Файл: Облачные сервисы (Понятие облачного хранилища данных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*Аппаратное обеспечение как сервис (Software as a Service) - пользователю предоставляется оборудование на правах аренды, которое он может использовать в своих целях. Данный вид услуги очень похож на услуги "Инфраструктура как сервис" и "Платформа как сервис", за исключением того, что пользователь имеет доступ только лишь к оборудованию, на которое он сам устанавливает все программное обеспечение.

*Рабочее место как сервис (Workplace as a Service) - компания организует рабочие места для своих сотрудников, устанавливая и настраивая все необходимое программное обеспечение.

*Данные как сервис (Data as a Service) - пользователю предоставляется дисковое пространство для хранения информации.

*Безопасность как сервис (Security as a Service) - позволяет пользователям развертывать продукты, обеспечивающие безопасность веб-технологий, переписки, локальной системы. "Облачные" сервисы, предоставляющие те или иные виды услуг, в свою очередь делятся на три категории: публичные, частные и гибридные.

Классификация концептуальной модели "облака" Публичное "облако" - ИТ-инфраструктура, которую используют множество компаний и сервисов. Пользователи при этом не могут управлять и обслуживать данное "облако", вся ответственность по этим вопросам лежит на владельце "облака". Абонентом может стать любая компания, а также любой индивидуальный пользователь. "Облака" такого типа предлагают легкий и доступный в цене способ развертывания веб-сайтов или бизнес-систем с большими возможностями масштабирования, которые не доступны в "облаках" других типов.

Примеры: онлайн сервисы Amazon EC2 и Simple Storage Service (S3), Google Apps/Docs, Salesforce.com, Microsoft Office Web.

Частное "облако" - безопасная ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая одной компанией. Абонент может управлять "облаком" самостоятельно, либо поручить это внешнему подрядчику.

Сама инфраструктура может размещаться в помещениях самой компании, либо у внешнего оператора, либо частично у оператора и частично у компании. Гибридное "облако" - ИТ-инфраструктура, использующая лучшие стороны публичного и частного типов "облаков". Такой тип в основном используется, когда организация имеет сезонные периоды активности. Т.е. часть мощностей частного "облака" перебрасывается на публичное "облако", если оно не справляется с текущими задачами. Кроме этого, доступ к ресурсам компании организован через публичное "облако".


2.2. Безопасно ли хранить данные в «облаке»?

Согласно исследованию, проведенному аналитиками компании Symantec, популярная услуга хранения важных данных в облаке несет в себе значительные риски для компаний из сегмента малого и среднего бизнеса. Снижая уровень безопасности, эти инструменты при «неправильном применении» повышают вероятность кибератак, после которых (по данным того же Symantec) 71% малых и средних компаний уже не восстанавливаются. Хотя исследование относится к западным рынкам, российские реалии в этом секторе мало отличаются.

Онлайн хранение данных - один из наиболее распространенных сценариев применения облаков в реальном бизнесе. Подобные системы легко внедряются и решают вполне конкретные задачи, а их преимущества, в отличие от какой-нибудь сложной CRM-системы, видны даже невооруженному глазу непосвященного в «тайны ИТ» руководства. Благодаря маркетинговым лозунгам провайдеров подобных сервисов доверие к инструментам онлайн хранения крайне высоко (в отдельных случаях чуть ли не выше, чем к серверам, развернутым локально). Кроме того, внедрению способствуют последние рыночные «движения»: увеличивается число удаленных сотрудников.

Три года назад лишь 22% организаций нанимало удаленных сотрудников. Сегодня эта доля достигла 32%, а по прогнозам аналитиков уже через год удаленные кадры будут удобны 37% организаций (из них 32% будут работать из дома).

Опрос компаний из сегментов малого и среднего бизнеса, проведенный аналитиками Symantec, показывает, что:

74% респондентов используют средства онлайн хранения данных. По их мнению, в первую очередь это способствует повышению производительности сотрудников и эффективности их совместной работы;

22% компаний не ограничивают процесс использования подобных служб при помощи отдельных пунктов внутрикорпоративной политики безопасности;

27% респондентов считает, что при необходимости переслать большой файл, для сотрудника вполне приемлем поиск и загрузка в интернете бесплатного инструмента. Однако удобство использования любой ИТ-системы — это «палка о двух концах».

