Файл: «Особенности семейного воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Семья – главный аспект в жизни каждого человека. Особое значение семья имеет в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья создает личность или разрушает ее, поощряет одни личностные увлечения и препятствует другим. Семья указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа «Я», помогает человеку справиться с трудностями, и, конечно, защищает его.

Исходя из строящихся отношений в семье, из ценностей и интересов, которые выбирают старшие представители семьи, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро запоминает и усваивает уроки, полученные в процессе семейного общения и воспитания. И зачастую, перевоспитать ребенка, получившего неблагоприятные уроки семейного воспитания, очень сложно, а иногда практически невозможно: ребенок уже усвоил эти правила поведения, и новые правила, не воспринимаются им в должной мере, а иногда и вовсе кажутся ему инородными.

Поэтому так важно с самого начала грамотно воспитывать ребенка. И кто же становится этим учителем и воспитателем? Конечно же, родители.

Родители – это первые и самые важные в жизни ребенка воспитатели. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой дано преимущество в воспитании детей.

Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитания, методы и средства, а также особенности семейного воспитания, с которыми сталкиваются родители.

Объект исследования – воспитание дошкольников.

Предмет исследования – семейное воспитание и его особенности.

Задачи:

- изучить теоретические основы данной темы;

-рассмотреть факторы, влияющие на формирование личности ребенка;

- рассмотреть проблемы семейного воспитания, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка.


ГЛАВА Ⅰ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Семья и ее социальная функция

Мы все используем в речи термин «семья», и, конечно имеем представление, что это такое. Но само это понятие с трудом поддается определению. Многим из нас семья представляется как социальная ячейка, состоящая из мужа, жены и их детей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство.

Современным социологом Э. Гидденсом[4] было дано такое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически, либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей считаются нормальными. А какие – девиантными, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский).[20]

Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова позволило определить понятие “семья” исходя из уровня обыденного сознания как группу живущих вместе близких родственников. То есть основными критериями семьи согласно данному определению выступают родственные отношения и совместное проживание членов семьи. С точки зрения философии понятие “семья” трактуется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Представленное определение показывает, что на жизнедеятельность семьи особое влияние оказывает развитие общества, особенности исторической эпохи, изменения, происходящие в окружающем человека мире. При этом исследования Ф. Адлера показывают, что не только общество в целом может повлиять на особенности семьи, но и семья вносит свой вклад в развитие и стабильность общества. Ф. Адлер считал, что семья – это “общество в миниатюре”, от целостности которого, зависит безопасность всего “большого общества”. Рассмотренные выше взгляды на проблемы семьи находят свое отражение и в современных исследованиях. Так, в работах  А.А. Крылова термин семья определяется  как важнейший институт социализации личности. А.В. Козлова и Р.П. Дешеулина рассматривают семью, как некую целостность, где изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. “Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот.[18]  Ни один человек не является в семье абсолютно автономным”- считают данные  авторы. О.В. Солодянкина рассматривает семью, как начальную структуру членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.[12] Анализ современных исследований показал, что на современном этапе развития общества выделяются различные виды семей. Так, исследования О.В. Солодянкиной позволили определить следующую классификацию семей:


  • по количеству детей семьи делятся на  многодетные (более 3-х детей),  малодетные, однодетные и бездетные;
  • по составу выделяют однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети); межпоколенные (родители,  дети, внуки); неполная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак.

Работы данного автора также позволил выделить деление семей по социально-психологическому критерию. Так семьи можно разделить на:

  • благополучные, когда оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • формально-благополучные, когда благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей;
  • неблагополучные,  в которых явно просматриваются дефекты воспитания детей;
  • высокообеспеченные  и сверхобеспеченные семьи, где нередко наблюдается кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Исследования Ю.П. Азарова, М.И. Буянова показывают, что современные семьи можно разделить по степени сплоченности ее членов, гармонии и доброжелательности отношений.

В своих работах Ю.П.Азаров делит семьи  по характеру взаимоотношений на следующие типы[1]:

  • идеальная,
  • средняя,
  • негативная или скандально-раздражительная.

При этом каждая возрастная категория родителей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать специалистам дошкольных учреждении при организации процесса взаимодействия с семьями. Так основными чертами родителей в возрасте от 18 до 25 лет являются осознание собственной индивидуальности, неповторимости. Как следствие, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Еще одной проблемой является удлинение периода детства: зачастую собственная трудовая жизнь начинается молодыми людьми поздно, они довольно долго остаются на иждивении у родителей. Все это неблагополучно сказывается на родительской роли, которая вынужденно примеряется на себя молодыми людьми.

Особенности родителей в возрасте от 25 до 30 характеризуется установлением близких личных связей с другим человеком, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родителю, который один воспитывает ребенка (чаще мама), бывают свойственны тревожность, беспокойство, неровность и непоследовательность в воспитании ребенка и, кроме того, в общении с окружающими. Другой крайностью являются попустительство и безразличие к малышу ввиду полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившимися от усталости и отчаяния.


Родители в возрасте 35-45 лет часто испытывают кризис середины жизни, расхождение между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Внутренние переживания обязательно сказываются на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучием родителей.  Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка: родители стремятся воплотить в жизнь ребенка собственные несбывшиеся мечты.

Таким образом, учет психологических знаний о возрастных особенностях как детей, так и их родителей, знаний психологических механизмов взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю предотвращать трудности взаимодействия.

Обобщая результаты анализа можно сделать вывод о том, что необходимо принимать во внимание не только социальную категорию семьи по фактору материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи, в которой растет ребенок. Время диктует необходимость бережного и внимательного отношения к проблемам семейного воспитания и положению детей внутри семей разного типа - особенно в период нестабильного состояния общества, когда родители малышей испытывают трудности материального и морального характера, когда малообеспеченным и многодетным семьям необходима помощь и поддержка со стороны компетентных организаций, одной из которых может стать дошкольное образовательное учреждение.

1.2 Понятие семейного воспитания

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.[19]

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[8]

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.