Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица №2

Испытуемые п=10

«Показатели личностной тревожности».(средние)

«Показатели Реактивной тревожности» (средние)

До эксперимента

48

51

После проведения эксперимента

37

35

Данные представлены на изображении Гистограммы 1.

Описание результатов исследования:

Показания до эксперимента. Показания снимались до проведения сеансов АТ с БОС. В курсовом проекте мы остановимся на описании данных по показателям уровня тревожности и данных самооценки эмоциональных состояний (СЭС). В эксперименте участвовали испытуемые- менеджеры, которые до эксперимента оценивали себя, как негативно по следующим параметрам: Усталость – «слегка устал, леность, энергии не хватает». Настроение подавленное и несколько унылое. Значительная неуверенность. Весьма травмирующая неопределенность. Наличие страхов. Чувствую себя жалким и несчастным устал от своей некомпетентности. О чем свидетельствует и высокий показатель реактивной тревожности – 51 бал.

Анализ данных.

подсчитываются по формуле:

РТ = Е1 –Е2 + 35, где

Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,7 9 12 13 14 17 18 = 32

Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1,2, 5,8,10,11, 15,16,19,20 =16

РТ = 32 –16 + 35 = 51

У испытуемых до начала эксперимента выявлена высокая реактивная тревожность, что выражается в повышенном напряжении, беспокойстве, нервозности. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации.

Анализ данных по показателям личностной тревожности.

ЛТ = Е1-Е2 +35 где,

Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22 23 24 25 28 29 31 32 34 35 37 38 40 = 23

Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 21 26 27 30 33 36 39=10

ЛТ = Е1-Е2 + 35

ЛТ = 23 – 10 + 35 = 48

ЛТ = 48 высокая личностная тревожность.

Испытуемые до эксперимента имеели устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги, что подтверждено и по показателям СЭС.

Таким образом относительно состояния испытуемых до эксперимента можно сделать следующее заключение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  1. У испытуемых выявлены высокие показатели как реактивной так и личностной тревожности.
  2. Основной характеристикой эмоциональной сферы является повышенное напряжение, нервозность, наличие страхов.
  3. Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.
  4. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
  5. Данные методики подтверждаются и показателями самооценки СЭС: усталость, подавленность настроения, страхи ощущение беззащитности.

Показания после эксперимента.

На графике можно наблюдать наличие изменений в показателях самооценки эмоционального состояния. Так было выявлено улучшение настроения. Повышение уверенности в себе и в возможности использовать свой потенциал. Ощущение благополучия, чувства уверенности в себе. «Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия».

Чувство уверенности в себе – приподнятость настроения - снижение тревоги - энергичность (желание работать).

По показателям личностной и реактивной тревожности выявлена динамика изменения. Изменения незначительные и все еще высокие, но эти показания возможно определены и индивидуальностью испытуемых. Данный уровень тревожности мобилизует их на работу, но не сказывается на продуктивности деятельности.

Заключение:

  1. Испытуемым свойствененны высокие показатели Личностной тревожности. Имеется незначительная динамика снижения показателей после проведения АТ.
  2. Это свидетельствует о индивидуально типологических характеристиках испытуемых.
  3. Уровень реактивной тревожности также снизился на 6 пунктов. Наличный страх был определен утомлением. В случае тренинга АТ, снижение РТ способствовало снятию напряжения.
  4. В целом определена положительная динамика воздействия АТ на показатели личностной тревожности.
  5. Повышение уверенности в себе за счет подключения процессов саморегуляции способствуют снижению показателей страха, чувства неуверенности незащищенности.

Выводы по главе 2

  1. Эксперимент подтвердил стимулирующее влияние АТ на повышение показателей Сэс испытуемых После экспериментальной работы. Для достоверности результатов и повышения их надежности исследование необходимо проводить на репрезентативной выборке.
  2. Стимулирующее влияние АТ на деятельность испытуемых проявилось в изменении следующих характеристик: улучшились показатели самочувствия: пульс, артериальное давление, сердечный ритм, отдышка, сонливость раздражительность, головные боли (сосудистой этиологии) головокружение. Повысилась активность: решение профессиональных задач без раздражения и психоэмоциональных срывов в процессе наличия конфликтных ситуаций. Улучшилось настроение: чувство юмора, творческий подход к решению профессиональных задач, инициатива и легкость в общении. Наблюдалось снижение субъективности повышение объективности восприятия реальности.
  3. Проведенное исследование доказало возможность регулирование функционального состояния педагогов с помощью АТ, действие которого направлено на активизацию психофизиологических резервов организма. Это приводило к тому, что после сеансов АТ педагоги отмечали снижение чувства усталости, появления интереса к работе, к её конечным результатам.
  4. Использование зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов-стимулов, позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов, что способствует преодолению чувства утомления персонала в течении рабочей смены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании была предпринята попытка изучения влияния АТ как способа волевой осознанной саморегуляции на работоспособность педагогов в режиме речевой связи в условиях утомления.

