Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Виды рыночных структур несовершенной конкуренции

Виды рынков несовершенной конкуренции

Количество производителей

Степень дифференциации продукции

Степень контроля над ценами

Барьеры для входа на рынок

Монополистическая конкуренция

Большое количество фирм

Разнообразная продукция

Относительно небольшая

Низкие

Олигополия

Малое количество фирм

Однообразная продукция или с незначительными различиями

Частичная

Высокие

Монополия

Одна фирма

Однообразная продукция не имеющая субститутов

Полная

Высокие

Таблица 2

Характеристика основных моделей рынка

Признаки модели рынка

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Количество фирм

Множество

Много

Несколько

Одна фирма

Тип продукции

Однородная, стандартизированная

Мнимая или действительная дифференциация

Однородная или дифференцированная

Уникальная продукция

Степень контроля над ценой

Отсутствует контроль

Слабый, незначительный контроль

Частичный контроль

Высокая степень контроля

Условия вступления в отрасль

Ограничений нет, равный доступ к информации

Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации

Ограничен доступ на рынок и к информации

Доступ на рынок блокирован

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Используются реклама, торговые марки и товарные знаки

Используется в значительной степени

Создание благоприятного имиджа фирмы

Примеры

Фермерские хозяйства

Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.

Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.

Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.


2.2 Функции конкуренции

Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

В экономике различают шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующая

2) аллокационная

3) инновационная

4) адаптационная

5) распределительная

6) контролирующая

Функция регулирования является влияние конкуренции на поставку и скрывается за производством товаров для установления оптимального поиска совпадения. С помощью этой функции через все противоречия рынка делает свой путь к прогрессивной тенденции к некоторым предложениям спроса. Девиз этой функции является принцип: производить только то, что будет продавать, но не пытаться продать то, что не удалось произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией раз­мещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных про­явлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Функция конкуренции является создание условий для получения дохода в пользу наиболее успешных компаний и ведущие к провалу предприятия, чья продукция и услуги востребованы пользователем, называется распределением.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.


Конкуренция является инструментом, который предотвращает существование устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может установить цену. Но конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора между несколькими поставщиками. Совершенная конкуренция справедливая цена. Это означает, что конкуренция имеет функцию управления. [8]

Конкуренция способствует уравнению спроса предложения и установ-

лению равновесной цены. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

Конкуренция говорит производителям, сколько капитала они должны вложить в производстве продукта и, когда он находит равновесную рыночную цену для этого вида продукта, больше прибыл будет тот, кто сделал товар по более низкой цене. Но избыток этого вида продукции будет резкое падение цен, и продавец, затраты на производство многих фондов понесет убытки. Таким образом, поддерживать нормальную гонку для всего общества с точки зрения производства и продажи товаров и услуг.

Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. И что должно постоянно обновляться производственные условия, чтобы тратить большие инвестиции, чтобы улучшить технологию. У нас есть много опытных предпринимателей, которые готовы взять на себя риски в производстве с использованием новых технологических продуктов.

Следовательно, конкуренция играет важную роль в рыночных отноше-

ниях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.


Следует отметить, что интенсивность конкуренции определяется не только количеством предприятий на рынке, но  и конкуренцией за рынок.

Рис. 1 Оценка состояний конкуренции

Даже компания на рынке может работать в условиях конкуренции, если барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза со стороны конкурентов. Э. Чемберлен предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых различными компаниями и взаимозависимость этих предприятий. [9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате можно сделать следующие выводы, что конкуренция – это экономический процесс взаимодействия и борьбы между предпринимателями на рынке, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения потребностей покупателей.

Существуют различные виды конкуренции. Часто бывает классификации совершена и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция - это свободная конкуренция производителей, которые создают одинаковый объем одних и тех же продуктов. Несовершенная конкуренция - ситуации, когда на рынке есть так много продавцов товаров, которые в состоянии повлиять на цену. Так же имеются следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В-третьих, существуют различные методы конкурентной борьбы: силовые, ценовые, неценовые.

Необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики является конкуренция. Но, несмотря на это, конкуренция имеет как положительные, так и с отрицательный стороны. К положительным можно отнести: развитие технического процесса, эластичность спроса, высокое качество товара, минимум издержек, высокую производительность труда. К отрицательным сторонам можно отнести победу одних и поражение других и т.п.

Конкурс для всех его положительных и отрицательных сторон является важным элементом рыночного саморегулирования устройств. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынка показан в состоянии и возможностях общественного производства для создания необходимого богатства общества.

Совершенной конкуренции практически не бывает. Примером может

быть торговля бабушек на рынке абсолютно одинаковыми семечками. Несовершенная - это например метро, государство обладает монопольными правами на его строительство.