Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынке туризма (Сущность и содержание отраслевых барьеров входа).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание отраслевых барьеров входа
1.1 Теория отраслевых барьеров входа
1.2 Необходимость оценки значимости отраслевых барьеров входа
1.3 Методы оценки основных барьеров входа
Глава 2. Результаты анализа и оценки барьеров входа на рынок туризма
2.1 Cовременное состояние рынка туризма в Узбекистане
1.3 Методы оценки основных барьеров входа
Опираясь на представленный выше подход к оценке значимости отраслевых барьеров входа, мы формулируем эконометрическую модель, с помощью которой могут быть оценены основные барьеры входа в конкретную отрасль, и результаты проведенного с ее помощью эмпирического исследования.
Данное исследование носит локальный характер, и список исследованных в нем барьеров входа заведомо неполон. Поэтому оно может служить лишь иллюстрацией к более масштабным изысканиям в этой области.
В эконометрической модели мы вводим три вектора, описывающие значимость барьеров с точки зрения входа в отрасль нового участника:[12]
Еnt= f(SignD, SignA, SignT). (1)
Зависимой переменной (Еnf) выступает вероятность входа новой компании в отрасль, а экзогенными параметрами являются значимость (существенность) барьеров входа в зависимости от размера фирмы (SignD), влияния на них со стороны агентов рынка (SignA) и их заданности технологическими либо поведенческими параметрами функционирования экономических агентов (SignT). [12]
Экзогенные параметры уравнения - это векторы значимости отраслевых барьеров входа в зависимости от ряда "новых" экзогенных параметров. В таблице нами была представлена оценка значимости отраслевых барьеров входа в зависимости от субъектов оценки, исходя из которой, например, вектор SignD может быть представлен как результат одновременного учета влияния крупных (SignLEs), средних и малых компаний (SignSMEs). Векторы SignA, SignT строятся сходным образом:[12]
SignD = fd(SignLEs, SignSMEs), (2)
SignA = fa(SignInc, SignEnt, SignG), (3)
SigriT = ft(SignST, SignBbe). (4)
Значимость данных параметров оценивается в каждом конкретном случае с помощью различных инструментов анализа (статистические наблюдения, эконометрическая оценка, система экспертных оценок и др.) в зависимости от рыночных, технологических и институциональных условий.
Предметом нашего исследования являются отраслевые барьеры входа компаний на новые рынки сектора туризма Узбекистана.
Говоря о туризме Узбекистана, нельзя не отметить, некоторые особенности и факторы, влияющие на состояние и развитие туристского сектора республики. Среди них:
- резкая сезонность туристских потоков в Узбекистан, приводящая к большой загрузке средств размещения в основных турцентрах страны в период туристского пика весной и летом, и, соответственно, снижения загрузки гостиничного сектора в конце осени и зимой;
- концентрация значительных туристских ресурсов в основных турцентрах страны, значительно снижающая интерес к поездкам иностранных туристов в другие регионы Узбекистана, в связи с чем, туристская инфраструктура в этих регионах менее развита;
- зависимость въездных туристских потоков в Узбекистан от состояния и перспектив развития авиаперевозок, особенно стоимости авиаперелета и ограниченность применения национальным авиаперевозчиком Узбекистана групповых туристских тарифов;
- преобладание в структуре туристского продукта культурно-познавательного туризма, который в связи устойчивым спросом на него на зарубежных туристских рынках позволяет представителям турбизнеса Узбекистана затрачивать меньше усилий на его продвижение и реализацию;
- обострение конкуренции не только на мировом туристском рынке, но и на региональном, о чем можно судить по широким и часто агрессивным мерам рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Особенно это касается регионального туристского продукта под брендом «Шелковый путь».
Можно добавить, что если на начальных этапах развития туризма в Узбекистане основные усилия были направлены на привлечение иностранных туристов в страну, а также на преодоление негативных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, то в настоящее время на первый план выходят вопросы дальнейшего развития государственно-частного партнерства, диверсификации национального туристского продукта, смягчение сезонности, поддержка и стимулирование развития внутреннего туризма.
