Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Метод обратной биологической связи в работе с менеджерами
1.2 Стабилизация нервно-психического состояния при помощи метода БОС
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование возможностей БОС для стабилизации показателей тревожности
2.1 Описание экспериментальной модели исследования по принципу БОС
Таблица №2
Испытуемые п=10 |
«Показатели личностной тревожности».(средние) |
«Показатели Реактивной тревожности» (средние) |
До эксперимента |
48 |
51 |
После проведения эксперимента |
37 |
35 |
Данные представлены на изображении Гистограммы 1.
Описание результатов исследования:
Показания до эксперимента. Показания снимались до проведения сеансов АТ с БОС. В курсовом проекте мы остановимся на описании данных по показателям уровня тревожности и данных самооценки эмоциональных состояний (СЭС). В эксперименте участвовали испытуемые- менеджеры, которые до эксперимента оценивали себя, как негативно по следующим параметрам: Усталость – «слегка устал, леность, энергии не хватает». Настроение подавленное и несколько унылое. Значительная неуверенность. Весьма травмирующая неопределенность. Наличие страхов. Чувствую себя жалким и несчастным устал от своей некомпетентности. О чем свидетельствует и высокий показатель реактивной тревожности – 51 бал.
Анализ данных.
подсчитываются по формуле:
РТ = Е1 –Е2 + 35, где
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,7 9 12 13 14 17 18 = 32
Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1,2, 5,8,10,11, 15,16,19,20 =16
РТ = 32 –16 + 35 = 51
У испытуемых до начала эксперимента выявлена высокая реактивная тревожность, что выражается в повышенном напряжении, беспокойстве, нервозности. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации.
Анализ данных по показателям личностной тревожности.
ЛТ = Е1-Е2 +35 где,
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22 23 24 25 28 29 31 32 34 35 37 38 40 = 23
Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 21 26 27 30 33 36 39=10
ЛТ = Е1-Е2 + 35
ЛТ = 23 – 10 + 35 = 48
ЛТ = 48 высокая личностная тревожность.
Испытуемые до эксперимента имеели устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги, что подтверждено и по показателям СЭС.
Таким образом относительно состояния испытуемых до эксперимента можно сделать следующее заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- У испытуемых выявлены высокие показатели как реактивной так и личностной тревожности.
- Основной характеристикой эмоциональной сферы является повышенное напряжение, нервозность, наличие страхов.
- Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.
- Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
- Данные методики подтверждаются и показателями самооценки СЭС: усталость, подавленность настроения, страхи ощущение беззащитности.
Показания после эксперимента.
На графике можно наблюдать наличие изменений в показателях самооценки эмоционального состояния. Так было выявлено улучшение настроения. Повышение уверенности в себе и в возможности использовать свой потенциал. Ощущение благополучия, чувства уверенности в себе. «Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия».
Чувство уверенности в себе – приподнятость настроения - снижение тревоги - энергичность (желание работать).
По показателям личностной и реактивной тревожности выявлена динамика изменения. Изменения незначительные и все еще высокие, но эти показания возможно определены и индивидуальностью испытуемых. Данный уровень тревожности мобилизует их на работу, но не сказывается на продуктивности деятельности.
Заключение:
- Испытуемым свойствененны высокие показатели Личностной тревожности. Имеется незначительная динамика снижения показателей после проведения АТ.
- Это свидетельствует о индивидуально типологических характеристиках испытуемых.
- Уровень реактивной тревожности также снизился на 6 пунктов. Наличный страх был определен утомлением. В случае тренинга АТ, снижение РТ способствовало снятию напряжения.
- В целом определена положительная динамика воздействия АТ на показатели личностной тревожности.
- Повышение уверенности в себе за счет подключения процессов саморегуляции способствуют снижению показателей страха, чувства неуверенности незащищенности.
Выводы по главе 2
- Эксперимент подтвердил стимулирующее влияние АТ на повышение показателей Сэс испытуемых После экспериментальной работы. Для достоверности результатов и повышения их надежности исследование необходимо проводить на репрезентативной выборке.
- Стимулирующее влияние АТ на деятельность испытуемых проявилось в изменении следующих характеристик: улучшились показатели самочувствия: пульс, артериальное давление, сердечный ритм, отдышка, сонливость раздражительность, головные боли (сосудистой этиологии) головокружение. Повысилась активность: решение профессиональных задач без раздражения и психоэмоциональных срывов в процессе наличия конфликтных ситуаций. Улучшилось настроение: чувство юмора, творческий подход к решению профессиональных задач, инициатива и легкость в общении. Наблюдалось снижение субъективности повышение объективности восприятия реальности.
- Проведенное исследование доказало возможность регулирование функционального состояния педагогов с помощью АТ, действие которого направлено на активизацию психофизиологических резервов организма. Это приводило к тому, что после сеансов АТ педагоги отмечали снижение чувства усталости, появления интереса к работе, к её конечным результатам.
