Файл: Анализ и повышение финансовых результатов деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
2. Методология и методика анализа результатов деятельности предприятия
Экономический анализ является одним из инструментов управления организации и финансовыми результатами в целом.
Следовательно, анализ финансовых результатов дает возможность руководству предприятия получить информацию о финансовом состоянии компании, уровне его прибыльности. Данная информация помогает в принятии управленческих решений.
На рисунке 1 представлен комплекс различных методов анализа, используемых при осуществлении анализа финансовых результатов организации.
Выбор метода обусловлен задачами и требованиями к проведению анализа.
Рисунок 1. Методы анализа финансовых результатов предприятия
Выделяют следующие типы аналитических процедур в зависимости от целей анализа:
- вертикальный анализ. Позволяет выявить изменение удельного веса отдельной статьи отчетности в обобщающем показателе и сопоставить структурные изменения отчета о финансовых результатах по сравнению с предыдущими периодами;
- горизонтальный анализ. Позволяет анализировать тенденции, отклонения величин отдельных статей по сравнению с предыдущими периодами;
- финансовый анализ коэффициентов.
Рисунок 2. Типы аналитических процедур в зависимости от целей анализа
Широко применяются различные виды сравнений показателей: фактических коэффициентов с плановыми показателями, показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов, фактических финансовых показателей с прогнозными, сравнение показателей субъекта (со среднеотраслевыми и другими).
Итак, на данном этапе развития сформировался определенный алгоритм анализа финансовых результатов компании. Алгоритм анализа реализации зависит от установленных целей и задач, от информационной базы. При рассмотрении анализа финансовых результатов по бухгалтерской отчетности, необходимо выделить следующие его этапы: анализ структуры и динамики показателей отчета о финансовых результатах; анализ доходов и расходов по обычным видам деятельности; анализ прочих доходов и расходов; факторный анализ прибыли; анализ рентабельности; оценка предпринимательского риска на основе анализа безубыточности деятельности компании. обобщение резервов повышения прибыли и рентабельности.
Итак, на первом этапе проводят горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах.
Проведение анализа динамики и уровня финансовых результатов осуществляется, как в целом по финансовому результату от проведения деятельности, так и в разрезе отдельных видов деятельности. Это дает возможность более глубоко и объективно оценить результаты деятельности предприятия, как от основной, так и другой деятельности.
На втором этапе анализа оценивается темп, структура доходов и расходов по обычным видам деятельности.
На третьем этапе анализа финансовых результатов оценивается темп, структура прочих доходов и расходов.
На четвертом этапе анализа финансовых результатов рассматривается зависимость влияния отдельных факторов на сумму и уровень прибыли до налогообложения.
Таким образом, анализ прибыли по факторам является методом измерения влияния всех факторов на величину прибыли компании. Факторы, которые влияют на величину прибыли от продажи продукции или предоставления услуг:
- изменение объема продаж. Увеличение объемов продажи рентабельной продукции ведет к увеличению суммы финансового результата и, наоборот, нерентабельная продукция ведет к ее уменьшению;
- изменение ассортимента продукции. Если часть рентабельной продукции в общем объеме продаж, то и прибыль, соответственно, увеличивается;
- изменение себестоимости продаж. Ее увеличение является причиной снижения прибыли, а снижение себестоимости, наоборот увеличивает прибыль;
- изменение цены продаж. При росте цен сумма прибыли растет, если цена снижается, то снижается и сам финансовый результат;
- количество персонала и состав рабочих обеспечивают рост прибыли для необходимого обслуживания технологического процесса. Квалификация персонала тоже играет существенную роль в увеличении финансового состояния организации.
Для того чтобы в полной мере иметь представлении о причинах уменьшения прибыли в отчетном периоде, рассмотрим факторы, которые влияли на ее изменение.
