Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ стиля управления, применяемого в АО «ВЭБ-лизинг»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.

На примере взятой организации, АО «ВЭБ-лизинг», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект. Акционерное общество «ВЭБ-лизинг».

Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данной организации.

Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации – АО «ВЭБ-лизинг».

Задачи:

  • рассмотреть составляющие менеджмента.
  • охарактеризовать объект исследования.
  • проанализировать стиль руководства данной фирмой.
  • предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

1. Теоретические основы формирования
стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

Руководитель это лицо, отвечающее за конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников. Выделяют два типа руководителей:

Линейные – руководят структурными звеньями организации;

Функциональные – руководят отделами или участками в аппарате управления.

Современный руководитель, менеджер выступает как управляющий,
дипломат (ведет переговоры), лидер, воспитатель, инновар.


В зависимости от уровней управления персоналом руководителей
подразделяют на три категории:

  • высшего звена;
  • среднего звена;
  • первичного (низшего) звена.

Руководители высшего звена концентрируют свое внимание на планировании будущего, постановке целей, определении курса действий, правил
и процедур их выполнения. Руководители среднего звена управления обеспечивают реализацию политики функционирования организаций, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Первичное (низшее) звено представлено специалистами, непосредственно руководящими конкретными
работниками. Они в основном осуществляют контроль за выполнением заданий. На всех уровнях управления руководители выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня
руководства удельный вес исполнительских функций понижается. На высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени
менеджеров, на среднем – 50%, на низшем – около 70%.

Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь конкретные навыки управления. Считается, что для успешного управления руководителю необходимо иметь семь навыков: технический, аналитический, умение принимать решения, умение работать с компьютером, коммуникабельность, коммуникационный, концептуальный. Рассмотрим
некоторые из них:

Аналитические навыки позволяют использовать научные идеи и методы при решении задач управления, т.е. определять и оценивать ключевые факторы, их приоритетность в той или иной ситуации.

Коммуникационные возможности – совокупность информационных
каналов, позволяющих передавать сведения интеллектуального и эмоционального содержания.

Концептуальные навыки – это способность видеть общую сложную картину всей организации, понимать взаимосвязь различных ее составляющих, уметь адекватно оценивать вклад каждой службы и сотрудника в общую деятельность организации.

Все эти навыки очень важны для руководителя, но значимость каждого из них различна.

Зачастую такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего руководителя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека
эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые руководители могу просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация, контроль.


Стиль управления влияет на эффективность деятельности организации
в целом.

Стиль руководства (управления) - «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса» [7, с. 465], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении
с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.

Стиль руководства – способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Стиль – это типичный
для определенного руководящего работника способ решения проблем.

В современном менеджменте различают такие понятия как руководитель и лидер.

В свою очередь, лидер – это личность, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения,
затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер
деятельности всей группы.

Лидерство – управленческие взаимоотношения между руководителем
и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей
к достижению общих целей.

В западных теориях термины руководитель и лидер используются как равнозначные. Однако в практике отечественного управления эти два понятия различаются. Различия между лидером и руководителем хорошо описал Уоррен Беннис в своей книге «Как стать лидером?». Это двенадцать метафорических утверждений:

  • Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  • Руководитель – это копия, лидер – это оригинал.
  • Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  • Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  • Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  • Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  • Руководитель смотрит на нижнюю строчке с «Итого», лидер
    поднимает глаза на горизонт.
  • Руководитель подражает, лидер создает. Руководитель принимает текущие положение дел, лидер бросает ему вызов.
  • Руководитель – классический бравый солдат, лидер – это только
    он сам.
  • Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых,
и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании
заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это
делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому понять свою значимость для компании, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем – неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься её продуктом.


Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5]:

  • требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  • специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры
    и технология управления, функции руководителя;
  • окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными
    ресурсами и т. п.;
  • особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его
    традиции и ценности.

Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей.
Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.

1.2 Классификация стилей руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению
к подчиненным. Известными учеными в области лидерства Дугласом
Макгрегором и Фредериком Тейлором была разработана теория Х и Y.
В данной теории выделены 2 стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный).

Авторитарный стиль управления

Авторитарное руководство Д. МакГрегору назвал теорией «Х» и охарактеризовал следующими положениями:

  1. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности
    избегают работы;
  2. у людей нет честолюбия, и они стараются избавится от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  3. больше все люди хотят защищенности;
  4. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
    принуждение, контроль и угрозу наказания.

Руководители авторитарного типа обычно централизует полномочия
и дает подчиненным свободы в принятии решений. Он жестко руководит
работой и оказывает давление на подчиненных. Руководитель единолично принимает решения, не давая возможности на инициативу, категоричен,
резок, всегда распоряжается, никогда не просит.


Особенности стиля:

  • Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения,
    выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников
    во внимание не принимаются.
  • В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.
  • Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.
  • Характерны догматизм и стереотипность решения.

Недостатки стиля:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление
    нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением
    в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья [13].

Этот стиль может быть эффективным зачастую только в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический стиль управления

Демократичное руководство Д. МакГрегор назвал теорией «Y». Концепция демократичного руководства состоит в следующем:

Труд - процесс естественный. Если условия позволяют, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;

Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

Способность к творческому решению проблем встречается часто,
а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь
частично.

Демократичный лидер считает, что люди мотивированы не только
физиологическими потребностями, но и потребностями более высокого уровня: социальным взаимодействием, самовыражением. Руководитель стремится создать ситуацию, в которой люди могут проявить себя и их работа сама станет вознаграждением. Демократичные руководители стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации и привлекают
их к принятию решений[ ].

Руководителю присуще вежливость, доброжелательность, доверие.
Он требователен, но справедлив.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как
он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность
сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия
и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один
из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат[21].