Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
Создание конкуренции товаропроизводителей — важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. Между тем традиционно предприятия в нашей стране не конкурировали за рынок и прибыли, а активно соперничали между собой за получение фондов, лимитов, импортного оборудования, государственных капиталовложений и снижение директивных заданий. Эта «административная конкуренция» принуждала предприятия к выполнению плановых заданий и позволяла им эксплуатировать государственные ресурсы в своих интересах. Такого рода конкуренция является оборотной стороной ведомственного монополизма. Его материальная основа — высокая степень концентрации производства и слабо-развитость «второго этажа» экономики — мелкого бизнеса.
Так, в промышленности России насчитывалось 420 предприятий моно-
полистов, на долю которых приходилось 19,0% общего объема промышленного производства. Наиболее высока доля предприятий монополистов в объеме производства в черной металлургии — 63,8%, далее в порядке убывания следуют: химическая и нефтехимическая промышленность (без химико-фармацевтической) — 34,6%, машиностроение и металлообработка — 31,1%, цветная металлургия — 30,8%.
В экономике нашей страны существовали два типа монополизма:
1. Монополизм центральных и местных органов управления, общесоюзных и республиканских отраслевых министерств, не являющихся ни собственниками, ни товаропроизводителями. Они не несли никакой экономической ответственности за результаты работы и обоснованность принимаемых решений, но монопольно (от имени государства) распоряжались средствами производства и результатами труда, управляли производством и распределением продукта в каждом звене народного хозяйства.
В условиях административно-командной системы предприятия практически не зависели от потребителя. Вышестоящие органы выдавали им директивные плановые задания по производству, а также устанавливали под эти задания и фонды материальных ресурсов. Цены на производимую продукцию устанавливалась «сверху». Оценка компании осуществляется не по фактическим результатам и степени выполнения плана, так что компания может выполнять план, но продукты не пользуются спросом. Продажи и оплата гарантируется. В самом деле, государство планирует к себе, производя сам приобрел в значительной степени. К улучшению качества, внедрению научно-технических достижений предприятия побуждались не через экономический механизм, а в основном административно.
2. Монополизм самих предприятий по отношению к потребителям. Даже при полном устранении фондирования и разнарядки монополизм крупных предприятий лишает потребителя возможности выбора поставщиков. Поэтому не создается условий для конкуренции, без которой не заработает рыночный механизм. Кроме того, с производственной монополией нередко связано сохранение отстающих предприятий: они не могут быть закрыты, так как являются единственными производителями профильной для них продукции.
Монополия в экономике страны усугубляется за счет увеличения общего дефицита торгового баланса, когда спрос на большинство товаров все больше отрывается питания и лишенными потребителей возможности все чаще готовы покупать товары любого качества, и продиктован цене. Для того чтобы сложился рынок, где господствующая роль отводится покупателю, а не продавцу, необходимо превышение предложения над спросом. Только на рынках такого типа могут иметь место острая конкурентная борьба за потребителя, высокие требования к предлагаемым товарам.
В настоящее время экономика нашей страны понимает праздничную среду, предназначенная для устранения диктата производителя и постепенно переняла приоритеты покупателей.
Начать организацию конкуренции проще в тех отраслях, где меньше предприятий гигантов,— в легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Говорить о какой-то конкуренции в тяжелой промышленности сегодня невозможно: здесь нельзя полностью устранить вмешательство государства, поскольку опасно предоставлять монополисту свободу действий. Необходимость государственного регулирования цен, введение антимонопольного законодательства.
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Характеристика видов конкуренции
В экономике существует множество определений термину «конкуренция».
По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров.
Также приводятся такие определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики. Конкурс считается экономическая борьба, соперничество между производителями продукции, работ и услуг для удовлетворения своих интересов, связанных с продажей этих товаров, выполнение работ, оказание услуг для одних и тех же клиентов, или спорными операции между производителями из наиболее прибыльных областей инвестиций, рынков, источников сырья, а также очень эффективный механизм регулирования естественных пропорций общественного производства.
Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Конкуренция играет важную роль в обществе. Она является стимулятором деятельности самостоятельных хозяйственных субъектов. Через нее производители в определенной степени контролируют друг друга.
Конкуренция - это борьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен,
снижении производственных затрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.
Однако конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызывает противоречия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения и дифференциацию в общественных слоях, вызывает желание создать в экономике монополии, является источником появления непроизводительных затрат. В таком случае, без вмешательства со стороны государства, конкуренция является разрушающей силой.
На всех этапах развития конкуренции в экономике является основным способом производства. Многие экономисты считают, что конкуренция приводит к повышению эффективности производства. Конкуренция производителей заставляет искать новые пути развития производства с использованием новейших достижений в области науки и техники, совершенствования технологии производства.
Конкуренция в экономике может рассматриваться с трех основных позиций:
- степень состязательности в пределах рынка;
- регулирующийся самостоятельно элемент механизма, который применяется на рынке;
- критерий, по которому происходит определение типа отраслевого рынка.
В экономике виды конкуренции различаются между собой в зависимости от условий в которых происходит конкурентная борьба. Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков (Приложение.1, 2).
Ценовая конкуренция происходит, как правило, от искусственного сбивания цен на эти продукты. В этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место, в том числе, где продукт продается по разным ценам и ценовые различия не оправданы различиями в ценах.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при
оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится в основном за счет улучшения качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий в области патентования и брендинга, а также условия его продажи, «сервизации» продаж.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, обслуживание клиентов.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен.
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы:
- конкуренция по продукту;
- конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров
в рассрочку и лизинг. Лизинг означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
В современных условиях использования методов силы конкуренции. Среди них есть такие экономические методы, как снятие конкурентоспособности велосипедов сырья, рынки, кредиты, приобретение патентов, подрезая рынков захвата труда, внедрение новых марок и видов продукции и т.д. Они используются в качестве методов прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов в шпионаже, перевороты и т.д.
В экономике большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция - конкуренция на рынке, который имеет большое количество продавцов, предлагающих однородную продукцию, не в состоянии влиять на цены на свою продукцию и заключить, что может любая компания. На рынке совершенной конкуренции отсутствует власть производителя, а также цена регулируется согласно закону спроса и предложения. Рынок совершенной конкуренции имеет ряд признаков, к которым относится:
- большое количество продавцов и покупателей;
- абсолютная однородность продукции;
- абсолютная мобильность всех ресурсов;
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
- полный доступ к информации на рынке .
В условиях совершенной конкуренции равновесие фирмы наступает тогда, когда предельные издержки равны цене производимой продукции MC = P, при этом цена совпадает с предельным доходом и средними издержками P = MR = AC, т.е. должно соблюдаться следующее условие:
MC = MR = P = AC
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию,
которую они производят.
В отличие от идеальной модели конкуренции, которая является абстракцией, но на практике не существует в реальной жизни, но только в теории, несовершенная конкуренция на рынке почти везде. Большинство рынков в реальном мире в современной экономике - это рынок несовершенной конкуренции. [6]
Рынок несовершенной конкуренции характеризуется следующим рядом признаков:
- наличие входных барьеров в отрасль;
- дифференцированность продукции;
- основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
- возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы MC = MR наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
(MC = MR) < AC < P
Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести превеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей Toyota, Honda, BMW, рынок бытовой техники и электроники Samsung, Siemens, Sony и др.
Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.