Файл: Основные функции в системе менеджмента (Конкретные функции менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Функция менеджмента – это вид деятельности руководителя по воздействию на объекты управления. Именно функции составляют основу содержания управленческого труда. В теории менеджмента существуют различные взгляды на виды функций руководителей, их количество. Впервые базовые функции менеджмента определил А. Файоль (планирование, организация, контроль, мотивация, координация). В практике менеджмента важнейшей задачей является определение для каждого предприятия набора функций, их содержания и распределения по уровням управления.

Функции менеджеров разного уровня системы управления играют важную роль в развитии торгового предприятия. Их теоретическое изучение и практическая адаптация позволяют совершенствовать функциональные обязанности руководителей.

Цель работы – исследовать теоретические и практически аспекты реализации функций менеджмента.

Задачи работы:

1) исследовать понятие и классификацию функций менеджмента;

2) рассмотреть общие функции менеджмента;

3) исследовать конкретные функции менеджмента;

4) проанализировать реализацию функций управления в ЗАО «Протек».

Объектом исследования является ЗАО «Протек».

Предметом исследования являются функции управления.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента.

Глава 1. Теоретические аспекты функций менеджмента

1.1.Понятие и классификация функций менеджмента

В современной литературе существует множество определений функций
менеджмента, отражающих различные стороны и характеристики управленческой деятельности. Рассмотрим некоторые наиболее характерные из них.

«Функция управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами»[1].

«Функция менеджмента - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления»[2].


«Функции управления - это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления»[3].

«Функции управления - специфические виды управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формулирующие его содержание в действии и устремленные на достижение поставленной цели»[4].

«Менеджмент считается процессом потому, что работа по достижению
целей с помощью других людей представляет собой не какое-то единовременное действие, а серию непрерывных взаимосвязанных действий. Все эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Это и есть управленческие функции. Процесс управления – это сумма всех этих функций»[5].

«Функции управления - это вил деятельности, основанный на разделении и
кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью,
сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта
управления»[6].

Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения и не
претендуя на полный охват всех характеристик и сторон этого сложного многопланового явления, можно сказать, что функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.

Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем. В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности.

Управлять – значит, вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, - писал Файоль. Управлять - значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности[7]. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.


Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.

Функция организации должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия[8].

Функция распорядительства призвана приводить в действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя - извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание (или координация) имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность
выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами.

Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в
соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии: в большом же - они частью переданы специальным функционерам: инспекторам,
контролерам. Для того чтобы контроль оказывался действенным, необходимо,
чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия.

Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления.

Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности[9].


Классифицируя функции менеджмента, некоторые авторы выделяют основные функции менеджмента, общие функции менеджмента, функции дифференциации, функции интеграции, специальные функции менеджмента. К
основным функциям при этом относятся планирование, организация, оперативное руководство, координация, контроль, мотивация[10]. К общим функциям менеджмента, отражающим конкретные виды управленческой деятельности,
относят управление персоналом, управление информацией, управление производством, управление финансами, управление имуществом, управление качеством, управление запасами, управление маркетингом. Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей. Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические.

Существуют и другие группировки функций. Например, С.С. Скобкин считает, что «Управление в туризме может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики
управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, выбор деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиям, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство,
кадры, финансы, основные фонды) [11].

Как видим, трактовки и классификации могут существенно различаться.
Тем не менее, можно сказать, что наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены
спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того,
выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна
реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие
управленческих решений.


1.2. Характеристика общих функций менеджмента

Разными авторами предлагаются различные перечни общих функций управления. Эти перечни, как правило, различаются не содержанием управленческих функций, а их детализацией или группировкой. Не отрицая возможности разных взглядов на классификацию функций менеджмента, мы будем исходить из наиболее распространенного подхода, в соответствии с которым к общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции отражают основные взаимосвязанные направления
управленческой деятельности. Каждая из этих четырех функций реализуется при помощи других трех. Так, например, осуществление функции организации
невозможно без использования механизмов планирования, мотивации и контроля. В свою очередь осуществление функции контроля предполагает и планирование, и организацию и мотивацию[12].

Функция планирования (предвидения) состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.

Функция предвидения, выделенная А. Файолем в качестве важнейших
функций управления и состоящая в «подготовке будущего», получила за
прошедшее столетие существенное развитие, как в плане целей, так и в плане
механизмов. Если в начале прошлого века планирование деятельности организации в основном исходило из анализа факторов внутренней среды организации, то с развитием рынка и усилением конкуренции в странах с рыночной экономикой в планировании все больше внимания должно было уделяться анализу и учету воздействия на деятельность организации многообразных факторов внешней среды. Это определило развитие методов анализа, прогнозирования, а затем и стратегического планирования.

Сегодня в теории управления большинство авторов рассматривают функцию планирования в контексте стратегического менеджмента. Из чисто технической функции, обеспечивающей реализацию целей организации в не слишком сложной, не очень динамичной и достаточно предсказуемой среде, планирование превратилось в функцию, позволяющую определить цели организации и пути ее достижения в очень сложной, изменяющейся и во многом непредсказуемой ситуации.

Сложность функции планирования предопределяет существование различных подходов к ее определению. Например, в одном из самых известных в
мире учебных пособий по менеджменту М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» стратегическое планирование определяется как «набор действий и решений менеджмента, ведущий к выработке конкретных стратегий, которые призваны помочь организации в достижении целей»[13]. В учебнике «Теория управления» под редакцией Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого планирование - «это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством»[14].