Как показали результаты исследования Symantec, инструменты облачного хранения данных являются источником существенного риска для предприятий малого и среднего бизнеса. В первую очередь от инструментов облачного хранения данных страдает безопасность ИТ-инфраструктуры. И дело тут вовсе не в характеристиках самих решений. Опрос показал, что чаще всего сотрудники начинают пользоваться онлайн хранилищами, не согласовав этот шаг с ИТ-отделом.


Порядка 61% опрошенных компаний считают, что их сотрудники имеют слишком много влияния на принятие решения о необходимости внутреннего использования подобных служб. Как считают специалисты Symantec, этот процесс неразрывно связан с постепенным внедрением идеологии BYOD, ведь чаще всего онлайн хранилища оказываются инструментами для совместного использования данных предприятия на рабочем компьютере и на мобильном устройстве. Принимая единоличное решение об использовании онлайн хранилища, сотрудники, естественно, не следят за исполнением корпоративной политики безопасности, что повышает вероятность успешных кибер-атак не только на их личные данные, но и на сам бизнес. А, как было отмечено выше, последствием неотраженной кибер-атаки для предприятий такого масштаба в подавляющем большинстве случаев является закрытие бизнеса.

Многие предприятия и сами понимают «масштабы трагедии», но, как и с BYOD, бороться с несанкционированным использованием онлайн хранилищ оказывается крайне сложно.

Вот еще некоторые результаты, полученные аналитиками Symantec:

44% опрошенных признают, что система онлайн хранения данных является значительным риском для их бизнеса, поскольку сотрудники осуществляют обмен конфиденциальной информацией с применением решения, не санкционированного ИТ-отделом;

44% респондентов предполагают, что системы онлайн хранения данных могут стать одним из путей быстрого распространения вредоносных программ в их корпоративных сетях;

43% опрошенных считают, что, применяя онлайн хранилища данных, можно потерять конфиденциальную информацию;

37% отмечают, что с помощью инструментов для хранения данных в облаке может быть запятнана репутация бизнеса (через кражу данных или заражение вредоносными программами);

34% считают, что подобные службы нарушают установки локального регулятора. 

Глава 3. Обзор облачных хранилищ.

3.1. Примеры облачных сервисов.

Облачных хранилищ довольно много, и все они предоставляют различные возможности. Они бывают: платные и бесплатные, рассчитаны на большой объём информации и на малый объем, поддержку разных операционных систем и т.д. Единственное, в чем сходны между собой, - в способе обработке информации. Я хочу рассмотреть несколько основных хранилищ. В практической части данной работы я сравню между собой эти «облака»:


Dropbox:

Поддерживает Android, iOS, WindowsPhone 8 (частично). Еще один популярный сервис, отличающийся от других целым рядом особенностей. В частности, в Dropbox нет возможности редактирования документов, зато здесь нет и никаких ограничений на формат и размер мультимедийных файлов. Сервис позволяет настроить автоматическую синхронизацию и выгрузку фото- и видеоконтента в «облако» в реальном времени, что гарантирует сохранность отснятого материала, даже если ваш смартфон «погиб при исполнении». Пользователям доступны несколько тарифных планов. Бесплатно пользователь получает 2 ГБ дискового пространства, это немного, но данный объем можно увеличить за счет привлечения рефералов (новых пользователей, зарегистрировавшихся в Dropbox по вашей рекомендации) и установки приложения на компьютер. Дают некоторые привилегии и производители мобильных устройств, например, при регистрации аккаунта с некоторых устройств от Samsung и HTC можно получить дополнительный объем в облачном хранилище Dropbox, причем все ваши бонусы суммируются. За счет выполнения ряда условий, регистрации аккаунта через один смартфон и установки приложения на домашний компьютер автору этого обзора удалось получить бесплатно 53 ГБ в Dropbox сроком на 2 года.

Мини-вывод. Самый популярный сервис, все про него знают. Приятный веб-интерфейс, качественный удобный неактивный клиент, хороший веб-интерфейс для мобильных браузеров, хорошие клиенты для мобильных платформ. Скорость загрузки тоже хорошая. Однако, как отмечено выше, синхронизация только целиком одной папки между всеми компьютерами - не то, что мне нужно.

