Файл: Сущность и роль венчурных проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одим из методов финансирования инвестиционных проектов является финансовый лизинг.

Финансовый лизинг - это вид финансовых операций, который находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энергетических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связи между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге. Современный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных и постоянно развивающихся. В США, например, на долю лизинга приходится примерно 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование. В современной хозяйственной практике цод лизингом понимается «совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в процессе инвестиционной деятельности в связи с реализацией договоров особого рода — договоров лизинга». По указанному договору лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. С экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с долгосрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов основных производственных фондов. Важно подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды, как правило, очень близок к сроку службы оборудования. Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель (ИП) имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для малых и средних предпринимателей. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендаторам полной стоимости имущества и оговоренных процентов это имущество становится его собственностью или, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

Современные лизинговые фирмы предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования осуществляет либо предприятие-изготовитель, либо сам арендатор (лизингополучатель). Важнейшими факторами, на основе которых устанавливаются конкретные сроки лизинговых договоров, чаще всего выступают


• срок службы оборудования, определяемый его технико-экономическими характеристиками;

• нормы амортизационных отчислений, а также порядок их индексации, устанавливаемые на правительственном уровне;

• ожидаемые сроки появления более производительной техники;

• конъюнктура рынка ссудных капиталов и тенденции ее развития.

Таким образом, финансирование инновационной деятельности является достаточно сложной, но не единственной проблемой в инновационном менеджменте. Актуальным и не однозначным становится вопрос выбора приоритетного проекта из множества альтернатив на основе оценки их эффективности.

Глава 3. Оценка эффективности инновационной деятельности

3.1. Понятие эффективности инноваций

Понятие эффективности инноваций является одним из самых спор­ных и проблемных аспектов инновационного менеджмента. Необхо­димость оценки эффективности инновационных проектов возникает в следующих ситуациях:

* когда существует множество инновационных проектов в различ­ных областях деятельности фирмы, различных хозяйственных под­разделениях и встает вопрос о приоритетности их финансирования;

* на начальной стадии разработки инновационного проекта, когда в проектно-целевой группе возникает несколько альтернативных проектов по воплощению инновационной идеи и встает вопрос о выборе наиболее эффективного варианта;

* на заключительной стадии принятого к реализации инновацион­ного проекта для анализа его результативности.

Последняя ситуация является наиболее простой и понятной, так как анализ эффективности реализованной инновации осуществляется путем сравнения плановых и фактических показателей. Проект счита­ется эффективным, если полностью достигнуты поставленные цели и количественные экономические показатели соответствуют заплани­рованным.

Намного более сложным представляется определение системы критериев отбора и ранжирования инновационных проектов на началь­ном этапе инновационной деятельности. В современной теории и прак­тике инновационного менеджмента до сих пор не существует единой концепции оценки эффективности инноваций. Причина лежит в прин­ципиальном отличии инновационных проектов от инвестиционных, для которых разработана единая общепринятая система оценки на основе доходности.

Во-первых, доходность многих инноваций имеет отсроченный стратегический характер. Например, управленческие инновации, та­кие как изменение оргструктуры компании, поглощения и слияния, внедрение новых методов управления персоналом, переход на новые системы управления качеством и т. д., дают свои «плоды» в большом временном разрыве по отношению к периоду вложения средств. До­ходность маркетинговых инноваций выход на новые рынки, репо­зиционирование товара, изменение стратегии продвижения и многие другие является достаточно непредсказуемой и часто подлежит оцен­ке лишь в контексте роста общей конкурентоспособности компании.


Во-вторых, инновационная деятельность осуществляется в услови­ях неопределенности и повышенного риска, так как процесс разработ­ки и реализации проекта является достаточно длительным, а внешняя среда меняется очень быстро. Поэтому специалистам сложно предска­зать и оценить на начальном этапе конечный результат нововведения.

И, наконец, как отмечалось ранее, целью создания, например, но­вого товара может быть не получение прибыли в краткосрочной пер­спективе, а создание имиджа инновативной компании для стимули­рования продаж основного ассортимента.

Таким образом, можно предположить, что было бы неправильно полностью проецировать методы оценки инвестиционных проектов на систему оценки эффективности инноваций.

