Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Метод обратной биологической связи в работе с менеджерами
1.2 Стабилизация нервно-психического состояния при помощи метода БОС
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование возможностей БОС для стабилизации показателей тревожности
2.1 Описание экспериментальной модели исследования по принципу БОС
Исходя из многократно подтверждавшейся связи расширения сосудов, относящихся к системе наружной сонной артерии, и усиления напряжения мышц головы и шеи и мигренозной боли, Коэн и др. (Cohen M. et al., 1980) применяли в группах специально отобранных больных мигренью биологическую обратную связь сужения артерий височной области, согревания пальца — охлаждения лба, уменьшения напряжения мышц лобной области. Каждый пациент получал 24 сеанса тренинга Б. о. с. в течение 8-10 недель по 3 сеанса в неделю. Сеанс состоял из 10-минутного исходного периода отдыха и 20-минутного тренинга. Во всех экспериментах обратная связь осуществлялась с помощью тока, подаваемого через громкоговоритель, помещенный рядом с головой пациента. Задачей пациентов при появлении тона-сигнала было снижать силу тока, что соответствовало снижению амплитуды электромиограммы, и повышать силу тока, соответствующую увеличению разницы температур пальца и лба; желаемый дифференциал — более теплый палец сравнительно со лбом (тот же косвенно определяющийся эффект вазоконстрикции внечерепных артерий); при биологической обратной связи тонуса черепных артерий пациентов просили снижать силу тока, что соответствовало повышению сосудистого тонуса.
Анализ этой тщательно выполненной работы показал: 1) прямые физиологические изменения исследовавшихся систем не коррелируют с терапевтическим результатом, к тому же достаточно скромным; 2) не имеет значения метод биологически обратной связи (черепные артерии, электромиограмма, температура). Поэтому механизмы терапевтического эффекта следует искать не только в изменениях, касающихся физиологических систем.
Вероятные объяснения таковы: 1) эффект плацебо благодаря участию пациентов в эксперименте (составление ими специальных диаграмм) и вниманию к ним со стороны исследователей; 2) регрессия «к середине», так как пациенты ищут помощи в тот момент, когда им особенно плохо; 3) эффект общей релаксации; 4) познавательный эффект от переживания Б. о. с. — возникающее у пациента представление о собственном контроле над физиологической системой.
Последний пункт особенно интересен. Пациенты утверждают, что биологическая обратная связь учит их навыкам самоконтроля, которого, по их мнению, у них никогда раньше не было. Поэтому не степень физиологического изменения выступает в качестве критической величины, а степень веры пациента в свои возможности осуществлять контроль. Если это 2так, то этот эффект можно учитывать при попытках оптимизации терапевтического результата. О необходимости учета психологических факторов при использовании методики биологической обратной связи (повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.) свидетельствуют также данные отечественных авторов. Н. Л. Артемчук, Л. Н. Лежепекова (1977) показали, что у наблюдаемых ими больных клиническое улучшение отмечалось и при отсутствии существенных изменений в изучавшихся физиологических системах.
В литературе последних лет подчеркивается, что биологическая обратная связь (и соответственно тренинг релаксации) следует рассматривать лишь как один из подходов к лечению человека в целом и применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами. «Излечение» от гипертонии, скорее всего, потребует чего-то большего, чем сознательная попытка пациента снизить у себя кровяное давление. Понизить артериальное давление (или прекратить боль) — не значит изменить жизненные обстоятельства, которые сформировали стереотипизированную реакцию. Ставится также под сомнение, сможет ли или даже захочет ли пациент управлять своими телесными функциями в лихорадочном, быстро меняющемся окружении вне лаборатории и клиники.
Выводы по главе 1
- Принцип Б.О.С. возник на базе психофизиологических исследований. Широкое распространение получил в клинической психологии при работе с душевнобольными пациентами и пациентами с ярко выраженными показателями депрессии и психостении.
- В организационной психологии данный метод используется узкими специалистами владеющими глубокими познаниями в области физиологических исследованиях.
- Принцип Б.О.С. лежит в основе технологии работы с операторами в инженерной психологии.
- Использование зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов-стимулов, позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов, что способствует преодолению высокой тревожности у менеджеров
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование возможностей БОС для стабилизации показателей тревожности
2.1 Описание экспериментальной модели исследования по принципу БОС
Экспериментальное исследование методов регуляции эмоциональных состояний Менеджера, строится с учетом системного подхода, позволяющего раскрыть многоуровневость и иерархию детерминат, определяющих психические состояния и работоспособность персонала. Системность и комплексность в нашем исследовании обеспечивается моделированием условий, набором методов оценки состояний и работоспособности Менеджера.
Традиционными методами исследовались психофизические и психофизиологические характеристики испытуемых. Для оценки функционального состояния были использованы методы самооценки. В процессе исследования для оценки функционального состояния менеджеров переодически регистрировались частота сердечных сокращений, частота дыхания.
Экспериментальной группой, состоящей из 10 человек изучалась эффективность аутогенных психосоматических тренировок (АТ). В исследовании применялась методика Л.П.Гримака с длительностью звучания до 17 минут. Первая половина предусматривала предварительную релаксацию с последующей разгрузкой от напряжения [21]. Данная методика разработана для стимуляции работоспособности.