Яндекс. Диск:

Поддерживает Android, iOS. Для использования «Яндекс.Диска» необходимо создать учетную запись, которая предоставляет доступ ко всем сервисам Яндекса. Далее можно привязать эту запись к какой-либо из учетных записей в социальных сетях и зайти через нее, либо входить в систему напрямую. По умолчанию в «Яндекс.Диске» всем доступно 3 ГБ, после выполнения некоторых действий (например, установка приложения на компьютер, загрузка одного файла в хранилище и размещение ссылки на сервис в социальных сетях) можно увеличить квоту до 10 ГБ. Еще 10 ГБ можно получить, приглашая рефералов. Кроме того, купившие некоторые модели ноутбуков Samsung могут получить еще 250 ГБ места - в качестве бонуса от производителя. Для пользователя мобильных устройств «Яндекс.Диск» — это исключительно хранилище, т.е. сервис, позволяет только отправлять и скачивать файлы. Кроме того, файлы можно делать публичными - в этом случае они не индексируются поисковиками, но доступны по прямой ссылке, которую можно отправить по почте или разместить в социальной сети. Мини-вывод. С «Яндекс. Диском» ситуация неоднозначная. Сама по себе синхронизация файлов не сильно интересна. Но из-за близкого расположения он имеет самую большую скорость (2-3 мегабайта в секунду) и возможность подключить диск по WebDav. Это довольно большие плюсы (жаль, что не знаю способа подключить что-то по WebDav с кэшированием). Но и большой минус, по крайней мере пока - невозможность докупить место и неясная ситуация с такой возможностью в будущем.


Google Диск:

Сервис практически по всем показателям является крепким середнячком и сможет дать бой конкурентам лишь за счет огромной базы пользователей Gmail, которые получают его «в нагрузку». Главными достоинствами Google является невысокая стоимость дополнительных гигабайт и тесная интеграция с Google Docs, позволяющая редактировать файлы онлайн, а затем дорабатывать их локально в любом офисном пакете. Впрочем, точно такая же интеграция c онлайновым Microsoft Office есть и у SkyDrive.

MicrosoftSkyDrive:

Возможно, самый перспективный участник. В первую очередь беззаботное будущее сервиса связано с тесной интеграцией в Windows 8. Учетную запись Live все равно придется использовать для работы с Windows Store и синхронизации настроек ОС, поэтому SkyDrive будет подключаться к системе автоматически, и 25 ГБ станут серьезной заявкой на победу. Хорошим бонусом являются и невысокие требования к оперативной памяти. Скромнее SkyDrive в этом плане лишь Яндекс.Диск.потеряет пользователей лишь в том случае, если им нужна поддержка Linux или Windows XP.

SugarSync:

У этой программы есть свой козырь - синхронизация любых папок на диске. В остальных сервисах то же самое можно реализовать с помощью жестких ссылок, однако, как показывает практика, пользователи почему-то не хотят с ними связываться. Как и в Dropbox, можно ограничивать использование канала связи, однако лимитировать в SugarSync разрешается лишь Upload.

Возможность безгранично увеличивать свой аккаунт пригодится только тем, кто действительно имеет возможность пригласить большое количество пользователей по реферальным ссылкам. Единственный сервис, который предлагает похожую реферальную систему (Dropbox), ограничивает максимальный бонус шестнадцатью гигабайтами. В минусы SugarSync можно записать не самую высокую скорость загрузки файлов и, с натяжкой, - отсутствие ссылки на синхронизируемую директорию на боковой панели диалогов сохранения/открытия файлов, что усложняет быстрый доступ к нужным файлам. 

3.2. Сравнительный анализ общедоступных сервисов

В данном случае приводится сравнение самых известных облачных хранилищ данных. Среди которых выделены: Яндекс. Диск, Dropbox, GoogleDrive, MicrosoftSkyDrive, SugarSync.

На мой взгляд самые важные критерии оценивания данных «облака»: потребление памяти (загрузка файлов МБ), потребление памяти (На винчестере МБ), время загрузки файла, доступное место, доступное место после выполнения несложных действий, увеличение доступного пространства за счет инвайтов, максимальный размер файла, Windows, Mac, Android, IOS, Веб-доступ, возможность синхронизации любых папок на диске, возможность редактирования документов онлайн, публичные ссылки на файлы, восстановление предыдущих версий файлов.