ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8055
Скачиваний: 12
Лекция 4. Публичные образования как
субъекты предпринимательского права
51
в Гражданском кодексе, за необходимыми изъятиями, к режиму, установленному
для юридических лиц.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на пра-
ве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имуще-
ство, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации
(собственность субъекта Российской Федерации). К муниципальной собственности
отнесено имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сель-
ским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Исключительно к федеральной собственности относятся объекты: составляю-
щие основу национального богатства страны; необходимые для обеспечения функ-
ционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссий-
ских задач; оборонного производства; отраслей, обеспечивающих жизнедеятель-
ность народного хозяйства России в целом и развитие иных его отраслей, а также
некоторые другие. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собствен-
ности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются го-
сударственной собственностью.
Государство приобретает право собственности как по основаниям, являющим-
ся общими для всех субъектов гражданского права, так и по присущим только ему,
имеющим специальный характер (конфискация, реквизиция, национализация и др.).
Способы прекращения принадлежащего государству права собственности под-
разделяются на общегражданские и специальные.
Государство действует в предпринимательских отношениях через систему сво-
их органов, наделяемых общей или специальной компетенцией, объем и содержа-
ние которой фиксируются в актах, определяющих статус органов. В рамках уста-
новленной компетенции органы государственной власти и местного самоуправ-
ления могут соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Федера-
ции, муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Возможен и иной механизм «вступления» государства в гражданские право-
отношения. В федеральных законах, указах Президента, постановлениях Прави-
тельства, нормативных актах субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному пору-
чению от их имени выступают государственные органы, органы местного само-
управления, а также юридические лица и граждане.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное обра-
зование отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве
собственности имуществом, а той его частью, которая не закреплена за созданны-
ми ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления и не относится к составу объектов, могущих находиться только в го-
сударственной или муниципальной собственности.
Имущество, которое может находиться только в государственной или муници-
пальной собственности, как и имущество, закрепленное за государственными и му-
ниципальными предприятиями, не является средством обеспечения обязательств
Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований и, следо-
вательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.
52
РАЗДЕЛ II. Субъекты предпринимательской деятельности
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Россий-
ской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель-
ствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юри-
дических лиц, кроме случаев, установленных законом.
4.2 Субъекты малого и среднего
предпринимательства
Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в на-
стоящий момент определяется Федеральным законом «О развитии малого и сред-
него предпринимательства в Российской Федерации»
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяй-
ствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные пред-
приниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе
к микропредприятиям, и средним предприятиям.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные
в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы
и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государ-
ственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпри-
нимательскую деятельность без образования юридического лица.
Условия признания лиц субъектами малого и среднего предпринимательства:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностран-
ных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиоз-
ных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в устав-
ном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не
должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов ак-
ционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных
фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридиче-
ским лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринима-
тельства, не должна превышать двадцати пяти процентов (данное огра-
ничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность
которых заключается в практическом применении (внедрении) результа-
тов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычисли-
тельных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышлен-
ных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микро-
схем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые
1
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон
от 24.07.2007 г. №209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. №31. Ст. 4006.
Лекция 4. Публичные образования как
субъекты предпринимательского права
53
принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ —
бюджетным научным учреждениям или созданным государственными ака-
демиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным
учреждениям высшего профессионального образования или созданным го-
сударственными академиями наук образовательным учреждениям высшего
профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не
должна превышать следующие предельные значения средней численности
работников для каждой категории субъектов малого и среднего предприни-
мательства:
• от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для сред-
них предприятий;
• до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых
предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
• выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на до-
бавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов) за предше-
ствующий календарный год не должна превышать предельные значе-
ния, установленные Правительством Российской Федерации для каж-
дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуаль-
ные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года,
в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и сред-
него предпринимательства, если их показатели средней численности работников,
выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов
(остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период,
прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные
значения, установленные в законе.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или
среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работни-
ков, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или
по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников пред-
ставительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микро-
предприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Государство осуществляет различные меры, направленные на поддержку субъ-
ектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время действует По-
становление Правительства РФ от 27.02.2009 г. №178 «О распределении и предо-
ставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на государственную поддержку малого и среднего предприниматель-
ства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
1
.
1
О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства : постановление Правительства РФ от 27.02.2009 г.
№178 // Собрание законодательства РФ. 2009. №10. Ст. 1226.
54
РАЗДЕЛ II. Субъекты предпринимательской деятельности
4.3 Сложные формы предпринимательской
деятельности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Холдинг — предприятие, в состав активов которого входят кон-
трольные пакеты акций других предприятий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольный пакет акций — любая форма участия в капитале предприятий, ко-
торая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения соответствующе-
го решения на общем собрании участников.
Холдинговая компания обладает исключительной компетенцией — она не мо-
жет вести никакую деятельность, кроме выпуска и управления своими акциями.
Коммерческие предприятия, которые входят в состав холдинга, не теряют сво-
ей самостоятельности.
Существуют различные подходы к вопросу о классификации холдингов. Хол-
динги подразделяют на чистые и смешанные.
Чистые холдинги, не осуществляя прямо производственно-хозяйственных
функций, координируют и направляют деятельность участников холдинга из еди-
ного административного центра.
В смешанном холдинге, наряду с контролем за деятельностью дочерних и за-
висимых обществ, основное общество осуществляет самостоятельную предприни-
мательскую деятельность.
С учетом отраслевой принадлежности различают следующие виды холдингов:
автомобильный, банковский, промышленный, страховой и т. д. Особое место зани-
мает банковский холдинг. Банковский холдинг — это не являющееся юридическим
лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации, в кото-
рой юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, имеет возмож-
ность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принима-
емые органами управления кредитной организацией.
Также в зависимости от характера производственных и экономических отно-
шений между участниками и от способа организации холдингового объединения
они подразделяются на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные холдинги — предпринимательские объединения хозяйственных
обществ, действующие на одном рынке.
Вертикальные холдинги — предпринимательские объединения хозяйственных
обществ в единый производственный процесс.
Лекция 4. Публичные образования как
субъекты предпринимательского права
55
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — совокупность юри-
дических лиц, действующих как основное и дочерние общества
либо полностью или частично объединивших свои материаль-
ные и нематериальные активы на основе договора о создании
финансово-промышленной группы в целях технологической или
экономической интеграции, для реализации инвестиционных и др.
проектов, направленных на повышение конкурентоспособности
и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффек-
тивности производства, создание новых рабочих мест.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и не-
коммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением обще-
ственных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной
финансово-промышленной группе не допускается.
Особенности ФПГ:
1) наличие центральной компании финансово-промышленной группы, явля-
ющейся самостоятельным юридическим лицом и учрежденной в соответ-
ствии с договором всеми участниками;
2) все участники несут солидарную ответственность по обязательствам ФПГ;
3) среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие
организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также
банков или иных кредитных организаций.
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является со-
вет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представите-
лей всех ее участников.
Финансово-промышленные группы можно подразделить на виды по различ-
ным критериям.
В зависимости от способа формирования они делятся:
• на группы, созданные по классической холдинговой модели;
• группы, созданные на договорной основе;
• группы, созданные по смешанному принципу.
По характеру специализации и кооперации все группы можно разделить:
• на вертикальные (совокупность предприятий-участников, участвующих в вы-
пуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства);
• горизонтальные (предприятия-участники осуществляют производство на
одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию);
• диверсифицированные (группы, в состав которых входят, с одной сторо-
ны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с дру-
гой — предприятия, которые не взаимодействуют с остальными участника-
ми группы, а также между собой).