Файл: Теории происхождения государства (основные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическая ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.[1]

Исследование происхождения государства имеет важное значение не только с познавательной стороны, но и с политико-практической стороны. Оно помогает понимать социальную природу государства, его основные черты и особенности. Кроме того, ценность для исследования имеет анализ причин и условий возникновения государства.

Актуальность исследования заключается в том, что современность тесно связана с прошлым и будущим. Это лишь один из этапов истории. Следовательно, для того, чтобы понять современное государство, важно рассмотреть особенности и пути его возникновения, изучить, какие этапы оно проходит в своем развитии, а также основные изменения формы и содержания.

Объектом исследования является государство и основные пути его происхождения.

Предмет – историческая и научная литература, посвященная исследованию происхождения государства.

Цель курсовой работы состоит в изучении основных особенностей происхождения государства.

Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие государства и его основные характеристики;

- исследовать пути возникновения государства;

- изучить основные теории происхождения государства и их отличительные особенности.

Методологической основой

Теоретической основой исследования послужили учебно-методическая литература, а также труды таких авторов как В.Д. Адашкин, В.Н. Хропанюк, А.А. Иванов, А.А. Гогин и др.

Методологическую основу составляют метод логико-правового и системного анализа, также использовался метод сравнительно-правового анализа научных достижений по данному вопросу.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.


1. Понятие государства и особенности его возникновения

1.1. Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448)[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»)[3].

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство», поэтому рассмотрим в данной работе понятия, которые приводятся в научной и юридической литературе.

В учебнике литературе предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[4].

Гринин Л.Е. дает следующее понятие государства: «Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»[5].

Гелнер Э. в свою очередь дает такое определение рассматриваемого понятия: «Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».[6]

В настоящее время не существует юридически закрепленного определения понятия «государства». Вследствие этого, единственным источником информации по данному понятию послужила научная литература и статьи известных исследователей.


Для того чтобы более четко сформировать представление о понятии «государство» важно раскрыть его сущность.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в любом государстве является власть. Поэтому, рассмотрение сущности государства – это, в первую очередь, изучение вопроса о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее выполняет и в чьих интересах.

«Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес, одно желание. Но предмет желания един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана».[7]

В большинстве изданных работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатура господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность.

Государств возникает тогда, когда экономика достигает определенного уровня, при котором становится невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. [Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. – С. 112.]

Это приводит к социальному расслоению общества. В этом случае власть, которая раньше принадлежала всем членам общества, обретает политический характер и осуществляется, в первую очередь, в интересах привилегированных социальных групп. Это приводит к социальному неравенству и несправедливости.

Но как пишет Марченко, «…зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества».[8]


Далее, говоря о сущности государства, следует отметить, что любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И «любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции»[9].

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. [Общая теория права и государства: Учебник / под ред. Лазарева В.В., М.1994. – С. 41]

Таким образом, по данному вопросу можно сделать следующие выводы.

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Для понимания государства важно раскрытие его сущности.

Сущность государства — это внутренний смысл его деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых интересов граждан. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи, без которых не может функционировать ни одно общество.

1.2. Причины и формы возникновения государства

Государство имело длительный и закономерный характер возникновения и содержал в себе совокупность различных факторов и причин.

Причины формирования государства практически одинаковые у все народов. К ним относятся:

- стремление усовершенствовать управление обществом. В связи с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, ростом численности населения и др. общество усложнялось, и старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

- важность объединения больших масс людей для организации крупных общественных работ. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления непослушания эксплуатируемых, которое возникало в связи с разделением общества на богатых и бедных, которое, в свою очередь произошло в связи с разложением первобытного общества. Происходила эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;


- важность поддержания в обществе порядка, который обеспечивал бесперебойное функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества и его стабильность.

обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен.

- постоянное ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Постепенное накопление богатств вело к тому, что большую выгоду приносили грабежи соседей, захват ценностей, скоты, рабов. Война требовала большой подготовки, для которой государство обладало большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства. [Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 69]

Рассмотренные причины практически всегда работали в совокупности. Однако при разных условиях – исторических, социальных, географических, природных, демографических – главными и решающими могли становится различные из указанных причин.

Государства формировались в различные формы. Общепринято следующее разделение: [Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986]

- афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);[10]

- римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);