Файл: Анализ и повышение финансовых результатов деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет влияния факторов на рентабельность активов производится с помощью метода абсолютных отклонений, как указано в таблице 1.

Таблица 1

Расчет влияния факторов оборачиваемости активов и рентабельности деятельности на изменение рентабельности активов

Наименование факторов

Методика расчета

Условные обозначения

Оборачиваемость активов, обор.

Ра (ОбА) = ОбА х Рд0

Ра - рентабельность активов

ОбА – оборачиваемость активов

Рентабельность деятельности, %

Рад) =ΔРд х ОбА1

ОбА1- оборачиваемость активов в отчетном периоде

Рентабельность активов [стр. 1 х стр. 2], %

Ра (ОбА) + Рад)

Средняя сумма основного и оборотного капитала обусловливается объемом продаж и скоростью оборота капитала (коэффициента оборачиваемости).

Взаимосвязь между показателями хозяйственной и финансовой деятельности предприятия выражается уравнением рентабельности:

РК = РП / ОА или РВК = РП x ОА х RФЗЛ (22)

где РК - рентабельность капитала, %;

РВК - рентабельность собственного капитала, %;

РП - рентабельность продаж, %;

ОА - оборачиваемость активов, раз;

RФЗЛ - коэффициент финансовой зависимости.

Методология изменения рентабельности объема продаж с помощью метода цепных подстановок.

1) В результате изменения объема продаж:

ΔRп(ΔВ) = (В1 – С0) х В1 – (В0 – С0) х В0 (23)

где ΔRп (ΔВ) - влияние фактора «Выручка» на рентабельность продаж.

2) За счет снижения себестоимости продаж:

Rп(ΔС) = (В1 – С1) х В1 – (В1 – С0) х В1 (24)

где ΔRп(ΔС) - влияние фактора «Себестоимость» на рентабельность продаж.

3) Общее влияние факторов:

ΔRв = ΔRп(В) + ΔRп(С) (25)

где ΔRв - общее влияние факторов на рентабельность продаж;

ΔRп(С) - влияние фактора «Себестоимость» на рентабельность продаж;

ΔRп (В) - влияние фактора «Выручка» на рентабельность продаж.

Изменение структуры продукции влияет на уровень ее рентабельности в связи с тем, что, во-первых, уровень рентабельности отдельных изделий разный, во-вторых, средний уровень рентабельности производственной продукции не совпадает с уровнем рентабельности отдельных изделий.


Влияние этого фактора может быть положительным и отрицательным.

На шестом этапе анализа финансовых результатов необходимо производить анализ безубыточности производства, что характеризуется объемом продаж, обеспечивающий полное покрытие постоянных и переменных издержек.

В производстве на себестоимость проданных товаров относят переменные расходы. Из этого следует, что персонал оплачивается по сдельной системе, в которой определяется часть заработной платы сдельщиков с отчислениями на социальные нужды.

На последнем (седьмом) этапе анализа финансовых результатов рассматривают резервы роста прибыли и приводят обоснования плановых показателей.

Таким образом, реализация методологии анализа финансовых результатов призывает к качественной информационной базе. Необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности состав прочих доходов и расходов организации, пояснение к бухгалтерскому балансу и отчет о финансовых результатах.

3. Информационная база анализа финансовых результатов деятельности организации

Информационной базой анализа финансовых результатов предприятия служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, бизнес-планов, текущего бухгалтерского учета и других источников информации.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов, возрастает важность принятия субъектами хозяйствования, эффективных и обоснованных управленческих решений. Для категории внешних пользователей информации, базой для принятия решений служит бухгалтерская отчетность компании, которая содержит информацию об активах и обязательствах, движении денежных средств и финансовых результатах хозяйственной деятельности. Пользователями данной информации являются банки, инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели, страховые организации, аудиторские фирмы, государство, налоговые органы, органы статистики и многие другие.

Данные органы опираются на итоговое положение показателей анализа отчетности, отчего немаловажно, чтобы данный документ отвечал требованиям достоверности, полноты, объективности, своевременности, а также был составлен с определенными, установленными законодательством нормами. Но зачастую, бухгалтерская отчетность подвержена искажениям и не отражает действительное положение организации.


Выделяют следующие наиболее распространенные схемы искажения данных о финансовых результатах в отчетности:

1. Завышение выручки: отражение в отчетности выручки без учета скидок, налогов и прочих вычетов, применение различных агентских схем, отражение выручки от фиктивных продаж, отражение будущих продаж в текущем периоде.

