Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения (Понятие и основные характеристики социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 1099

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.

Социальная защита - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Актуальность исследования заключается в том, что социальное обеспечение представляет собой форму выражения политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории граждан. Данное обеспечение производится из средств государственного бюджета и особых внебюджетных фондов при условии наступления событий, которые государство признает социально значимым с целью выравнивания социального положения граждан.

Объектом исследования являются организационно-правовые формы социального обеспечения

Предмет – научная и правовая литература, посвященная исследованию организационно-правовых форм социального обеспечения.

Цель курсовой работы состоит в изучении основных организационно-правовых форм социального обеспечения

Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и основные характеристики социального обеспечения;

- исследовать государственное и негосударственное социальное обеспечение, понятие пенсии и пособия;

- изучить основные способы финансирования системы социального обеспечения в Российской Федерации..

Теоретической основой исследования послужили учебно-методическая литература, а также труды таких авторов как

Методологическую основу составляют метод логико-правового и системного анализа, также использовался метод сравнительно-правового анализа научных достижений по данному вопросу.


Структура курсовой работы состоит из введения, шести разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения

1.1. Понятие и основные характеристики социального обеспечения

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. Многие ее положения являются спорными среди специалистов.

В широком смысле понимания социальная защита представляет собой деятельность государства, которая направлена на процесс формирования и развития полноценной личности, на распознавание и устранение негативных факторов, влияющих на личность, а также на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.[1]

В узком своем понимании социальная защита является совокупностью законодательно-закрепленных экономических и правовых гарантий, цель которых состоит в создании условий для соблюдения самых основных социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.[2]

Несмотря на свою новизну, данное понимание должно основываться на результатах и выводах отечественных ученых, которые раннее исследовали такие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

Данным вопросом в 20-30-е годызанимались такие ученые как Н. А. Вигдорчик, Л. В. Забелин, В. Дерденевский, З. Р. Теттерборн и многие другие.

В. Дурденевский определял социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, ориентированну на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, посредством предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска путем разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.[3]

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.


В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.[4]

B.C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.

Важное теоретическое значение имеют исследования понятия социального обеспечения как категории, которая имеет общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой.

С ее точки зрения, социальное обеспечение является формой распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.[5]

Рассмотренное определение в полной мере передает сущность социального обеспечения вне зависимости о конкртных исторических условий, где оно создается.

Его основу составляют следующие признаки:

- объективные основания, которые вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, который должен обеспечить определенный уровень жизнеобеспечения;

- специальные фонды, являющиеся источниками социального обеспечения;

- особые способы предоставления средств к существованию;

- утверждение правил предоставления социального обеспечения в социальных и правовых нормах.[6]

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.[7]

Социальное обеспечение выполняет ряд функций. Рассмотрим некоторые из них.

Экономическая функция социального обеспечения состоит в замене заработной платы или иного дохода, который утрачен по причине возраста, нетрудоспособности или потери кормильца, а также в частичном возмещении некоторых доходов в условиях наступления определенных обстоятельств. Кроме того, данная функция заключается в обеспечении минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.


Политическая функция направлена на поддержание социальной стабильности в обществе, в котором наблюдаются значительные различия в уровни жизни различных слоев населения.

Демографическая функция заключается в стимулировании воспроизводства народонаселения, которое необходимо для положительного развития страны.

Социально-реабилитационная функция обеспечивает восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально несложившихся групп населения, что дает им возможность чувствовать себя полноценными участниками общественного развития.

Из этого следует, что социальное обеспечение является совокупностью общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению государственного бюджета для удовлетворения потребностей физических лиц.

Удовлетворения потребностей может происходить благодаря:

- назначению денежных средств (пенсий, пособий, компенсаций);

- возможность получения бесплатной медицинской помощи по программе ОМС;

- обеспечение потребителя бесплатными услугами по государственным стандартам.[8]

Таким образом, наличие определенного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, вследствие чего государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Касательно соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как составную часть первой. Кроме социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

1.2. Государственное социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение закрепляется в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Данное право – основное социально-экономическое право гражданина. Оно неотчуждаемо и принадлежит ему по праву рождения. Социальное обеспечение гарантируется человеку по возрасту, состоянию здоровья, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение организуется в разных формах, которые разграничиваются по определенным признакам: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.[9]


Согласно данным признакам выделяются следующие формы социального обеспечения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальный риск имеет следующее понятие: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.[10]

На наш взгляд, данное определение нуждается в важных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц состоит именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, «минимизировать» изменение их социального положения. В той же степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само «предполагаемое событие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде «изменения материального и(или) социального положения» работающих или иных категорий граждан.

Согласно теории вероятности, страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения посредством утраты заработка или трудового дохода по определенным социальным причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи.

Основной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время оно модернизуется согласно принципам и адекватным рыночным отношения.