Файл: Опыт промышленной политики в разных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении нескольких последних десятилетий обсуждение вопросов выработки и реализации промышленной политики привлекало к себе повышенное внимание различных групп интересов и намерений:

  • политиков,
  • представителей бизнес-кругов,
  • экономистов.

Такой высокий интерес как в развитых, а особенно в развивающихся странах вызван:

  • желанием осуществить конкретные изменения в структуре экономики, включая компенсацию «провалов рынка»,
  • необходимостью синхронизации использования большого количества:

- налоговых,

- таможенно-тарифных,

- кредитно-денежных инструментов воздействия на различные отрасли экономики.

Привели фактически к стиранию понятия промышленной политики как таковой действия различных государств, которые были предприняты при реализации промышленной политики. При этом также сложности в оценке реального влияния ее инструментов на экономическое развитие. После этого можно сказать, что отличительной чертой промышленной политики стало то, что она объединяет различный инструментарий из других функциональных политик. При этом, как ни странно, не имеет собственных оригинальных и не связанных инструментов.

В результате этого достаточно сложно определить место, которое занимает промышленная политика среди других функциональных политик, а конкретно:

  • таможенной,
  • налоговой,
  • кредитно-денежной и пр.

Вопрос о том, что более приоритетно: промышленная или налоговая политика, промышленная или кредитно-денежная, как мне кажется, вообще не стоит. Это потому, что промышленная политика является лишь комплексным отраслевым взглядом на процессы.

Первоначально на Западе промышленная политика имела ввиду:

  • поддержку развития приоритетных промышленных отраслей,
  • повышение конкурентоспособности отдельных производителей на мировых рынках
  • создание дополнительных конкурентных преимуществ отечественных производителей.

После этого такая избирательная поддержка получила в иностранной литературе название «отбора победителей».

В послевоенный период ускоренный рост комплекса машиностроительных отраслей рассматривался как залог повышения конкурентоспособности всей экономики. При этом именно машиностроение в лице ведущих отраслей – автомобиле- и тракторостроение, энергомашиностроение, станкостроение и др. – являлось паровозом четвертого технологического уклада (ТУ).

Технологические закономерности организации машиностроительных отраслей опирались на укрупнении производства. А если точно, то на объединении в рамках одного производственного комплекса мощных машин и механизмов:


  • строились заводы-гиганты,
  • возникали сложные производственно-технологические комплексы в рамках крупных корпораций.

Было видно, что рыночно-конкурентный механизм экономики, не может гарантировать быстрые темпы концентрации производственного капитала. И тогда правительства западных стран были вынуждены пустить в ход интенсификацию этого процесса. Все это могло произойти с помощью дополнительных толчков для концентрации промышленных комплексов.

Классическим примером здесь была Франция, где именно и возник термин «национальные чемпионы». Это было необходимо для обозначения крупнейших корпораций народнохозяйственного (отраслевого) значения. Эти корпорации создавались при непосредственном участии государства и при этом имели смешанную частно-государственную форму собственности. Это была французская традиция: централизация бизнеса при поддержке и под контролем государства.

Американский вариант промышленной политики середины двадцатого века, или индустриальной политики содействия развитию отраслей четвертого ТУ, отличался от западноевропейского более скромными масштабами непосредственной государственной воинственности. Причем в этом варианте пользовались известными протекционистскими мерами тарифной и нетарифной защиты отраслей и государственными заказами в оборонных отраслях. И все же, под промышленной политикой на Западе понимали выбор приоритетных отраслей промышленности для дальнейшего развития в условиях уже созданного индустриального базиса. Можно сказать, что промышленная политика стала на Западе искусством государственного управления.

Целью данной работы является выявление особенностей современной промышленной политики развитых стран и принципы её управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение и рассмотреть сущность промышленной политики;

- рассмотреть особенности и проследить эволюцию промышленной политики;

- исследовать особенности опыта проведения промышленной политики разных стран и возможности его использования в России.

1. Теоретические основы промышленной политики


1.1 Определения, цели и задачи промышленной политики

Промышленная политика в мировой практике больше не направлена на конкретные отрасли. Если быть точным, то она не укладывается в систему экономической политики, так как представляет собой сложную комбинацию различных видов политик [14]:

  • денежно-кредитной,
  • налоговой,
  • конкурентной и др.

Промышленная политика рассматривается как деятельность, направленная на:

  • компенсацию «провалов рынка»,
  • формирование благоприятной бизнес-среды.

Несмотря на это, она приводит к трансформации структуры экономики и формированию предпосылок экономического роста.

В экономической литературе существует много определений промышленной политики, например:

  • промышленная политика направлена на создание благоприятных условий ведения бизнеса,
  • промышленная политика направлена на создание социальной и производственной инфраструктуры.

При этом она необходима для обеспечения устойчивого развития в отдельных отраслях или видах деятельности.

Некоторые авторы отрицают наличие обособленной промышленной политики. В их понимании она представляет собой просто отраслевой взгляд, чем заранее определенный план действий. Кроме того, она не только влияет на ту сферу, на которую было направлено регулирующее воздействие, а распространяется в любом виде на экономику в целом. Вместе с тем, анализ международной практики в области промышленной политики показывает,

что ее реализация напрямую зависит от:

  • особенностей страны,
  • времени проведения,
  • уровня развития.

