВЛ
до
20
кВ
расстояние
по
вертикали
между
ближайшими
проводами
ВЛ
разных
напряжений
на
общей
опоре
,
а
также
в
середине
пролета
при
температуре
окружающего
воздуха
плюс
15 °
С
без
ветра
должно
быть
не
менее
:
1,0
м
-
при
подвеске
СИП
с
изолированным
несущим
и
со
всеми
несущими
проводами
;
1,75
м
-
при
подвеске
СИП
с
неизолированным
несущим
проводом
;
2,0
м
-
при
подвеске
неизолированных
и
изолированных
проводов
ВЛ
до
1
кВ
.
2.4.34.
При
подвеске
на
общих
опорах
проводов
ВЛ
до
1
кВ
и
защищенных
проводов
ВЛЗ
6 - 20
кВ
(
см
.
2.5.1
)
расстояние
по
вертикали
между
ближайшими
проводами
ВЛ
до
1
кВ
и
ВЛЗ
6 - 20
кВ
на
опоре
и
в
пролете
при
температуре
плюс
15 °
С
без
ветра
должно
быть
не
менее
0,3
м
для
СИП
и
1,5
м
для
неизолированных
и
изолированных
проводов
ВЛ
до
1
кВ
.
ИЗОЛЯЦИЯ
2.4.35.
Самонесущий
изолированный
провод
крепится
к
опорам
без
применения
изоляторов
.
2.4.36.
На
ВЛ
с
неизолированными
и
изолированными
проводами
независимо
от