Файл: Анализ и повышение финансовых результатов деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике любая отдельная компания самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует и фиксирует цену товарного ассортимента, учитывает затраты и выручку от продаж, а также выявляет финансовый результат деятельности за определенный период времени.
Именно изменения в источниках покрытия и размещении средств характеризуют финансовые результаты деятельности компании, а положительные финансовые результаты отражают значение прибыли.
Для того чтобы на предприятии увеличилась прибыль, сотрудникам следует проводить качественный анализ, выявлять резервы ее роста, планировать объем производства и реализации продукции.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что для самофинансирования, расширения воспроизводства, решения социальных проблем сотрудников компании, необходима финансовая база. Именно увеличение прибыли компании создает эту самую базу.
Итак, для коммерческих организаций основной целью хозяйственной деятельности является регулярное получение прибыли. Поэтому основным вопросом для них выступает капитализация и создание резервов, что предполагает формирование определенной стратегии для ее реализации.
Но данный вопрос имеет многоплановый характер, что требует существенного системного подхода.
Безусловно, финансовый результат очень важен для предприятия. Владея им, компания сможет привлекать заемные средства и за счет этого развиваться.
При этом основательно приумножая свои имеющиеся финансовые ресурсы, предприятие превращается в более финансово-устойчивую структуру и становится автономной от своих кредиторов и привлеченных заемных средств.
Следовательно, в этом и заключается ценность прибыли в компании.
Таким образом, каждая компания постоянно сталкивается с глобальной проблемой эффективного формирования и использования прибыли.
1. Содержание и значение анализа финансовых результатов
Главной целью деятельности организации любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния фирмы - анализ финансовых результатов ее деятельности. Финансовые результаты - это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток - следствием плохой работы или внешних отрицательных факторов.
Кроме того, эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности также выражается в финансовых результатах.
Конечный финансовый результат деятельности предприятий является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно. Так, например, в книге «Корпоративные финансы и учет» под финансовым результатом понимается разница между доходами и затратами организации. Но данное определение недостаточно точно характеризует сущность финансового результата. Наиболее емкое определение дает Толкачева Н. А. Под финансовым результатом она понимает прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.
В свою очередь О. В. Ефимова считает, что финансовый результат - это прибыль. Но в то же время она отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым, обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов».
Изучая точки зрения различных авторов, наиболее интересным представляется мнение Г.В. Савицкой, которая пишет, что финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Таким образом, финансовый результат определяется как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что взгляды различных авторов на определение сущности понятия «финансовый результат» разнообразны. В связи с тем, что под понятием «финансовый результат» понимаются различные виды прибылей и убытков, необходима определённая систематизация используемых терминов. Рассмотрим наиболее часто встречаемые классификационные признаки финансовых результатов предприятия.
1. По источникам формирования, используемых в учёте: Прибыль (убыток) от продаж; Прибыль (убыток) от прочих операций, в том числе реализации имущества; Балансовая прибыль (убыток).
2. По источникам формирования по основным видам деятельности организации: Прибыль (убыток) от операционной деятельности; Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности; Прибыль (убыток) от финансовой деятельности.
3. По составу элементов: Маржинальная прибыль; Валовая прибыль; Чистая (нераспределённая) прибыль (непокрытый убыток).
4. По характеру налогообложения: Налогооблагаемая прибыль; Прибыль, не подлежащая налогообложению.
5. По периоду формирования: Прибыль (убыток) предшествующего периода; Прибыль (убыток) отчётного периода; Предполагаемая прибыль (убыток).
6. По степени обобщения: Прибыль (убыток) организации; Консолидированная прибыль (убыток).
Основной целью анализа финансовых результатов организации является выявление основных факторов, определяющих конечный размер прибыли и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
- систематический контроль выполнения планов реализации продукции и получение прибыли;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности;
- анализ работы предприятия по использованию возможностей увеличения и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.
Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Показатели прибыли являются важнейшими в системе анализа результативности деятельности предприятия, степени ее надежности и финансового благополучия.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающий получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов:
– администрацию интересует размер полученной прибыли и ее структура, факторы воздействующие на ее величину;
– налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли;
– потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы анализируемого предприятия.
Основным источником информации для анализа финансовых результатов служит отчет о финансовых результатах (форма №2), данные первичного бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономической информации.
Метод экономического анализа – это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных процессов и на динамику хозяйственного развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей учета, отчетности и других источников информации.
Технические приемы анализа – разнообразные способы четкого и упрощенного выражения различных явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также измерение влияния тех или иных факторов на изменение уровня соответствующих показателей.
Приемы анализа: условно-традиционные и экономико-математические.
Основные традиционные приемы экономического анализа: сравнение, группировки, детализация, индексный метод, балансовый метод, метод цепных подстановок, способ относительных разниц, способ абсолютных разниц, способ пропорционального деления и долевого участия, метод «процентные числа», интегральный метод.
Использование экономико-математических методов вызвано появлением вычислительной техники. Среди наиболее часто применяемых методов в данной группе можно выделить метод баллов, метод расстояний, корреляционно-регрессионный анализ, графический метод.
Можно выделить следующие методы экономического анализа:
- горизонтальный анализ. Его суть заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения);
- вертикальный анализ. Он определяет структуру финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Он позволяет увидеть удельный вес каждой статьи в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения состава доходов и расходов;
- трендовый анализ. Заключается в сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный, прогнозный анализ;
– пространственный анализ – сравнительный анализ сводных показателей отчетности по составляющим их элементам (показатели отчетности дочерних фирм, подразделений, цехов),
– анализ относительных показателей (коэффициентов). Расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Он сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношение величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности;
- факторный анализ. Это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. дробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель;
- маржинальный анализ. Методика данного анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержки, объем производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозирование величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Таким образом, целью анализа финансовых результатов организации является выявление основных факторов, определяющих конечный размер прибыли и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. К основным задачам анализа финансовых результатов деятельности предприятия относятся: контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли; определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты; определение резервов увеличения прибыли и рентабельности; анализ работы предприятия в части использования возможностей увеличения и рентабельности; разработка и внедрение мероприятий по использованию выявленных резервов.