Если рассматривать действия развивающихся стран, то там промышленная политика, как правило:

  • формирует производственные связи,
  • имеет совокупность действий государства, направленных на трансформацию производства, которая повышает производительность,
  • создает новые рабочие места
  • стимулирует развитие новых образовательных программ,
  • способствует потоку технологий между странами.

Можно сказать, что она является результатом координации и упорядочивания действий в нескольких направлениях, включающих:

  • накопление производственных навыков,
  • развитие человеческого капитала,
  • финансовых инструментов и финансовых рынков,
  • формирование инфраструктуры.

Приведем некоторые уже известные определения промышленной политики, которые все время встречаются в экономической литературе: Price V.C. [18] определяет промышленную политику как «совокупность мер или мероприятий на национальном уровне по направленному осуществлению или, наоборот, предотвращению определенных структурных сдвигов в экономике».


Krugman P. R., Obstfeld M. [27] определяют промышленную политику как «действия государства по привлечению ресурсов в сектора экономики, важные для обеспечения экономического роста в будущем».

В свою очередь, Всемирный банк определил промышленную политику как «деятельность государства, направленную на изменение производственной структуры с целью обеспечения устойчивого роста». В то же время, с точки зрения государственной роли в промышленной политике. В работе Chang H.J., Lin J. [31] говорится о том, что «мотивацией государственного вмешательства могут служить «провалы рынка», а задачей государства является их регулирование. Причем это регулирование должно быть направлено не на создание новых производств, а на выделение уже имеющихся конкурентных преимуществ и на их использование».

Rodrik D. [19] утверждает, что «изначально под промышленной политикой понимали политику по изменению структуры экономики». В этом случае можно говорить о том, что имеется ввиду, та политика, которая направлена на формирование в экономике новых видов деятельности. А вот реализация этой политики приводит к ускорению развития экономики и росту доходов. Мотивацией вмешательства в существующее рыночное положение дел является регулирование «провалов рынка». И конечно эти «провалы рынка» относятся не только к промышленности или обрабатывающему производству, но и к:

  • сектору услуг,
  • сельскому хозяйству,
  • финансовым рынкам,
  • рынку труда.

Hausmann R., Rodrick D. [29], [30] выделяют три типа «провалов рынка», нуждающихся в регулировании с помощью промышленной политики:

  • координационные экстерналии,
  • информационные экстерналии,
  • экстерналии, связанные с обучением рабочей силы.

UNIDO [32] приводит более широкое определение промышленной политики как любого вмешательства государства, которое:

  • улучшает бизнес-среду,
  • изменяет структуру экономической деятельности,
  • направляет свои усилия на те сектора или на развитие тех технологий и видов деятельности, которые будут способствовать

экономическому росту или росту общественного благосостояния.

В то же время, именно это определение является основополагающим для международных институтов развития ОЭСР и ЮНИДО [32,33]. Наконец, при проведении промышленной политики важную роль играют стратегическая оценка и планирование роли страны в международном контексте. Проще говоря, включение в глобальные цепочки добавленной стоимости в современном мире начинает оказывать существенное влияние на развитие страны и ее производственные связи.


Залогом успеха промышленной политики азиатских стран и некоторых европейских стран, таких как Ирландия и Финляндия, оказались последовательность и предсказуемость экономической политики и институциональные механизмы, которые помогли преодолеть ловушку средних доходов [3].

Таким образом, современное понятие промышленной политики является достаточно широким и напрямую связано со следующими политиками:

  • таможенная,
  • налоговая,
  • кредитно-денежная,
  • техническое регулирование,
  • политика в области сектора услуг и др.

А также она связана с их инструментами и характеризуется эффективным воздействием на экономику, способствуя развитию и росту конкурентных преимуществ.

1.2. Цели и задачи промышленной политики

Понятие промышленной политики само по себе является довольно сложным, поэтому многие исследователи пытаются ответить на вопрос о ее мотивации через формирование системы целей и задач. Соответственно, разным определениям промышленной политики будет соответствовать разная мотивация ее проведения.

Основной причиной того, что бедные страны остаются бедными, является отсутствие развития тех отраслей, которые могли бы могли поднять производство страны на новый уровень, повысить конкуренцию, как в производстве, так и на рынке труда. Родрик, считает, что «эффективное управление» должно быть способным формировать и применять государственные инициативы, необходимые для смягчения или устранения «провалов рынка».

Компенсировать «провалы рынка» можно различными способами. К примеру, Rodrik D. Выделяет [20]:

  • вертикальные инструменты, которые поддерживают отдельно взятые, конкретные отрасли и виды деятельности,
  • горизонтальные инструменты, воздействующие на экономических агентов в различных отраслях в зависимости от определенного признака, таких как:

- экспортоориентированность,

- капиталоемкость

-трудоемкость,

-рентабельность,

-социальная значимость,

-наукоемкость.

Вертикальные инструменты при этом ущемляют другие виды деятельности. Поэтому должны, согласно Rodrik D. [19,20] , обосновать с помощью анализа последствия применения таких мер и рассчитать другие возможности использования финансовых или других ресурсов. Основной областью применения данных инструментов является институциональная среда и регуляторные правила, которые действуют в определенном секторе или в экономике в целом. Проще говоря, роль промышленной политики состоит не только в более эффективной загрузке имеющихся в распоряжении ресурсов, но и в повышении совокупной факторной производительности путем формирования таких стимулов для экономических агентов, которые