Файл: 7. Команды передачи управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 30.10.2018

Просмотров: 540

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7. Команды передачи управления (перехода) 

Назначение  –  изменение  естественного  последовательного  порядка 

выполнения потока команд. Причины достаточно очевидны - необходимость 

разветвления  вычислительного  процесса  или  организация  повторений. 

Существуют два типа переходов - условный и безусловный. 

Более  простым  является  безусловный  переход,  который  задается 

командой  JMP  (от  Jump,  прыжок).  Единственный  операнд  команды  задает 

адрес той команды, которая должна выполняться следующей после текущей. 

Этот  адрес  может  задаваться  напрямую  или  косвенно.  В  первом  случае 

операндом  команды  JMP  является  метка  команды,  на  которую  надо 

выполнить переход: 

JMP    L1            ; команда перехода 

. . . . . . . . . . . . . 

          ; пропускаемые команды 

L1:  MOV   AX, 0 

; команда, выполняемая следующей 

Здесь  переход  выполняется  вперед,  но  можно  –  и  назад,  на  одну  из 

предыдущих команд: 

L2:  MOV   BX, 0 

. . . . . . . . . . . . . . . . . 

 

JMP  L2 

Замена 

метки-операнда 

адресом 

перехода 

выполняется 

ассемблирующей  программой  при  обработке  исходного  текста  (более 

подробно  этот  процесс  рассматривается  в  теме  ___).  Фактически  команда 

JMP  просто  заносит  в  регистр  IP  новое  значение  –  адрес  команды,  на 

которую  выполняется  переход.  При  этом  адрес  задается  не  абсолютный,  а 

относительный,  т.е.  в  машинную  команду  перехода  заносится  разность 

между адресом команды JMP и адресом целевой команды (значением метки 

перехода).  Эта  разность  называется  смещением  и  рассматривается,  как 

знаковое целое: переход вперед – положительное смещение, переход назад – 

отрицательное.  При  этом  для  хранения  смещения  в  машинной  команде 

можно  отвести  либо  1  байт  (короткий  переход,  от  -128  до  +127  байтов  т.е. 


background image

примерно  на  30-40  команд),  либо  1  слово  (длинный  переход,  от  -32 768  до 

+32 767 байтов, т.е. примерно на 8 тысяч команд).  

Большинство  ссылок  в  обычных  программах  –  короткие  (так 

называемый принцип локальности ссылок), что позволяет создавать и более 

короткие  машинные  программы.  Ассемблер  при  обработке  исходной 

программы  сам  решает,  какой  тип  перехода  использовать,  вычисляя 

смещение  и  анализируя  его  величину.  Здесь  возможна  проблема  при 

использовании ссылок вперед, когда при формировании текущей машинной 

команды  перехода  адрес  метки  перехода  еще  не    известен,  и  ассемблеру 

ничего другого не остается, как предполагать длинный переход. Можно явно 

указать короткий переход с помощью директивы SHORT: 

JMP  SHORT   L3 

. . . . . . . . . . . . . . . . 

L3:  ADD  AX, 1 

Если на самом деле переход не короткий, то ассемблер выдаст ошибку. 

Особенностью косвенного перехода является то, что операнд команды 

JMP  задает  имя  регистра  или  имя  области  памяти,  где  находится  адрес 

перехода. 

Перейдем  к  рассмотрению  условных  переходов.  Как  следует  из 

названия, условный переход выполняется только при выполнении заданного 

условия.  Условие  перехода  задается  одним  или  несколькими  флагами 

регистра  Flags,  значения  которых  устанавливаются  предыдущими 

командами.  Очень  часто  перед  командой  перехода  используется  команда 

сравнения  двух  операндов  с  мнемоникой  CMP  (от  Compare,  сравнивать), 

которая всего лишь устанавливает соответствующие значения флагов: 

CMP     op1, op2  ; сравнить два операнда 

Здесь  операнды  могут  задаваться  в  любых  комбинациях,  кроме  “память”  – 

“память”.  После  команды  сравнения  можно  поставить  одну  из  следующих 

команд условного перехода: 

JE 

метка  

; выполнить переход, если ор1 = ор2 


background image

JNE  метка  

; выполнить переход, если ор1 и ор2 не равны 

Кроме  того,  при  сравнении  знаковых  чисел  можно  использовать 

следующие команды условных переходов: 

JG 

метка        ; выполнить переход, если op1 > op2 

JGE  метка        ; выполнить переход, если op1 >= op2 

         

JL 

метка        ; выполнить переход, если op1 < op2 

JLE  метка        ; выполнить переход, если op1 <= op2 

Аналогичные команды введены для беззнаковых чисел, только вместо 

символов G и L (т.е. Greater и Less) используются А и В (от Above и Below).  

Во  всех  командах  условных  переходов  при  невыполнении  условия 

будет  выполняться  следующая  по  порядку  команда,  т.е.  переход  не 

происходит. 

Альтернативную  группу  команд  условных  переходов  составляют 

команды,  в  которых  не  используется  операция  сравнения,  а  сразу 

анализируются соответствующие флаги: 

JZ 

или  JNZ   (переход, если флаг Zero =1 или 0) 

JS 

или   JNS  (переход, если флаг Sign =1 или 0) 

JC 

или   JNC  (переход, если флаг Carry =1 или 0) 

JO 

или   JNO  (переход, если флаг Overflow =1 или 0) 

Наконец,  есть  одна  специальная  команда,  которая  проверяет  значение 

регистра СХ и имеет мнемонику JCXZ (то есть Jump if CX is Zero). 

Рассмотрим два простых примера. 

Пример  1.  Пусть  X  и  Y  –  знаковые  переменные  размером  в  слово. 

Найти Z = max(X, Y) = 

Y

еслиX

Y

Y

еслиX

X

,

,

 

 

Будем  считать,  что  для  размещения  в  памяти  значений  этих 

переменных объявлены двухбайтовые области памяти с именами X, Y и Z. 

Фрагмент программы: 

 

MOV   AX, X 

; (АХ) = Х 


background image

 

CMP    AX, Y 

; (AX) сравнить с Y 

 

JGE    L1            ; перейти на метку L1, если X >= Y 

 

MOV   AX, Y 

; если X < Y, то (АХ) = Y 

L1:  MOV   Z, AX 

; Z = (AX) 

 

Пример  2.  Моделирование  условного  оператора  языка  высокого 

уровня:  if   (X > 0)   then   группа1   else   группа2; 

Необходимые команды: 

CMP    X, 0   ; сравнить X с 0 

JLE     L1    ; если Х <= 0, то переход на L1,  

                ; иначе (если Х > 0) - выполнение следующей команды 

. . . . . . . . . . . . . .  

команды группы 1 

. . . . . . . . . . . . . . . 

JMP   L2 

; безусловный переход на первую команду после                          

                    ; условного оператора 

L1:  первая команда группы 2 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

 

последняя команда группы 2 

L2:  первая команда после условного оператора 

 

Практические задания к теме №7. 

Задание 1. Пусть M, L, N – переменные размером в слово. Требуется 

записать в L максимальное из чисел M и  N  . Листинг программы: 

assume   cs:cod, ds:data 

data 

  SEGMENT 

  N        dw   5 

  M       dw   4 

  L        dw   ? 

data 

ENDS 


background image

cod  

SEGMENT 

main:   

   

mov   ax, data 

   

mov   ds, ax 

   

mov   ax, N 

   

cmp   ax, M 

   

jae     Lab 

   

mov   ax, M 

Lab: 

mov   L, ax 

cod  

ENDS 

END main 

 

Задание  2.  Определить  значение  функции  F(X),  принимающей  различные 

значения на интервалах: 

f(x) = 

L

x

если

x

L

x

если

x

.

,

2

.

,

2

 

Фрагмент программы: 

 

Z   dw   L 

 

…. 

 

      cmp   ax, Z ;    в ах находится значение х 

 

      jg       L2 ; выполняется ветка возведения в квадрат, если ax > L 

 

      idiv    2 ; выполняется деление содержимого ах пополам 

        L2:  mul    ax 

(самост) 

Задание 3. Написать программу нахождения максимума из 3-х байтовых 

чисел 

Задание 4. Нахождение минимума из пяти чисел размером в слово 

Задание 5. Определение значения функции, заданной уравнением: