Файл: Психологические приемы влияния лидера (Система методов психологического воздействия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причем если лидером команды является не ее руководитель, то говорят о неформальном лидерстве. В этом случае влияние оказывается за счет признания другими личного превосходства человека, его способностей, умений или других ресурсов. Формальное лидерство обозначает процесс влияния на подчиненных с позиции официального положения в организации. Формальный лидер обладает поддержкой высшего руководства в виде делегированных ему официальных полномочий.

Как правило, такой человек действует в строго отведенной ему функциональной сфере. Лидерство в управлении организацией работает за счет приемов, с помощью которых коллектив мотивируется, а также определенных санкций и дисциплинарных мер. Как тип отношений управления оно строится больше на отношениях вида «лидер – последователь», нежели «начальник – подчиненный».

Наиболее эффективна работа коллектива, когда лидером является ее руководитель. Однако необходимо понимать, что лидерство отличается от руководства. Последнее предполагает довольно жесткую и строго формализованную систему отношений «господства – подчинения». Но лидерством, насколько это возможно, необходимо управлять, то есть определять неформальных лидеров к команде, развивать конструктивных и устранять деструктивных, негативно воздействующих на рабочий процесс[9].

В процессе управления персоналом роль лидера определяется его усилиями по отбору квалифицированных кандидатов в коллектив. Именно неформальный лидер может точно казать подходит ли специалист в команду, вольется ли он в коллектив и как быстро сможет адаптироваться к корпоративным ценностям. Роль лидерства в организации находит выражение в позитивном влиянии на членов команды.

Роль лидера в управлении социальным конфликтом заключается в последовательной работе по конструктивному воздействию на вызвавшую конфликт ситуацию, на ее непосредственных участников и на характер взаимоотношений всех задействованных субъектов. Стили лидерства в организации Стилем лидерства в организации называется типичная для лидера система приемов воздействия на подчиненных сотрудников или иных членов коллектива с целью оказать на них влияние и побудить их к решению задач предприятия.

Типы лидеров:

Король. Образ строгого, но почитаемого отца, умеющего внушать людям уверенность в себе, вытесняя при этом все негативные эмоции. Такого лидера почитают и выдвигают его кандидатуру на основе любви, симпатии.


Вожак. Человек, которому в группе стараются подражать. В нем видят определенный стандарт, идеал, к которому необходимо стремиться.

Тиран. В наши дни встречается редко. Такая личность становится лидером, поскольку внушает окружающим чувство страха и повиновения. Это доминирующая личность, ситуационные теории лидерства, которую бояться и беспрекословно подчиняются[10].

Организатор. Умеет объединять людей и вести их к общей цели. Играет роль поддержки для остальных членов группы.

Соблазнитель. Умелый манипулятор. Человек, который умеет играть на слабостях других, дает выход подавленным эмоциям, снимает напряжение и предотвращает конфликты. Его очень любят, часто не замечая какие-либо недостатки.

Герой. Жертвует собой ради других людей. Как правило, его поведение проявляется в акциях массового протеста. Окружающие видят его храбрость и в результате этого следуют за ним.

В заключении стоит отметить, что теории и типы лидерства продолжают исследоваться. Психологические теории лидерства позволяют определить наиболее эффективные модели развития качеств лидера. Современные подходы к эффективному лидерству включают в себя развитие харизмы, трансформационное руководство и самообучение.

1.3 Система методов психологического воздействия

Психологическая атака - метод разнообразного, изменчивого, быстрого, активного, многословного, многозначного, подвижного, пантомимического воздействия на психику человека с целью отключения логического мышления: оказание яркого впечатления, введение в состояние растерянности, для принятия личностью выгодного манипулятору решение.

Психологическую атаку используют предприниматели, коммивояжеры, дистрибьюторы, теле- и радиоведущие, в процессе презентации и др. Психологическая атака лежит в основе либерократического стиля руководства.

Элементы психологической атаки (действия, слова, положения):

* разнообразие;

* скорость;

* многословие;

* изменчивость;

* активность;

* многозначность;

* подвижность;

* пантомимика;

Психологическое программирование - метод однообразного, константного, точного, настойчивого, однозначного, уникального, нерушимого, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.


Психологическое программирование используется в торговой и политической рекламе, в процессе обучения, инструктажа, при кодировании, и т.д. Также оно лежит в основе бюрократического стиля руководства.

Элементы психологического программирования (образы, действия, слова, положения).

* однообразие;

* точность;

* однозначность;

* незыблемость;

* константность;

* настойчивость;

* уникальность;

* инертность.

Психологическое давление - метод представительского, сильного, интенсивного, указательного, утвердительного, устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью побуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.

Психологическое давление используется в армии, органах власти и управления, в процессе террора, моббинга, и т. и. Также психологическое давление используется при авторитарной форме руководства.

Элементы психологического давления (образы, действия, слова, положения): представительность; сила; приказ; устойчивость; интенсивность; утверждение; стабильность.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Манипуляция в нашей жизни имеет двоякое значение. С одной стороны, само понятие манипуляции для обычного восприятия обретает негативный (безнравственный) оттенок. Э. Шостром считает, что «в каждом из нас живет манипулятор который бесконечно Применяет фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага» [2]. С другой стороны, манипуляция есть неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, это «элемент неформальности в отношениях» [3]. Другими словами, манипуляция представляет собой узел, в котором слились важнейшие проблемы психологии воздействия: пробразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и др.

Все человеческие поступки можно расположить вдоль ценностной оси «отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству». Обозначенные полюса в своем взаимопереплетении создают силовое поле противоположно направленных тенденций. Континуум между полюсами объектного и субъектного отношения к человеку - это арена борьбы человека с самим собой за реализацию своей человеческой сущности, людей между собой. В этой шкале манипуляция как один из уровней установок на взаимодействие будет занимать промежуточное положение между доминированием (другой средство) и содружеством (другой - ценность). Кроме того, можно в свою очередь разграничить манипуляцию как самоцель (навязчивое стремление) и как средство. В первом случае манипуляция означает отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» - игнорирование его интересов и намерений (стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление). В качестве предпосылок манипуляции з авторы называют факторы, имеющие различное происхождение и обладающие разным онтологическим статусом:


- конфликт человека с самим собой, т.е. манипулятор мобилизирует возможности других там, где сам бессилен (Ф. Перлз);

- недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм);

- ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер);

- некритическое стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис);

- стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектами сексуального вожделения (3. Фрейд) - с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов;

- естественная по форме реализация компенсаторного стремления к власти (А. Адлер) и др.

Е.Л. Доценко в своем исследовании дает следующее определение манипуляции: «это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».

Л. Прото определяет манипуляцию как скрытое влияние на совершение выбора, а Дж. Рудинов - как «побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого». Следовательно, обязательным условием манипуляции является искусность воздействия, которая и обеспечивает иллюзию самостоятельности решений у адресата.

Эта искусность достигается благодаря особым психологическим приемам - уловкам, то есть уловка выступает основным средством манипуляции. Использование уловок может показаться неэтичным и даже аморальным, но именно благодаря уловкам становится возможной оптимизация общения и взаимодействия. Подтверждением тому служат многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы ведения деловых переговоров, феномена влияния в процессе взаимодействия, психолингвистические особенности и особенности невербального поведения в общении. Психологические уловки - это сама жизнь в отношениях людей, это сторона сложившейся культуры взаимодействия.

1.4 Классификация методов психологического влияния лидера на сотрудников

Методы воздействия на личность направлены на формирование новых потребностей или изменение мотивов поведения. Изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей называется - педагогический процесс. Выделяют несколько основных методов, таких как убеждение, упражнение, приучение, обучение, стимулирование и контроль.


Методы воздействия – это маленькая часть огромной системы знаний, позволяющей целенаправленно, организованно воздействовать на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива, которая называется система управления персоналом.

Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого

С учетом особенностей последователей лидер выстраивает структуры воздействия на них. Последние призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить поддержку ее членам.

Исходя из особенностей своих последователей, лидер определяет структуры воздействия на них. Решить все эти задачи помогают такие функции:

- информационно-аналитическая;

- выработка программ;

- принятие решения;

- организация исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе полученных выводов формируются линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для исполнения принятых решений, что предусматривает:

- подбор и расстановку исполнителей;

- доведение до них решений;

- уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

- создание внешних и внутренних условий исполнения;

- координацию деятельности исполнителей;

- подведение итогов и анализ результатов.

Мобилизация начинается с формирования команды лидера

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: