Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия налогового учета
1.2 Объекты и предмет налогового учёта.
1.4 Организация налогового учета на предприятии
Глава 2. Документирование налогового учета.
2.1 Хранение документов налогового учета.
2.2 Изъятие документов налогового учёта.
2.3 Обеспечение тайны содержания данных налогового учёта
Глава3. Первичные документы налогового учета.
3.1 Первичные документы по НДС
3.2 Первичные документы по НДФЛ.
3.3 Первичные документы по налогу на прибыль организации.
Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости – сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.
С 1 января 1997 г. все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг).
Порядку составления счетов-фактур посвящена статья 169 Налогового кодекса Российской федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000г. № 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
В настоящее время для учета НДС необходимы следующие документы:
• счета-фактуры, заполненные в порядке установленном НК РФ;
• журналы учета счетов-фактур;
• книги продаж и покупок;
• первичные учетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (накладные, акты приемки-сдачи работ и т.п.);
• специальные дополнительные расчеты по отдельным операциям (бухгалтерская справка);
• бухгалтерские регистры.
Налоговые декларации по НДС составляются на основании книг покупок и книг продаж, а также данных бухгалтерского учета налогоплательщика.
Счета-фактуры являются основными первичными документами налогового учета. Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж являются сводными налоговыми документами.
При правильном ведении бухгалтерского и налогового учета результат бухгалтерских регистров и сводных налоговых документов должен быть одинаковым.
Счета-фактуры обязаны составлять все плательщики НДС. В соответствии[10]:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Счета-фактуры составляются при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.
Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками:
1) по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг);
2) банками по следующим банковским операциям (за исключением инкассации):
• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
• размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
• осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
• кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• операции по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);
• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент—банк», включая предоставление программною обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
• получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
3) страховыми организациями по оказанию услуг по договорам страхования, сострахования и перестрахования страховыми организациями. Под операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:
• страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
• проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
• средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
4) по оказанию услуг по негосударственному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
Счета-фактуры не составляют также организации и индивидуальные предприниматели, не являющимися плательщиками НДС. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход или единого сельскохозяйственного налога.
Не составляют счета-фактуры организации и индивидуальные предприниматели:
• занятые в розничной торговле и общественном питании и реализующие товары за наличный расчет;
• выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению.
В соответствии с письмом от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@ ФНС, документы строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма — для организации;
фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение
операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, то ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности могут применяться и после этой даты до утверждения новых форм документов федеральными органами исполнительной власти.
Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
Для составления счетов-фактур в электронном виде должны быть соблюдены следующие условия:
• взаимное согласие сторон сделки;
• наличие у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
3.2 Первичные документы по НДФЛ.
Налог на доходы физических лиц – федеральный налог, которым облагается доход физических лиц, полученный в календарном году. Основная часть налога на доходы физических лиц уплачивается налоговыми агентами.[11]
При формировании первичных документов по кадровому учету и оплате труда, следует помнить о положении пункта 2 статьи 9 закона №129-Федерального Закона.
В соответствии с этим пунктом, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Унифицированные формы, которые следует применять при оформлении трудовых отношения с сотрудниками, утверждены Постановлением Госкомсстата Российской Федарации от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации труда и его оплаты».
Данным Постановление утверждены следующие формы первичных документов:
1. По учету кадров:
- №Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»,
- №Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу».
Эти формы применяются для оформления приема на работу сотрудника (Т-1) или группы сотрудников (Т-1а). Срок хранения 75 лет.
- №Т-2 «Личная карточка работника»,
- №Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего».
Личная карточка работника является основным документом по учету данных сотрудников и заводится на всех, без исключения, сотрудников предприятия, с которыми заключаются трудовые договора. Срок хранения 75 лет.
- №Т-3 «Штатное расписание».
Обязательный и очень важный документ, отражающий данные о структуре организации, ее штатном составе и штатной численности. И само штатное расписание и изменения, в него вносимые, утверждаются приказом руководителя. Срок хранения 3 года.
- №Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника».
Эта форма применяется в научных и образовательных учреждениях для учета научных работников.
Заполняется на основании дипломов доктора наук и кандидата наук, аттестата доцента и профессора и прочих аналогичных документов.
- №Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»,
- №Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу»,
оформляет перевод сотрудников на другую должность внутри организации. К приказу подшивается согласие сотрудника в письменном виде. Срок хранения 75 лет.
- №Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»,
- №Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам»,
Применяется для оформления и учета отпусков. Срок хранения 5 лет.
- №Т-7 «График отпусков».
Обязательный локальный нормативный акт, ежегодно определяющий очередность предоставления оплачиваемых отпусков сотрудникам организации в соответствии с положениями статьи 123 Трудового Кодекса.
Утверждается работодателем не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
Порядок составления графика может быть закреплен правилами внутреннего трудового распорядка или положениями коллективного договора, другими внутренними документами организации.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Срок хранения 1 год (рекомендуем хранить до прохождения проверки в ИФНС или Трудовой инспекции).
- №Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»,
- №Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)»,
применяется для документального оформления при прекращении трудовых отношений. Срок хранения 75 лет.
- №Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»,
- №Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку»,
оформляется при направлении сотрудника (сотрудников) в командировку. Заполняется на основании служебного задания (форма Т-10а). Срок хранения 5 лет (при долгосрочных зарубежных командировках – 10 лет).
- №Т-10 «Командировочное удостоверение»,
служит для подтверждения времени пребывания в служебной командировке. В удостоверении отмечается время прибытия сотрудника в место назначения, а так же время отъезда. Данный документ оформляется на основании приказа о направлении в командировку (форма Т-9) и заверяется принимающей стороной. Срок хранения 5 лет (при командировках в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности – 75 лет).
- №Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»,