Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
Введение
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из главных, определенных мест в жизни страны и общества. Оно конкретно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или другой вид снабжения следует называть социальным:
В настоящее время финансирование общественного обеспечения происходит за счет особых внебюджетных фондов: Фонда общественного страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств муниципального бюджета, республиканского и территориальных фондов общественной помощи населения.
С юридической позиции известно, что обеспечение за счет общества обязано реализоваться не для всех людей. А только для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день такими являются: нетрудоспособные( по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.
Право на тот или другой вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных людей лишь при наступлении соответственных событий, указанных в законе( приобретение определенного возраста, инвалидность, смерть, появление гражданина и т. д. )
Следует считать, что главный целью каждого вида обеспечения является выравнивание общественного положения отдельных категорий людей с остальными членами общества.
Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения общественной политики страны, направленной на материальное обеспечение определенных категорий людей из средств госбюджета и особых внебюджетных муниципальных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на предоставленном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания общественного положения данных людей по сравнению с остальными членами общества.
Исходя из этого определения, к системе общественного обеспечения современной России следует определять все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также разные льготы для отдельных категорий людей.
Целью написания данной работы является более глубокое исследование элементов общественного обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение общественного обеспечения.
При формировании понятия общественного обеспечения нужно учесть также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Рассмотрение проблемы реформирования видов социального обеспечения также является целью написания данной работы.
В соответствии с целью в работе были установлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; определить его предмет и способ, а также рассмотреть систему права социального обеспечения.
1. Понятие социального обеспечения
Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.
В 20-30-е годы изучением социального обеспечения и социального страхования занимались H. A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.
В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.
Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.
В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др.. C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.
В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β.Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам.
Существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
2 Предмет, метод и система права социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.
В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.