В эксперименте АТ проводилась с менеджерами 6 раз в течении 18 минут они прослушивали через наушники магнитофонную запись текста АТ..
Исследования проводились на 10 ти испытуемых в среднем возрасте 35 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, Менеджеры, имеющие показания повышенной тревожности.
Исследование проводилось в комнате психологической разгрузки.
Формирование строгих мотивационных установок обеспечивалось специальным подбором испытуемых, для которых получение в методиках и деятельности наивысших результатов имело профессионально – престижный характер, а также применение способов материального стимулирования, связанных со степенью выполнения программы эксперимента, качество которых контролировалось.
Исследования деятельности менеджеров показали, что длительное воздействие комплекса факторов приводит к значительной степени повышения тревожности. Деструкции психических и психофизиологических характеристик состояния человека, которые ведут к снижению эффективности его деятельности и эмоциональному выгоранию. Время и глубина наступления деструктивных изменений зависят, в частности, от нарушения соответствия между сложностью деятельности и уровнем активации функциональных систем, ответственных за выполнение данного вида деятельности. Это связано с тем, что для каждого вида деятельности существует оптимальный уровень активации.
С развитием состояния утомления, которое сопровождается значительным снижением уровня активации, появляются новые виды срывов в деятельности, их частота возрастает, увеличивается длительность стадии «врабатывания» при переходе от одного вида деятельности к другому.
Эксперименты Дикой Л.Г. (1985) показали, что при длительной работе характеристики качества деятельности и состояния испытуемых изменяются асинхронично. Несоответствия в показателях зависят от функциональной нагрузки, от субъективной значимости задания, ряда причин, в частности от степени адаптации.
В своем исследовании в качестве фактора мы выбрали фактор повышения тревожности. До начала и после сеансов АТ мы проводили методику Спилберегера До начала сеансов вначале исследования была проведена самооценка эмоциональных состояний: энергичность-усталость, спокойствие –тревожность; приподнятость-подавленность, чувство уверенности в себе - чувство беспокойства. Заключение относительно эмоционального состояния испытуемых делалось на основании анализа индекса показателя. Чем выше сумма показателя, тем лучше состояние испытуемого.
П1(показатель) – С(самооценка) спокойствие –тревожность И1 индивидуальная самооценка равна номеру суждения от 1 до 10.
П2(показатель) – С(самооценка) энергичность-усталость И2 индивидуальная самооценка равна номеру суждения от 1 до 10.
П3(показатель) – С(самооценка) приподнятость-подавленность И3 индивидуальная самооценка равна номеру суждения от 1 до 10.
П4(показатель) – С(самооценка) чувство уверенности в себе - чувство беспокойства И5 индивидуальная самооценка равна номеру суждения от 1 до 10.
П5(показатель) – С(самооценка)суммарная 9 по четырем шкалам оценка состояния И5=И1+И2+И3+И4, где И1,/И2,И3,И4 – индивидуальные значения по соответствующей шкале.
Данная методика является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (устойчивая характеристика человека). Разработанная Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Описание методики:
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Е1 –Е2 + 35,
Где
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,7 9 12 13 14 17 18
Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1,2, 5,8,10,11, 15,16,19,20).
ЛТ = Е1-Е2 +35
Где
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22 23 24 25 28 29 31 32 34 35 37 38 40
Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 21 26 27 30 33 36 39.
Интерпретация:
До 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Заполненный бланк ответов представлен в Приложении 4. Таблица 2. «Показатели реактивной тревожности». Показатели тревожности являются условными и при анализе может возникнуть дисбаланс между значемиями представленными в цифрах и реальной картиной исследования. Эту относительность мы учитываем при вынесении заключения.
2.2 Описание результатов исследования.
Результаты изучения самооценки эмоциональных состояний в начале эксперимента и в конце эксперимента представлены в таблице №1.»показатели СЭС до и после эксперимента».
Таблица №1
Испытуемые п=10 |
И1ср спокойствие тревожность; |
И2ср энергичность-усталость, |
И3ср приподнятость-подавленность |
И4ср чувство уверенности в себе - чувство беспокойства |
И5ср |
До эксперимента |
3 |
5 |
4 |
2 |
3,75 |
После проведения эксперимента |
8 |
7 |
9 |
9 |
8,6 |
Показатели представлены на графике №1.
Результаты методики изучения самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина до начала эксперимента и после проведения Аутотренинга с БОС, представлены в таблице №2
Показатели тревожности до эксперимента и после эксперимента. Данные снимались до проведения сеанса БОС и после. В таблице №2 представлены усредненные показатели 15 ти сеансов. Данные показателей реактивной и личностной тревожности описаны в методики и анализируются в совокупности с показателями методики самооценки эмоциональных состояний. Так же было проведено измерение показателей АД. Физиологические показатели состояния здоровья в нашем случае были исключены. В эксперименте участвовали испытуемые без гипертонии или без серьезных показаний изменений в сердечно сосудистой сфере.