2. Занижение расходов: отражение расходов, формирующих себестоимость продукции в качестве внереализационных, некорректное отражения расходов на балансе в качестве активов, а также не отражение или неполное отражение обязательств.

3. Признаками подобных манипуляций могут являться неприсущие увеличение прибыли и стоимости основных средств, получение отрицательных операционных денежных потоков (при росте прибыли и рентабельности) и т.д.

4. Некорректная оценка активов или обязательств.

Признаками некорректного отражения активов и обязательств являются:

- получение отрицательных операционных денежных потоков при росте прибыли и рентабельности;

- снижение спроса потребителей и общее ухудшение конкурентной позиции.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен состав отчетности и отчетные периоды.

Основную информацию о финансовых результатах деятельности организации содержит форма бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах». Анализ данного отчета предполагает последовательное изучение всех его статей. Начинать его следует с изучения выручки от продаж и себестоимости продукции, особое внимание при этом уделяется тенденциям изменения показателей. Все виды доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатель финансового результата.

Рисунок 3. Состав бухгалтерской отчетности

В сравнительном анализе результаты анализа отчета о финансовых результатах предприятия используются для ознакомления участников фондового рынка и других пользователей, которые принимают в дальнейшем определенные деловые решения качестве выбора заинтересовавшего их варианта.

Недоступность для внешних пользователей внутрифирменной информации накладывает существенные ограничения на проведение анализа финансовых результатов и вынесение суждения о достоверности представленных данных. Поэтому более объективной следует признать бухгалтерскую информацию, прошедшую аудиторскую проверку.

Следует обратить внимание на вид аудиторского заключения. Выделяют положительное мнение, отрицательное, с оговоркой, отказ от выражения мнения. Однако при проведении анализа финансовых результатов следует помимо показателей отчетности изучить организационную структуру организации, операции с взаимосвязанными сторонами, наличие и операции с дочерними структурами, сомнительными контрагентами, репутацию организации, корпоративную культуру, особенности структуры капитала и распределения прибыли.


В результате анализа определяются важнейшие показатели эффективности, которые входят в отчет о финансовых результатах. Данные показатели характеризуют количественную сторону финансовых процессов организации, поэтому очень важно, чтобы данные, представленные в ней, были достоверными, объективно отображали результаты деятельности организации и не были подвержены искажениям. В итоге, стоит отметить, что ключевой категорией, которая лежит в основе экономического развития, является прибыль.

Прибыль является положительным финансовым результатом, который характеризует превышение доходов над расходами. Данный показатель выступает денежным выражением прибавочного продукта и выделяет стимулирующую и распределительную функцию.

Несомненно, прибыль отражает успешность организации в ее основной деятельности. С помощью прибыли формируются финансовые ресурсы предприятия. Если у предприятия остается в распоряжении большая доля прибыли, значит меньше ее потребность в привлеченных (заемных) средствах, а это повышает уровень финансовой устойчивости.

Прибыль может увеличиться при увеличении объемов производства, повышения цены или уменьшении затрат на производство продукции.

При оценке финансовых результатов предприятия одним из главных показателей является показатель рентабельности. Рентабельность определяет степень прибыльности, выгодности, доходности бизнеса. Для измерения рентабельности применяется целая система относительных показателей, которые характеризуют эффективность работы компании, доходность отдельных направлений деятельности предприятия.

Рентабельность отражает, сколько предприятие получает прибыли с одного рубля, который был затрачен на производство и реализацию продукции.

Коэффициент продаж - это отношение прибыли от продаж к выручке от реализации. Чем выше этот показатель, тем прибыльнее предприятие, тем самым привлекательнее для инвесторов. При этом руководству компании необходимо учитывать различные факторы, а также систематично принимать ряд альтернативных вариантов решений для обеспечения прибыльности, доходности, платежеспособности и финансовой устойчивости компании в целом.

4. Распределение финансовых результатов компании

Распределение прибыли - это направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.


Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Различают валовую прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое

В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Направлениями целевого использования средств фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли организации являются: финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции строительного производства; строительство новых объектов собственной производственной базы; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции; внедрение новых прогрессивных технологий строительного производства; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка; создание и развитие подсобных производств и хозяйств; погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов.