Файл: Аналитические регистры налогового учета (Понятие и сущность налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные налогового учета – налоговая тайна (ст. 313 НК РФ). Все лица, имеющие право доступа к данным налогового учета, должны сохранять эту налоговую тайну. За разглашение информации они несут ответственность.

Налоговую тайну составляют все полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о сотрудничестве между налоговыми (таможенными или правоохранительными) органами (пункт 1 статьи 102 НК РФ).

Налоговая тайна не должна разглашаться никем, ни налоговыми органами, ни органами внутренних дел, ни органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также ни их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Разглашением налоговой тайны признается в том числе использование или передача другому лицу коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (пункт 2 статьи 102 НК РФ).

4. Аналитические регистры налогового учета

Законодательно система налогового учета все еще пока не регламентирована. Она организуется налогоплательщиком самостоятельно, в соответствии со ст. 313 НК РФ. Используется для этого принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике и утверждается руководителем фирмы.

Согласно ст. 314 НК РФ данные налогового учета формируются непрерывно и отражаются последовательно. Поэтому все регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые участвуют при расчете налогообложения.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.


Регистры налогового учета должны вестись в виде специализированных форм:

- на бумажных носителях;

- в электронном виде;

- на любых машинных носителях.

При хранении регистров налогового учета организация должна защищать их от неправомерных исправлений. Все ошибки, которые были исправлены в регистре должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, сделавшего эти исправление, с обязательным указанием даты.

4.1 Основные требования к аналитическим регистрам налогового учета

Как зафиксировано в ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, то в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета необходимыми реквизитами.

При ведении налогового учета налогоплательщик может:

  1. использовать данные бухгалтерского учета для осуществления налогового учета в тои случае, если порядок бухгалтерского учета не отличается от порядка ведения налогового учета;
  2. дополнить регистры бухгалтерского учета необходимыми реквизитами в том случае, если порядок бухгалтерского учета незначительно отличается от порядка ведения налогового учета;
  3. вести самостоятельные регистры налогового учета в том случае, если порядок бухгалтерского учета существенно отличается от порядка ведения налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты (в соответствии со ст. 313 НК РФ): наименование регистра; период/дату составления; измерители операции в натуральном и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Общие положения об аналитических регистрах налогового учета содержатся в ст. 314 НК РФ.

В статье 314 НК РФ дается следующее определение аналитических регистров налогового учета: это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Там же указано определение данных налогового учета: - это данные, которые учитываются в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, которые группируют информацию об объектах налогообложения.


Аналитические регистры налогового учета предназначены для упорядочения, сбора и накопления информации, которая есть в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения при расчете налоговой базы.

Самое большое отличие аналитических регистров налогового учета от регистров бухгалтерского учета - это отсутствие двойной записи.

Формальным отличием аналитических регистров налогового учета от регистров бухгалтерского учета являются источники их ведения. В аналитических регистрах налогового учета систематизируются данные, содержащиеся в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения, в регистрах бухгалтерского учета - данные принятых к учету первичных документов.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Все исправления должны быть завизированные подписью, и не просто лица, внесшего исправление, а ответственного лица.

4.2 Аналитические регистры налогового учета, рекомендованные МНС России

 Как говорилось выше, ст. 313 НК РФ, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, то в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не должны и не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.


МНС России в разд. 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ разъяснило, что налогоплательщик анализирует свои хозяйственные операции и самостоятельно выявляет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, исходя из требований гл. 25 НК РФ по вопросу учета соответствующих доходов и расходов.

В Рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщикам предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.

Перечень аналитических регистров налогового учета, как пояснило МНС России в разд. 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ, определяет перечень регистров, которые нужно создать налогоплательщику для формирования в них показателей, необходимых для расчета налоговой базы в текущем и последующих отчетных (налоговых) периодах.

А также Министерство РФ по налогам и сборам в Рекомендациях о системе налогового учета пояснило, что перечень не является полным.

Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или любым способом переделаны организациями, но с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Отсутствие регистра в числе предложенных или отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным гл. 25 НК РФ.

Рекомендации МНС России содержат в себе 51 форму аналитических регистров налогового учета, которые распределены по следующим 5 группам:

• регистры формирования отчетных данных (12 регистров);

• регистры учета состояния единицы налогового учета (13 регистров);

• регистры промежуточных расчетов (16 регистров);

• регистры учета хозяйственных операций (7 регистров);

• регистры учета целевых средств некоммерческими организациями (3 регистра).

Для целей ведения рекомендуемых регистров налогового учета использованы следующие понятия:


 • объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов;

• единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;

• показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета;

• данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ);

• аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. К регистрам относятся регистр учета операций приобретения имущества; регистр учета расходов на оплату труда и др.

Регистры формирования отчетных данных. Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.