В общем виде влияние факторов на прибыль предприятия можно представить в таком виде:
ЧП = В + ПД – С – УКР – УУР – ПР – НПР (1)
где ЧП - чистая прибыль;
В - выручка;
ПД - прочие доходы;
С - себестоимость;
УКР - затраты коммерческие;
УУР - затраты управленческие;
ПР - прочие расходы;
НПР - налог на прибыль.
Величина выручки зависит от таких факторов, как цена продажи продукции, ассортимент продукции и количество ее реализации. Эта зависимость имеет такой вид:
В = О х НП х Ц (2)
где В - выручка;
О - объем реализации;
НП - номенклатура видов продукции;
Ц - цена единицы продукции.
Методология расчета факторных влияний на прибыль до налогообложения включает в себя этапы:
1. Расчет влияния фактора «Выручка»:
ΔПп = ((В1 - В0) х R0) / 100 (3)
R0 = Пп / В0 х 100 (4)
где ∆Пп - прибыль от продаж;
В1 - выручка фактическая;
В0 - выручка прошлого года;
R0 - рентабельность прошлого года.
2. Влияние фактора «Себестоимость продаж» рассчитывается следующим образом:
ΔПП (С) = (B1 х (С1 - С0)) /100 (5)
где ΔПП (С) - влияние фактора «Себестоимость продаж»;
С1 - себестоимость фактическая;
С0 - себестоимость прошлого года.
3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» проводится следующим образом:
ΔПП (КР) = (B1 х (УКР1 - УКР0)) / 100 (6)
Где ΔПП (КР) - влияние фактора «Коммерческие расходы»;
УКР1 - уровень коммерческих расходов в отчетном периоде;
УКР0 - уровень коммерческих расходов прошлого периода.
4. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы» осуществляется следующим образом:
ΔПП (УР) = (B1 х (УУР1 - УУР0)) / 100 (7)
Где ΔПП (УР) - влияние фактора «Управленческие расходы».
5. Расчет прочих доходов и расходов и их влияние на изменение прибыли.
Остальные факторы, влияющие на изменение прибыли до налогообложения относятся к прочим доходам или расходам, потому что они напрямую не связанны с объемом продаж. В данном случае, их влияние на финансовый результат определяют методом баланса, или балансовым методом.
Этот метод заключается в увеличении доходов, что положительно влияет на изменение прибыли компании.
Методология факторного анализа прибыли от продажи услуг содержит исследование следующих факторов:
1. Общее изменение прибыли:
Побщ = Пф – Пб (8)
где Побщ - изменение прибыли от продажи услуг;
Пф - прибыль в отчетном периоде;
Пб - прибыль в прошлом периоде.
2. Влияние изменения цен на услуги:
ΔПцен = Вф - ВΔф (9)
Где ΔПцен - изменение прибыли от продаж за счет изменения цен на услуги;
Вф - выручка фактическая;
ВΔф - выручка по базису на фактически реализованные услуги.
3. Влияние изменения уровня себестоимости услуг:
ΔПсеб = СΔф - Сф (10)
где ΔПсеб - изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости услуг;
СΔф - себестоимость по базису на фактически реализованные услуги;
Сф - себестоимость фактическая.
4. Влияние изменения объема продажи услуг:
ΔПус = Ппг х (О1 - 1) (11)
Где ΔПус - изменение прибыли от продаж за счет изменения объема продаж услуг;
Ппг - прибыль прошлого года;
О1 - коэффициент роста объема реализации услуг.
5. Влияние изменения структуры услуг:
О2 = ВΔф / Вф (12)
где О2 - коэффициент увеличения объема реализации в оценке отпускных цен;
ВΔф - выручка по базису на фактически реализованные услуги;
Вф - выручка фактическая.