3.2. Основные недостатки и преимущества венчурных проектов

Преимущества венчурных проектов очевидны:

  • прежде всего, огромный потенциал роста;
  • быстрая адаптация к требованиям рынка;
  • гибкость управления и внутренних коммуникаций, оперативность принимаемых управленческих решений;
  • творческая свобода — возможность для человека проявить себя и реализовать свои идеи;
  • не требуется значительное финансирование в предстартовой фазе (и не нужны инвестиции в поддержание большого парка оборудования).

Основные недостатки венчурных проектов связаны с инновационным характером разработок и длительным сроком реализации: научно-технические, правовые, производственные, рыночные и финансовые.

Основными проблемами деятельности венчурных проектов в Российской Федерации являются следующие:

Проблема «длинных» денег – дороговизна заемных средств и трудность реализации длительных (свыше 7 лет) инвестиционных проектов;

Ограниченность в выборе источников финансирования, среди которых пока невозможно прямое присутствие традиционных для зарубежной экономики инвесторов, например, пенсионных и страховых фондов;

Неспособность, а зачастую и сознательное нежелание руководства российских компаний производить аудит, внедрять современную методологию корпоративного управления и отчетности, то есть – приводить свою организацию к виду, более приемлемому для потенциального инвестора;

Непрозрачность структуры собственности российских компаний;


Ситуация, при которой цель бухгалтерского учета для предоставления его результатов в государственные органы (то есть «оптимизация» налогообложения) и потенциальному инвестору полярно различаются;

В заключение заметим, что, по оценкам экспертов, потребность российского рынка в частном инвестиционном капитале на настоящий момент удовлетворена менее чем на 10%. Этот рынок будет динамично развиваться и в дальнейшем, а действующие на нем инвесторы, безусловно, смогут рассчитывать на получение высокой прибыли.

Заключение

Итак, венчурный проект– это проект, направленный на разработку. Создание, реализацию новых идей, нового продукта, новой технологии, техники и др., являющийся разновидностью инновационных проектов, обладающий очень высокой степенью новизны и повышенным уровнем риска его реализации. Это такой вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.

Эффективность проведения инновационных разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые инфраструктурные и другие ресурсы. Для постоянного внедрения новых товаров или новых технологий предприятия могут создать собственное инновационное подразделение. Актуальность использования такого подхода обусловлена рядом причин, в том числе: проблемами научно-технического комплекса, экономией ресурсов, повышением эффективности конечного результата.

Все ускоряющиеся темпы изменений внешней среды функционирования предприятия увеличивают риск предпринимательской деятельности вообще и инновационной в частности. С целью распределения риска необходимо формирование портфеля товаров и услуг. Для этого требуется создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных проектов в развивающиеся.


Венчурное инвестирование позволяет в ускоренном темпе реализовать инновационный проект. Для его успеха обе стороны прикладывают максимум усилий, еще бы, ведь это выгодно для каждого. Инновационное предприятие получает желаемый капитал, запуск продукта, известность и прибыль. Венчурная компания, в свою очередь, вкладывает средства и максимально старается их увеличить – помогает старт-апу деловыми связями и накопленным опытом.

Благодаря венчурному проекту увидели свет такие компании как Microsoft, Intel, Apple Computer и многие другие успешные компании. Но не стоит забывать, что венчур – это в первую очередь рискованное дело, которое может быть успешным и принести миллионы или просто прогореть.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие/ И.Т. Балабанов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 208 с.

2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике [Текст]: Учебник. / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 395 с.

3. Барышева А.В., Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С., Кочкин Н.А. Инновации [Текст]: Учебное пособие. / А.В. Барышева, К.В. Балдин, И.И. Передеряев и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. А.В. Барышевой. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с.

4. Барышева А.В., Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие. / под ред. д. э. н. проф. А.В. Барышевой, – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 384 с.

5. Газман В.Д., Финансовый лизинг и факторинг [Текст]: учеб.пособие/ В.Д. Газман – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Бизнес Элайнмент, 2013.

6. Газман В. Д. Структурные особенности финансирования лизинга // СТТ: Строительная техника и технологии. 2011. № 6. С. 72-82.

7. Герчикова И.Н., Менеджмент [Текст]: Учебник. / И.Н. Герчикова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.

8. Гончаров В.И., Менеджмент [Текст]: Учебное пособие. / В.И. Гончаров – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.

9. Гугелев А.В., Инновационный менеджмент [Текст]: Учебник. / А.В. Гугелев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 336 с.

10. Гунин В.И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров Г93 «Управление развитием организации». Модуль 7.- М.: «ИНФРА-М», 1999. – 328 с.

11. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие. / В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. – 189 с.