- Использование зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов-стимулов, позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов, что способствует преодолению чувства утомления персонала в течении рабочей смены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании была предпринята попытка изучения влияния АТ как способа волевой осознанной саморегуляции на работоспособность педагогов в режиме речевой связи в условиях утомления.
До начала эксперимента часть испытуемых заранее прошла курс обучения АТ, другая рассматривалась как контрольная группа. Отработка методов АТ начиналась с освоения простых упражнений релаксации и сосредоточения – самых важных во всем комплексе занятий. Занятия проходили в положении сидя ( поза кучера). С каждым испытуемым до начало эксперимента было проведено 9 занятий. Тексты занятий записаны на диск с наложением на функциональную музыку. Длина текста рассчитана на 18 – 20 минут. Освоение курса специального АТ, разработанного на коррекцию работоспособности, проводилось на втором этапе обучения по индивидуальной программе. Прослушивание текста проводилось каждые 7-8 часов, через наушники в положении сидя. Первая половина текста была рассчитана на глубокую релаксацию и освобождение от утомления, вторая – нормализацию самочувствия, повышению психофизиологического тонуса, активизацию педагогических функций.
Психофизиологический анализ функциональных перестроек под влиянием АТ изучался во многих работах.
Системный подход в исследовании регулирующего влияния АТ как метод саморегуляции предполагает необходимость изучения системных перестроек в основном в деятельности и в работе мозга в процессе формирования новых функциональных систем саморегуляции.
На этом этапе мы провели экспресс методику Сэс. Наблюдается тенденция улучшения самочувствия. Снижение Артериального давления, улучшение показателей сердечно сосудистой системы. Снизилось головокружение и боль.
Активность испытуемых после эксперимента выросла на несколько единиц. Испытуемые отмечают, что наблюдают прилив сил, более спокойное отношение к конфликтам и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности.
В результате успешного осуществления должностных обязательств многие испытуемые отмечают улучшение настроения и прилив сил от данных эмоций. Речь не идет об эйфории либо самообмане, речь идет о стабилизации внутренних процессов жизнедеятельности мозговой активности. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно применения принципа Б.О.С. в клинической практике профилактики утомляемости и преодоления психоэмоционального выгорания педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
- Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
- Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. № 3. С. 32-53.
- Вольф Н. В., Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Коваленко С. П. Проблемы, рекомендации и перспективы при изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах Новые исследования, 2006, № 2, с. 36.
- Веревкин Е. Г., Завьялов В. Ю., Шубина О. С. Депрессия и биоуправление // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 36
- Джафарова О. А., Скок А. Б., Хаймович Е. В., Шубина О. С., Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Наркология, № 1, 2004, с. 56.
- Институт медицинской реабилитации. Богданов, Олег Викторович. Проверено 29 июля 2015.
- Мельников М. Е., Шубина О. С. Современные электроэнцефалографические исследования химической зависимости // Успехи физиологических наук, 2013, т. 44, № 3, с. 16-32.
- Мосолов С.Н. Бирюкова Е.В. Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева (2010. N1, c.15-20). Проверено 12 декабря 2015.
- Новосибирский краеведческий портал. Штарк, Марк Борисович. Проверено 29 июля 2015.
- Осипова АА Общая психокоррекция 2003
- Рябус М.В., Колосова О.А., Вейн А.М. Лечение различных форм головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. 1999. T.99. N12 C.35-38
- Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, № 1, с. 71-74.
- Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Л.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях.М. 1976
- Циркин Г. М., Шперлинг М. М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004, № 3, с. 132—133
- Barber T. X.(Eds.) et al. Biofeedback & Self-Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
- Blanchard E. B. Biofeedback treatments of essential hypertension // Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209—228.
- Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 83-102.
- Lubar J. F., Lubar J. O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyperactivity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 103—143.
- Peniston E. G., Kulkosky P. J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 157—179.
- Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alpha-theta brainwave neuro-feedback for Vietnam veterans with combat-related post-traumatic stress disorder // Medical Psychotherapy 4,1991, 37-55.
- Rosenfeld J. P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders // Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.
- Ayers M.E. Assessing and treating open head trauma, coma and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 203—222.
- Norris S.L., Currieri M. Performance enhancement training through neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 223—240. PII B9780122437908500110
- Budzynski T. H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 65-79.
- DiCara, L. V. & Miller, N. E. (1968). Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats. Psychosomatic medicine, 30, 489—494.
- Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. n: Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanism (Eds.: L.White, B.Tursky), 1982, pp.330-331, Guilford, NY.
- Kamiya J. Conscious control of brain wave. //Psychol.Today, 1968, v.1, p.56-60.
- Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alcoholic personality and alpha-theta brainwave training. // Medical Psychotherapy 3 (1990), 37-55.