Таблица 1
Структурные изменения в сфере услуг Республики Узбекистан
за 2010 – 2016 годы
№ |
Виды услуг |
2016 год |
2010 год |
||||
млрд. дол. США |
Рост % |
Структура % |
млрд. дол. США |
Рост % |
Структура % |
||
Всего услуг |
19,7 |
113,2 |
100,00 |
15,7 |
115,1 |
100,00 |
|
В том числе: |
|||||||
1. |
Торговля |
4,1 |
118,6 |
20,8 |
2,9 |
120,9 |
18,4 |
2. |
Транспорт |
6,0 |
104,1 |
31,4 |
5,1 |
113 |
32,5 |
Продолжение таблицы 1 |
|||||||
3. |
Связь и автоматизация |
1,3 |
139,9 |
6,5 |
1,0 |
128,7 |
6,4 |
4. |
Финансово - банковские |
1,7 |
118,6 |
8,6 |
1,3 |
119,4 |
8,3 |
5. |
Туристическо - экскурсионные |
0,03 |
127,3 |
0,16 |
0,02 |
115,3 |
0,13 |
6. |
Гостиничные |
0,15 |
106,5 |
0,26 |
0,05 |
107,8 |
0,3 |
7. |
Коммунальные |
2,3 |
99,9 |
11,7 |
1,8 |
99 |
11,5 |
8. |
Бытовые |
0,3 |
120,9 |
1,5 |
0,3 |
122,8 |
1,9 |
9. |
Ремонт автомобилей |
0,2 |
118,9 |
1,0 |
0,2 |
124,6 |
1,2 |
10 |
Прочие |
3,9 |
118,5 |
19,8 |
3,1 |
116,6 |
19,7 |
Как видно из таблицы 1 за 2010 - -2016 годы по республике объём гостиничных услуг не изменился и составил 0,15 млрд. долларов США.
По сравнению с предыдущем годом в 2016 году рост гостиничных услуг составил 0,26 %.
Таблица 2
Развитие гостиничного бизнеса по регионам Республики Узбекистан за 2013 – 2016 годы
(в процентах к предыдущему году)
№ |
Название регионов |
Рост объёма услуг |
|||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
Всего по республике |
120 |
133,5 |
122,5 |
122,5 |
125,3 |
112,3 |
130 |
118 |
114,0 |
106,5 |
|
1 |
Каракалпакия |
109,5 |
210,4 |
111 |
113,7 |
114,8 |
113,7 |
120 |
103 |
104,5 |
106,8 |
2 |
Андижан |
116,2 |
119,9 |
119,5 |
123,6 |
122 |
126,8 |
125 |
120 |
116,0 |
105,0 |
3 |
Бухара |
119,2 |
142,8 |
120,1 |
125,3 |
124,2 |
102,7 |
130 |
106 |
106,5 |
112,6 |
4 |
Жиззах |
118,2 |
154,2 |
118,5 |
132,7 |
120,5 |
126,7 |
122 |
122,1 |
108,0 |
122,0 |
5 |
Кашкадарья |
118 |
121,2 |
119,8 |
120,5 |
124 |
100,6 |
130 |
120 |
110,0 |
112,0 |
6 |
Навои |
122 |
138,4 |
123,5 |
121,2 |
124 |
125,4 |
125 |
116 |
117,0 |
115,9 |
7 |
Наманган |
115,5 |
149,5 |
118,5 |
220 |
122,2 |
165,7 |
125 |
130 |
116,0 |
126,0 |
8 |
Самарканд |
117,5 |
133,6 |
123,6 |
144 |
127 |
127,1 |
134 |
100 |
114,0 |
120,4 |
9 |
Сурхандарья |
116,5 |
113,5 |
117,5 |
104,8 |
118 |
110,8 |
122,5 |
130 |
113,0 |
121,6 |
10 |
Сирдарья |
111 |
104,9 |
120 |
124,1 |
128 |
128,3 |
135 |
65 |
112,0 |
109,6 |
11 |
Ташкент |
120 |
128,5 |
122 |
161,9 |
123,5 |
148,8 |
125 |
110 |
113,0 |
125,4 |
12 |
Фергана |
118,5 |
137,9 |
120 |
116,2 |
122 |
146,6 |
126 |
114 |
116,0 |
112,5 |
13 |
Харезм |
116 |
127,4 |
120,2 |
168 |
121,5 |
100 |
130 |
106 |
111,4 |
115,4 |
14 |
г. Ташкент |
122 |
143,2 |
124,5 |
143,2 |
127,8 |
110 |
132,1 |
122 |
115,0 |
100,9 |
Как видно из таблицы 2. гостиничный бизнес во всех регионах республики за 2013 – 2016 годы динамично развивался. На ряду с такими регионами как Самарканд, Бухара, Хорезм, значительное место имеет и город Ташкент, где имеются множество гостиниц. Кроме того, мы изучаем различные возможности преодоления отраслевых барьеров посредством технологической и институциональной экспансии фирм.
