Файл: Теории происхождения государства (основные особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);[11]

- азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.[12]

Однако следует отметить, что в настоящее время ориентируются на классификацию, основанную на трудах Маркса и Энгельса, хотя она и не является четко закрепленной. Такое деление форм государства критиковалось как раньше, так и сейчас.

Таким образом, перечисленные условия послужили основой для возникновения государства и государственной власти, чьей первостепенной задачей стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

2. Теории происхождения государства

В настоящее время, как и раньше, нет единства и общности взглядов среди теоретиков государства и права относительно процесса происхождения государства. Однако никто не оспаривает тот факт, что, например, первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и др. странах были рабовладельческие государства. Кроме того, каждый согласится, что на территории России, Польши, Германии и некоторых других странах никогда не было рабства. Первыми в этих странах сформировались феодальные государства.

Все же существуют противоречия и споры относительно причин, условий, природе и характере происхождения государства.

В настоящее время в мире существует огромное количество теорий, которые пытаются объяснить процесс возникновения и становления государства. И это понятно, потому что каждая является отражением взглядов, мнений и суждений определенных групп, наций и других социальных общностей. [Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Тезис, 2005]

Большинство историков, ученых-юристов различают шесть основных теорий происхождения государства:

1. теологическая теория;

2. патриархальная теория;

3. органическая теория;

4. теория насилия;

5. психологическая теория;

6. теория общественного договора (естественного права)

7. историко-материалистическая теория.

2.1. Теории происхождения, не связанные с материалистическим пониманием истории


К данной группе теорий относятся:

- теологическая теория;

- патриархальная теория;

- теория общественного договора.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Теологическая теория.

Данная теория не является научной, так как основывается на веру в Бога. Поэтому ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.

Рассматриваемая теория восходит к древнему миру, когда в Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства. Поскольку существовали особые взгляды и воззрения общества, то духовенство могло беспрепятственно оказывать существенное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие годы развития общества. В Древней Греции ученик Сократа, потомок законодателя Солона, - Аристокл, основал в пригороде Афин школу, где учил, что иточником происхождения государства является божество. Аристотель также являлся сторонником божественного происхождения государства.[13]

Особо прочно теологическая теория укоренилась в период развития и становления феодолизма.

В учении богослова Фомы Аквинского, которое позднее именовали как «томизм», процесс возникновения государства приравнивали к сотворению Богом мира. Религия, по его мнению, должна объяснять необходимость возникновения и существования государства от Бога. Со своей стороны государство должно защищать религию. Освящение государственной власти божественным ореолом придавало власти авторитетом обязательность неограниченной власти монарха.[14]

Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже 12-13 вв. в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Главный смысл ее состоял в том. Чтобы утвердить верховенство церковной власти ад светской и доказать, что нет государства и права «не от Бога».

Патриархальная теория.

Впервые данная теория была сформулирована в 6-5 вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве. Как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.


Аристотель же в свою очередь развивает концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. Ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.

В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. Это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.[15]

В 17 веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной теории. Власть, по его мнению, является проявлением божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, поскольку только им ведомо, что есть благо, а что есть зло и заблуждение.

В России данную теорию поддерживали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк 20 века М.Н. Покровский.

Изучаемая теория дает основу патернализму, которая представляет собой слепую веру в «царя-батюшку». На этом явлении строиться более прочное легитимное господство. Эта «власть Адама» уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям, происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданным, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительная, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности биологических единиц.[16]

С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, поскольку не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещается множество параметров, согласно которым мы можем тоже племя назвать государством.


Однако рассматриваемая теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз.

Такое отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование является фактом проявления интереса к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства.

Патриархальная теория несет большой положитель­ный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э.

Во-первых, она способствует установлению в обществе по­рядка, как результата подчинения «воле отца».

Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хо­роших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на ос­нове учета взаимных интересов.

В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фраг­ментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вож­дей, которые, как правило, проживали в городах.

В-четвертых, ав­торы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы че­ловеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирую­щий жизненный опыт.

И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.[17]

Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо ви­дим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и по­этому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории.

Так, в частности, нам непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все се­мьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколеби­ма? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими деть­ми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих госу­дарствах законов несправедливых, а то и жестоких? Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установ­лено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с госу­дарством в процессе разложения первобытнообщинного строя. [Крадин Н. Н. // учеб.для вузов: рек. М-вом образования РФ, 2004. – 302 с.]


Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей об­виняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монар­хическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

Теория общественного договора.

В своем классическом виде данная теория появилась в 17-18 веках. ЕЕ представителями были Г. Гроций, Дж. Локк, Д.Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо и др.[18]

Суть договорной теория заключается в том, что она фокусирует внимание не на государстве, а на праве. К примеру, Радищев считал, что государство возникло в результате негласного договора членов общества с целью совместной защиты слабых и угнетенных; образование государства он связывал с возникновением частной собственности. Аналогичным образом думал и Руссо. Однако, по его мнению, «государство создается вследствие хитроумного плана богатых в целях защиты их самих. Поэтому государство обслуживает в первую очередь их самих.[19]

Кроме того, Руссо полгал, что общественных договор призван найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый подчиняется только себе и остается свободным. По условиям данного договора происходила полное отчуждение человека со всеми его правами в пользу общины. Отсюда важное условие – выполнять все требования общины, ее установления, обязанность повиноваться. Для того, чтобы общественный договор не был простой формальностью, он должен заключать важное обстоятельство, по которому, если кто-то откажется повиноваться общей воле, его заставят повиноваться. Это условие являлось двигательной силой политической машины.[20]

Руссо также развивал идею прямого народного правления, поскольку, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силами государства.

В сущности, договорная теория антиисторична и механистична. Антиисторизм ее заключается в том, что многие ее постулаты, которые касаются государства и права, представляются вне времени и пространства. К таким постулатам можно отнести положения о государстве как выразителе интересов и защитнике всех членов общества – и богатых, и бедных, и униженных, и власть имущих. Механистические свойства данной теории выражаются в том, что процесс возникновения государства и права она представляет не как эволюционный, а как разовый, субъективный акт (заключение общественного договора), результатом которого и является государство.