Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
изучить особенности договора франчайзинга;
1. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений
1.1 Понятие, сущность и сферы применения франчайзинга
1.2. Особенности договора франчайзинга
1.3. Франчайзинг и вертикальные ограничения
2. Региональная диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга
2.1. Региональный франчайзинг и его модель
2.2. Перспективы развития франчайзинга в России
2.3.Путь развития франчайзинга в России в 2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
Для современного международного бизнеса характерно наличие ряда факторов, которые, как правило, сдерживают его развитие. К примеру: существует необходимость:
- расширения реализации произведенной продукции,
- повышения эффективности,
- увеличения срока работы предприятий малого бизнеса,
- привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм.
Одновременно, могут возникнуть сложности при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса.
При этом для решения данных проблем возникает необходимость обращения к новым экономическим механизмам. Например, одним из таких механизмов является франчайзинг, который дает возможность повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению преимуществ малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг - это способ распространения продукции и услуг. Можно также сказать, что это способ умножения успешно работающих предприятий. Необходимо заметить, что одной из причин успеха франчайзинга - это эффект сотрудничества между франчайзи и франчайзером, которые объединены под одним торговым знаком. Проще говоря, совместная деятельность всегда приносит хорошие результаты, чем в одиночку.
Заманчивость объясняется:
- широким развитием франчайзинга в мировой экономике,
- комплексным характером отношений,
- достаточно высоким уровнем их прозрачности,
- преимуществами взаимовыгодных системных связей.
А это в свою очередь, позволяет:
- сформировать однородную и тождественную сеть с эффективным распределением капиталовложений,
- усилить конкурентные преимущества участников сети по
отношению к другим участникам такого же рынка,
- создать широкую систему сбыта товаров и услуг,
- обеспечить возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском новых участников системы.
Итак, франчайзинг гарантирует успех, и таким образом популярность его растет. При этом франчайзинг является более популярным способом организации бизнеса во всем мире.
В результате изучение франчайзинга, его специфика, а также перспективы развития за рубежом и в России является чрезвычайно актуальным и сегодня.
На сегодняшний день наблюдается следующая тенденция: крупные корпорации скупают более мелкие, это неминуемо приводит к глобальным сокращениям в разных структурах. Многие специалисты считают систему франчайзинга выгодным решением для выхода из кризисной ситуации. Они надеятся, что система франчайзинга поможет повысить эффективность малого бизнеса, и ,естественно, возлагают на его развитие большие надежды.
Учитывая все перечисленное, необходимо отметить, что несовершенство законодательства, которое проявляется в отсутствии специального правового регулирования франчайзинга в различных странах, натолкнуло на использование других договоров (лицензионных соглашений, договоров по реализации товаров и услуг) при оформлении отношений.
Ну и разумеется, эта ситуация привела к тому, что большинство предпринимателей по различным причинам уклоняются от данной процедуры даже при наличии специальных норм о регистрации договоров франчайзинга в государственных учреждениях. Причем точных данных по количеству и общему товарообороту франчайзинговых компаний в мире нет.
Если учесть перечисленные проблемы исследования практики применения франчайзинга в различных странах, то с уверенностью можно сказать, что эта процедура значительно затруднена.
Для регулирования российского бизнеса в период кризиса необходимо
провести исследование зарубежного опыта использования данного механизма франчайзинга.
Необходимо признать, что наличие в России ряда экономических, организационно-правовых и социально-психологических факторов сдерживают развитие франчайзинга в России.
И тогда основной задачей является:
- поиск оптимального решения проблем,
- анализ достоинств и недостатков,
- анализ рисков франчайзинга.
Можно сказать однозначно, что это позволит определить сферу применения и выбрать возможные направления продвижения франчайзинга в России.
Целью данной курсовой работы является изучение франчайзинга как собой формы вертикальных ограничений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и сферы применения франчайзинга;
изучить особенности договора франчайзинга;
- охарактеризовать франчайзинг и вертикальные ограничения;
- провести анализ региональной диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга.
1. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений
1.1 Понятие, сущность и сферы применения франчайзинга
Понятие происходит от французских слов: глагола «franchir» – переходить и существительного «franchise» – льгота, привилегия. Собственно говоря, франчайзинг заключается в разрешении предпринимателю (его именуют франчайзи) права пользования брендом и идеей бизнеса. Следует сказать, что такое право дается за определенную плату и ограниченно со стороны правообладателя (франчайзера). Причем в этом случае франчайзер оставляет за собой право принимать решения по ведению бизнеса и контролю. Тем самым соглашение о франчайзинге может заключаться на определенный срок или бессрочно, а может указывать или нет место использования, также указывается сфера предпринимательской деятельности. Например:
- продажа товаров, полученных от франчайзера или произведенных пользователем,
- осуществление разной торговой деятельности,
- выполнение работ,
- оказание услуг.
При этом, должны быть конкретно указаны, какие именно права и в каком объеме предоставляются по данному соглашению, т.е. в этом случае может быть установлен минимальный и (или) максимальный объем использования. Тогда, франчайзи обязан продавать продукт или услуги по заранее условленным и установленным франчайзером правилам ведения бизнеса. Вдобавок франчайзи получает разрешение использовать [21]:
- имя компании,
- продукт и услуги,
- маркетинговые технологии,
- результаты исследований рынков и экспертиз.