6. Влияние этого фактора складывается из двух частей
ΔСу = Ппг х (О2 - О1) (13)
ΔСу = Cпг х (О2 - О1)
Где ΔСу - влияния изменений на структуру услуг;
Ппг - прибыль прошлого года;
Спг - себестоимость прошлого года;
a) O2 - коэффициент роста объема реализации в оценке отпускных цен;
b) O1 - коэффициент увеличения объема реализации услуг.
Методология расчета факторных влияний на чистую прибыль включает в себя этапы:
1. Расчет влияния фактора «Валовая прибыль»:
ΔЧПВП = ПВ1 – УУР0 + ПД0 – ПР0 – НПР0 (14)
Где ΔЧПВП - влияние фактора «Валовая прибыль»;
ПВ1 - валовая прибыль фактическая;
УУР0- уровень управленческих расходов прошлого года;
ПД0 - прочие доходы прошлого года;
ПР0 - прочие расходы прошлого года;
НПР0 - налог на прибыль прошлого года.
2. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы»:
ΔЧПУпр = ВП1–УУР1 + ПД0 – ПР0 – НПР0 (15)
Где ΔЧПУпр - влияние фактора «Управленческие расходы»;
УУР1- фактический уровень управленческих расходов.
3. Расчет влияния фактора «Доходы (прочие)»:
ΔЧППрД = ПВ1 –УУР1 + ПД1 – ПР0 – НПР0 (16)
Где ЧППрД - влияние фактора «Доходы (прочие)».
4. Расчет влияния фактора «Расходы (прочие)»:
ΔЧППрР = ПВ1 – УУР1 + ПД1 – ПР1 – НПР0 (17)
Где ΔЧППрР - влияние фактора «Расходы (прочие)»;
ПД1 - фактические прочие доходы;
ПР1 - фактические прочие расходы.
5. Расчет влияния фактора «Налог на прибыль»:
ΔЧПНПР = ПВ1 – УУР0 + ПД1 – ПР1 – НПР (18)
где ЧППрР - влияние фактора «Расходы (прочие)»;
НПР1 - налог на прибыль отчетного периода.
При оценке финансовых результатов, предприятиям нужно понимать не только как изменяется чистая прибыль, но и за счет чего происходят эти изменения. Финансовый результат может увеличиться при увеличении объема производства или цены, при снижении затрат на производство продукции. Если выручка растет при уменьшении затрат на производство, это означает то, что внедряются более современные способы производства, обновляется материально-техническая база предприятия, что говорит о желании организации развиваться и быть конкурентоспособной в условиях рынка.
Что касается пятого этапа анализа финансового результата, то здесь производят оценку показателей рентабельности. При сравнении показателей прибыли и рентабельности, последний показатель более подробно характеризует итоговые результаты хозяйственной деятельности организации, что представляет соотношение эффекта с наличными или примененными ресурсами.
При расчете показателей рентабельности необходимо выделить три слагаемых, такие как:
1. Рентабельность продаж:
Rпр = Ппр / Впр х 100 (19)
где Rпр - рентабельность продаж;
Ппр - прибыль от продаж;
Впр - выручка от продаж.
2. Рентабельность авансированного капитала:
Rак = Пдн / Са. х 100 (20)
где Rак - рентабельность авансированного капитала;
Пдн - прибыль до налогообложения;
Са - средние активы.
3. Рентабельность собственного капитала:
Rск = Пч / СКс х100 (21)
где Rск - рентабельность собственного капитала;
Пч - чистая прибыль;
СКс - средний собственный капитал предприятия.
Необходимо произвести динамику рентабельности продаж, сравнить, как факторы воздействуют на изменение показателей рентабельности. Данную оценку проводят с помощью метода цепных подстановок.
Следует подробно рассмотреть производственно-хозяйственные факторы, которые воздействуют на уровень и динамику показателей рентабельности. уровень организации производства и управления; объем и структура продукции; себестоимость товаров; прибыль по видам деятельности и направления его использования.
Также для более детального анализа необходимо проанализировать взаимосвязи между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и чистой рентабельностью общей деятельности.