В качестве основного источника информации использовались данные опроса, в котором участвовали 50 туристических фирм. Выбор фирм данной отрасли обусловлен спецификой предмета курсовой работы. Поскольку основной его целью является оценка значимости отраслевых барьеров входа и анализ способов их преодоления, то наибольший интерес для нас представляли динамично развивающиеся отрасли, к которым относится и сфера туризма. Мы использовали стратифицированный принцип формирования выборки, учитывающий территориальное разбиение генеральной совокупности, а также ее структуру по «возрасту» фирм. Исходя из полной информации по генеральной совокупности, мы считаем, что выборка, составленная по данному принципу, весьма репрезентативна. Средний уровень занятости на предприятиях, попавших в выборку, составляет 37 человек.
Обследованные предприятия достаточно разнородны с точки зрения их «возраста». Так, например, в выборке встречаются предприятия, которые были созданы в 2010-е годы. В целом примерно две трети обследованных предприятий были образованы до 2016 г.
Анкета состояла из восьми вопросов. Ответы на них позволяют оценить структуру исследуемой отрасли туризма, параметры и особенности действующих в ней фирм, доступность сегментов сектора общественного питания с точки зрения возможностей роста укоренившихся в данном сегменте компаний и прихода новых игроков; выявить наличие каких-либо обстоятельств, препятствующих входу потенциальных новичков в данную отрасль; разделить выявленные барьеры входа на структурно-технологические и поведенческие.
Кроме того, при помощи материала анкет можно выявить те виды барьеров, которые препятствуют входу фирм в рассматриваемую нами отрасль, протестировать гипотезу о возможности преодоления данных барьеров посредством различных институциональных форм роста туристических фирм.
В качестве таких форм респондентам предлагается оценить франчайзинг, лицензионные соглашения, прямые инвестиции. Мы предложили респондентам отметить наиболее перспективные формы преодоления барьеров на исследуемом рынке. Еще один вопрос позволяет выявить тот сегмент отрасли, в который эксперты готовы инвестировать свои средства.
Все вопросы анкеты можно разделить на три группы. При ответе на вопросы первой группы анализируется структуру рынка туризма и действующих на нем туристических фирм;
во второй группе выбираются наиболее значимые барьеры входа из предложенных;
третья группа позволяет выявить те формы роста компании, которые наиболее перспективны для преодоления данных барьеров.
Результаты опроса оцениваются и интерпретируются с помощью методов эконометрического анализа.
Во второй части настоящей работы приведём результаты проведённого нами анализа.
Глава 2. Результаты анализа и оценки барьеров входа на рынок туризма
2.1 Cовременное состояние рынка туризма в Узбекистане
В Узбекистане туристическая отрасль – одна из самых молодых, но в своем развитии она опережает многие другие отрасли. Статистические данные периода независимости свидетельствуют об эффективной динамике ее основных показателей: частный сектор сегодня представлен более 700 предприятиями, среди которых более 270 гостиниц и около 450 туроператоров. [18]
В 2016 году Узбекистан посетило более 1,3 млн. человек, из них 410,5 тысяч организованных иностранных туристов. При этом темпы роста количества иностранных туристов увеличились на 6,9% по сравнению с 2010 годом. За счет активной реализации мероприятий по развитию предпринимательской активности отечественного турбизнеса, выполнение прогноза экспорта туристических услуг составило 123,3% относительно планов 2010 года. В настоящее время в Узбекистане действует свыше 400 частных туристических фирм, 290 из них базируются в столице, остальные в других областях нашей республики. [18]
Вышеприведённые данные свидетельствуют о высокой конкуренции ООО «Agreement» на рынке Узбекистана. Картина рынка, поделенного на ряд сегментов, проясняет выбор направления деятельности турфирмы.
Сегментирование рынка обусловливает принятие стратегических решений и непосредственную разработку комплекса маркетинга.
Сегменты рынка туристических услуг приведены в таблице 3. В первую группу от 0 до 14 лет попадают дети. Они, как правило, путешествуют с родителями, которые принимают за них решение о поездке. Многие туристские услуги предоставляются им по льготным расценкам.