До начала эксперимента часть испытуемых заранее прошла курс обучения АТ, другая рассматривалась как контрольная группа. Отработка методов АТ начиналась с освоения простых упражнений релаксации и сосредоточения – самых важных во всем комплексе занятий. Занятия проходили в положении сидя ( поза кучера). С каждым испытуемым до начало эксперимента было проведено 9 занятий. Тексты занятий записаны на диск с наложением на функциональную музыку. Длина текста рассчитана на 18 – 20 минут. Освоение курса специального АТ, разработанного на коррекцию работоспособности, проводилось на втором этапе обучения по индивидуальной программе. Прослушивание текста проводилось каждые 7-8 часов, через наушники в положении сидя. Первая половина текста была рассчитана на глубокую релаксацию и освобождение от утомления, вторая – нормализацию самочувствия, повышению психофизиологического тонуса, активизацию педагогических функций.

Психофизиологический анализ функциональных перестроек под влиянием АТ изучался во многих работах.

Системный подход в исследовании регулирующего влияния АТ как метод саморегуляции предполагает необходимость изучения системных перестроек в основном в деятельности и в работе мозга в процессе формирования новых функциональных систем саморегуляции.

На этом этапе мы провели экспресс методику Сэс. Наблюдается тенденция улучшения самочувствия. Снижение Артериального давления, улучшение показателей сердечно сосудистой системы. Снизилось головокружение и боль.

Активность испытуемых после эксперимента выросла на несколько единиц. Испытуемые отмечают, что наблюдают прилив сил, более спокойное отношение к конфликтам и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности.

В результате успешного осуществления должностных обязательств многие испытуемые отмечают улучшение настроения и прилив сил от данных эмоций. Речь не идет об эйфории либо самообмане, речь идет о стабилизации внутренних процессов жизнедеятельности мозговой активности. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно применения принципа Б.О.С. в клинической практике профилактики утомляемости и преодоления психоэмоционального выгорания педагогов.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
  2. Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. № 3. С. 32-53.
  3. Вольф Н. В., Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Коваленко С. П. Проблемы, рекомендации и перспективы при изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах Новые исследования, 2006, № 2, с. 36.
  4. Веревкин Е. Г., Завьялов В. Ю., Шубина О. С. Депрессия и биоуправление // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 36
  5. Джафарова О. А., Скок А. Б., Хаймович Е. В., Шубина О. С., Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Наркология, № 1, 2004, с. 56.
  6. Институт медицинской реабилитации. Богданов, Олег Викторович. Проверено 29 июля 2015.
  7. Мельников М. Е., Шубина О. С. Современные электроэнцефалографические исследования химической зависимости // Успехи физиологических наук, 2013, т. 44, № 3, с. 16-32.
  8. Мосолов С.Н. Бирюкова Е.В. Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева (2010. N1, c.15-20). Проверено 12 декабря 2015.
  9. Новосибирский краеведческий портал. Штарк, Марк Борисович. Проверено 29 июля 2015.
  10. Осипова АА Общая психокоррекция 2003
  11. Рябус М.В., Колосова О.А., Вейн А.М. Лечение различных форм головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. 1999. T.99. N12 C.35-38
  12. Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, № 1, с. 71-74.
  13. Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Л.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях.М. 1976
  14. Циркин Г. М., Шперлинг М. М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004, № 3, с. 132—133
  15. Barber T. X.(Eds.) et al. Biofeedback & Self-Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
  16. Blanchard E. B. Biofeedback treatments of essential hypertension // Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209—228.
  17. Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 83-102.
  18. Lubar J. F., Lubar J. O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyper­activity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 103—143.
  19. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 157—179.
  20. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alpha-theta brainwave neuro-feedback for Vietnam veterans with combat-related post-traumatic stress disorder // Medical Psychotherapy 4,1991, 37-55.
  21. Rosenfeld J. P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders // Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.
  22. Ayers M.E. Assessing and treating open head trauma, coma and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 203—222.
  23. Norris S.L., Currieri M. Performance enhancement training through neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 223—240. PII B9780122437908500110
  24. Budzynski T. H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 65-79.
  25. DiCara, L. V. & Miller, N. E. (1968). Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats. Psychosomatic medicine, 30, 489—494.
  26. Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. n: Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanism (Eds.: L.White, B.Tursky), 1982, pp.330-331, Guilford, NY.
  27. Kamiya J. Conscious control of brain wave. //Psychol.Today, 1968, v.1, p.56-60.
  28. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alcoholic personality and alpha-theta brainwave training. // Medical Psychotherapy 3 (1990), 37-55.