Файл: Аналитические регистры налогового учета (Понятие и сущность налогового учета).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.Возникновение налогового учета
1.1 Понятие и сущность налогового учета
1.2 Этапы развития налогового учета в РФ
2. Цели, задачи и принципы налогового учета
3. Документирование налогового учета
3.1 Система документирования при введения налогового учета
4. Аналитические регистры налогового учета
4.1 Основные требования к аналитическим регистрам налогового учета
4.2 Аналитические регистры налогового учета, рекомендованные МНС России
Теперь организация обязана формировать два вида учета затрат на производство и реализацию продукции.
После 1 июля 1995 года практически все ведущие экономисты и финансисты страны единодушно высказались о том, что наступило время налогового учета - учета для целей налогообложения.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» было установлено, что дебиторская задолженность не истребованная организацией-кредитором, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.
Итак, «Валовая прибыль» перестала соответствовать показателю балансовой прибыли организации и налоговый учет стал развиваться самостоятельно.
[1] письмо Госналогслужбы РФ от 11 января 1995 г. «Изменения и дополнения № 12 Инструкции от 6 марта 1992 г. № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
Уже через три недели, 21 июля 1995 года согласно Указу Президента РФ № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» в целях совершенствования российской налоговой системы, снижения налогового бремени, защиты прав налогоплательщиков, повышения ответственности органов, контролирующих поступление налогов и сборов, а также обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации, Правительству России было поручено разработать порядок, по которому был бы осуществлен переход к определению налогооблагаемого оборота в целях уплаты налога на добавленную стоимость на основе использования метода счетов-фактур (метода начислений).
4 этап — с 19 октября 1995 года 1 января 2001 года
Paзделение бухгалтерского и налогового учетов произошло 19.10.1995 г., когда Министерство финансов РФ приняло приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год». Налоговый учет был выделен в самостоятельную систему финансовых отношений.
Существует 2 момента перехода права собственности на отгруженную продукцию, согласно Гражданскому законодательству: общий и специальный. Общий порядок - учитывает момент сдачи груза первому грузоперевозчику. Специальный порядок - на отгруженную продукцию оговаривается договором поставки. Право собственности может перейти к покупателю в любом пункте следования товара к месту доставки.
Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности» являлся логическим продолжением развития положений бухгалтерского (финансового) учета и отчетности. Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности [1] было определено, что финансовые результаты от продажи определяются исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности организации. Применение данного принципа означало расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) по мере отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
В целом на данном этапе было закреплено различие между бухгалтерским и налоговым учетом по двум направлениям.
[1] утв. приказом Минфина РФ № 97 от 12 ноября 1996 г.
Бухгалтерский учет стал основываться на Положениях по бухгалтерскому учету, большинство из которых не учитывали потребности налогового учета.
5 этап — с 1 января 2001 года по настоящее время
Началом последнего этапа развития налогового учета в России можно считать вступление в действие с 1 января 2001 года второй части Налогового Кодекса РФ, регулирующей налоговые отношения по НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Налог на добавленную стоимость стал самым сложным налогом. Заполненная декларация по нему состояла из 10 страниц. Чтобы заполнить такую декларацию нужны были данные налогового учета, которые отличаются от бухгалтерских регистров.
По единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц организации в течение всего 2001 года уплачивали авансовые платежи, а налоговые органы постоянно меняли форму отчетности по этим налогам.
01.01.2002 года была введена в действие 25 глава Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». В новой редакции отражены следующие черты налогового учета: «котловой» подход к определению налогооблагаемой прибыли организации, по ряду групп расходов были введены совершенно новые принципы расчета, отличные от бухгалтерского учета.
Существенно изменилась классификация нематериальных активов в налоговом учете по сравнению с бухгалтерским учетом.
В налоговом учете появились новые виды расходов - отложенные и капитализированные. Введены обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды. ЕСН отменен. [1]
Изменилось не только количество лимитируемых затрат, но и сами нормативы этих затрат.
Таким образом, различия в бухгалтерском и налоговом учете, прежде всего, при определении налога на прибыль, стали настолько существенными, что потребовали (в соответствии с законодательством) введения в каждой организации налогового учета и создания специальных налоговых регистров.
[1] 212-ФЗ от 22.07.2010 г.
2. Цели, задачи и принципы налогового учета
Также, как и бухгалтерский учет, налоговый учет должен соответствовать интересам внешних (налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам) и внутренних (администрация организации) пользователей информации. Налоговые органы оценивают правильность формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации. Внутренние пользователи могут просчитать расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения. Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.
Исходя из потребностей пользователей информации у налогового учета есть следующие цели: подготовка полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы налогового периода, предоставление информации внутренним и внешним пользователям для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет, а также отдельно внутренним пользователям для того, чтобы они могли уменьшить свои налоговые риски и оптимизировать налоги. Эти цели очень схожи с целями бухгалтерского учета.
Цели налогового учета достигаются путем объединения данных первичных документов. Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.
Одна из важнейших задач налогового учёта – определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату. Также задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.
Существуют следующие принципы налогового учета:
- Принцип денежного измерения.
Он основывается на положениях ст. 249 и 252 НК РФ. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной формах. Доходы в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами в рублях, поэтому доходы в валюте, должны быть пересчитаны в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих доходов.
Таким образом, в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, представленная, прежде всего в денежном выражении.
- Принцип имущественной обособленности.
Собственное имущество предприятия учитывается отдельно от имущества других юридических лиц, которое находится на данные момент у данного предприятия.
- Принцип непрерывности деятельности организации.
С самого начала регистрации организации, как юридического лица и до её ликвидации учёт должен вестись непрерывно.
- Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности.
Этот принцип является доминирующим среди всех. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они были, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
- Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта.
Все нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому.
- Принцип равномерности признания доходов и расходов.
Этот принцип базируется на ст. 271 и 272 НК РФ и предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
3. Документирование налогового учета
3.1 Система документирования при введения налогового учета
Cистемa регистрации при ведении бухгалтерского учета схожа с системой документирования налогового учета.
Данные налогового учета подтверждаются документами (ст. 313 НК РФ): первичные учетные документы (а также справка бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, документы синтетического налогового учета (например, главная книга или журнал-ордер).
В 1-ой части 23 ст. НК РФ говорится, что налогоплательщики должны сохранять все данные налогового учета в течении 4х лет. Все другие документы, которые нужны для вычисления и уплаты налогов, также необходимо хранить столько, сколько необходимо для выездной проверки налоговой.
Документы налогового учета должны храниться в течение сроков, предусмотренных статьей 24 НК РФ (не менее 5ти лет). Установленный срок хранения начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. [1]
Если любой из первичных документов, счетов-фактур или регистров отсутствует, то это является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет налоговую ответственность [2]:
- грубое нарушение правил, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения – штраф 5000 рублей;
- те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода – штраф 15 000 рублей;
[1] (письмо Минфина России от 18 октября 2005 года № 03-03-04/2/83)
[2] (статья 120 НК РФ)
- те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы – штраф 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.
Необеспечение сохранности документов более четырех лет не является нарушением законодательства о налогах и сборах и не может повлечь налоговую ответственность.
Чтобы изъять документы главному бухгалтеру или другому должностному лицу предоставляется право с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Действующее законодательство устанавливает различный порядок изъятия документов (в том числе первичных учетных документов), в зависимости от того в пределах какого вида контрольной или правоохранительной деятельности органов государственной власти осуществляется изъятие. Так, возможность изъятия учетных документов предусмотрена в рамках: налогового или финансового контроля, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной деятельности, а также производства по делам об административных правонарушениях.