Франшиза – это полная система ведения бизнеса, передаваемая
франчайзи. Затем франчайзи тем самым позволяет предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже если он не имеет определенного. Эту ситуацию можно сравнить с арендой: франчайзи получает право пользования готовой бизнес-системой, за что платит правообладателю. В этом случае ведение бизнеса возможно при наличии контроля за франчайзи со стороны головного офиса. Собственно говоря, такие отношения внутри такой корпоративной системы являются не подчиненными, а коллегиальными, с учетом того, что франчайзи не подчиняется центральному офису. И все же в самом начале строгий контроль за его деятельностью региональных компаний необходим, т.к. в этом случае уменьшаются риски каждого участника и всей системы в целом. Прежде чем самостоятельно вести бизнес, партнеры должны приобрести опыт у основного офиса, изучить инструкции ведения бизнеса. В результате франчайзи конечно получит определенную самостоятельность, но и тогда контроль со стороны франчайзера будет осуществляться.
Сферы применения и преимущества. Сфера применения - это торговля и сфера услуг:
- торговые сети,
- супермаркеты,
- ресторанные сети,
- салоны сотовой связи,
- торговля программным обеспечением,
- интернет-магазины и т.д.
Кстати применение франчайзинга возможно практически для любого вида деятельности. Франчайзинг нужен тем, кто пытается завоевать определенный рынок. Проблема в том, что не у каждого владельца бизнеса есть возможность в самом начале инвестировать во франчайзинг большие денежные средства. Разве, что потом, когда предприниматель приобретет франшизу, у него появится возможность:
- проникновения на рынок,
- повышения экономических показателей,
- мобилизации капитала за счет уже существующих торговых точек.
Как правило, «одиночки» затрачивают средства на рекламу своей марки или на исследования рынков. Что касается франчайзи, то ему и вовсе не надо тратиться на маркетинговые мероприятия, т.к. основные задачи продвижения уже решены владельцем бренда.
В такой ситуации, бизнес перестает быть малым и переходит в разряд среднего, а потом и крупного. Стало быть, для франчайзера продажа права на пользование его брендом выгодна, так как он сможет одним махом решить сразу несколько серьезных задач [15]:
- расширение рынка сбыта за счет привлечения соседних регионов;
- поддержание известности на рынке;
- увеличение прибыли за счет получения сервисной платы
- снижение числа конкурентов за счет привлечения сильных игроков под свой бренд.
Тогда франчайзи также получает ряд очевидных преимуществ:
- снижение предпринимательского риска;
- ускорение развития собственного бизнеса;
- поддержка коммерческой репутации со стороны франчайзера.
При выборе франчайзера для покупки бренда, предприниматель с большим вниманием и тщательностью относится к таким характеристикам, как:
- известность,
- безукоризненная репутация,
- многолетняя история,
- опыт.
Можно сказать, что эти факторы представляют интерес для франчайзи: покупая франшизу, он «покупает» репутацию. К слову, франчайзеры с особой тщательностью выбирают франчайзи. Просто, бывают ситуации, когда кандидаты во франчайзи тормозят эффективность развития всего франчайзингового бизнеса, в силу того что некомпетентны или являются профессионалами не того уровня. В этом случае, пытаются:
- учесть человеческий фактор,
- компетенции и навыки будущих коллег,
- разработать эффективную систему контроля за деятельностью франчайзи.
Причем перед расширением своего бизнеса франчайзер скурпулезно изучает всех игроков на рынке. Все это делается для того, чтобы сделать правильный выбор подходящего франчайзи, который мог бы вести конкурентную борьбу на рынке. Кроме того, франшиза может быть передана какому-либо предпринимателю. При этом, может возникнуть ситуация, когда исключительные права на развитие торговой марки переходят одному франчайзи. Тогда этого франчайзи называют мастер-франшизой. Такой франчайзи уже сам становится франчайзером. Проще говоря, он может продавать и предлагать франшизы другим предпринимателям и одновременно может собирать с них сервисную плату.
Наконец, преимущества франчайзингового бизнеса перед предпринимателями одиночками налицо, т.е. условия и результаты работы более понятны, прозрачны и предсказуемы. Эффективная практика франчайзинга характеризуется стабильностью и высокой доходностью среди существующих обладателей конкретной франшизы. Также можно сказать и о том, что франчайзинг пользуется растущим интересом к использованию известного бренда для создания собственного бизнеса.
Минусы франчайзинга. Несмотря на это, франчайзинг имеет и отрицательные стороны. Это может выражаться в том, что франчайзер получает меньше прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от филиала собственного. Или он может столкнуться с трудностями контроля профессиональных финансовых отчетов франчайзи. Наконец, может возникнуть необходимость подготовки самому себе возможного конкурента в лице активного франчайзи. Недостатки для франчайзи могут выражаться в постоянном контроле со стороны франчайзера. А это оборачивается для них ограничением самостоятельности в бизнесе. Кроме того, субъекты малого бизнеса – франчайзи – вынуждены сокращать издержки. Это может происходить за счет снижения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. И, в добавок, это может повлечь за собой причинение ущерба имиджу бренда, а затем снизить его привлекательность для покупателей. Отдельно нужно сказать о конкуренции следующее:
- франчайзер может привлечь под свой бренд наиболее перспективных предпринимателей. Итог: он избавится от нескольких потенциальных конкурентов. И после этого, франчайзи может прекратить пользование франшизой и продолжить развиваться уже под собственной торговой маркой. И тогда такая компания может оказаться еще более серьезным конкурентом в будущем.
- на одной территории могут работать сразу несколько франчайзи под одной торговой маркой. А самое интересное это то, что они смогут пользоваться франшизой одного и того же правообладателя. Итог: каждая компания-франчайзи остается самостоятельным юридическим лицом и будет вынуждена конкурировать не только с другими торговыми марками, но и между собой по такому же франчайзингу.
Смотрите также файлы
- Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов (Современные риски для мировой экономики).pdf
- Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО "Дефиле").pdf
- Анализ структуры торгового ассортимента (развернутый анализ ассортиментной политики ООО «Диско»).pdf