Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований процесса формирования акцентуаций характера
1.1 Особенности формирования акцентуаций характера
1.2 Факторы, детерминирующие формирование акцентуаций характера в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование личностных деформаций (акцентуации характера)
2.1 Описание экспериментальной модели выявления и изучения акцентуаций характера исследований
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной проблемы. Проблема изучения Личности одна из наиболее разработанных проблем, как в психологии, так и в педагогики и философии. Личность социальное проявление психических качеств человека. Под воздействием целого ряда нагрузок человек может развить в себе необходимые качества и свойства, позволяющие ему успешно социализироваться и реализоваться, как Личности. Социальные достижения Личности, способствуют духовному росту. Однако в силу ряда причин справится с нагрузками человеку бывает сложно и он переживает стресс. Стресс это психоэмоциональное напряжение, затрагивающее как вегетативные, эмоциональные, так и когнитивные процессы. В некоторых случаях стресс увеличивает активность, работоспособность человека, мобилизует его активность по достижению целей, делает возможным эти достижения. Однако в результате длительных нагрузок может возникнуть истощение организма, сшибка психоневрологических процессов, что выражается в нарушении сна, аппетита и других вегето- сосудистых реакций организма. Психофизиологические исследования доказали связь между показателями эмоционального состояния и изменениями в функционировании мозга. Однако мало исследований доказывающих прямую связь и зависимость изменений характера под воздействием стресса. Акцентуация характера рассматривается нами как особая его деформация, особенно у лиц юношеского и зрелого возраста. Если в подростковом возрасте она связана с незрелостью самооценки, то во взрослом состоянии она возможно определяется внутренним истощением личностных структур. Перестройка личностных детерминант под воздействием возрастных кризисов возможно и становится причиной низкой стрессоустойчивости, что возможно негативно сказывается на характере человека. В период возрастного кризиса зрелого возраста меняется отношение личности к себе к окружающим и к делу. Трудно сказать имеет ли при этом место акцентуации характера. Возможно, что низкий уровень личностного развития в зрелом возрасте становится почвой для формирования и закрепления акцентуаций характера и личности.
Целью исследования является: выявление и изучение личностных деформаций ( в виде акцентуаций характера) стрессового типа ( при прохождении кризиса зрелости).
Задачи, стоящие перед исследованием:
- Теоретические аспекты проблемы личностных деформаций в психологических исследованиях зрелости.
- Разработка экспериментальной модели изучения личностных деформаций ( на примере акцентуации характера) лиц зрелого возраста.
- Проведение эксперимента и описание результатов исследования.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что возможно, что личностные деформации (акцентуации характера) в зрелом возрасте детерминированы возрастными изменениями, связанными с кризисом зрелости. При прохождении кризиса зрелого возраста, лабильность личностных процессов может стать причиной развития акцентуации характера.
Предмет исследования: характер и его акцентуации.
Объект исследования: индивидуально - типологические особенности личности лиц зрелого возраста.
Методы и методики исследования:
- Наблюдение за испытуемыми в естественных условиях, с целью выявления нарушений во взаимодействии с окружающими.
- Беседа с испытуемыми относительно самочувствия и переживаний по поводу конфликтов с окружающими.
- Эксперимент с использованием методик: ПДО, уровень тревожности, САН.
Практическая значимость. Проблема изучения личностных деформаций стрессового типа является актуальной в связи с необходимостью решения задач социализации лиц зрелого возраста. Сложность социализации зрелости негативно сказывается на развитии общества. Большое количество суицидов, наркотизации, смертности среди данной категории лиц заставляет искать пути оздоровления и укрепления общества. Потеря работы, смерть близких, конфликты с детьми негативно сказываются на личности зрелого человека, тем самым вызывая деструктивные её изменения. Если в подростковом кризисном периоде гормонального созревания, психологи учитывают девиации и акцентуации, то зрелость с теми же, но обратными гормональными изменениями остается не изучена, но столь же акцентуирована и девиантно направленная.
База экспериментального исследования
Лица зрелого возраста, характеризующиеся конфликтностью, отчужденностью и странным (неадекватным) поведением. Всего 10 женщин (45-50 лет) .
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований процесса формирования акцентуаций характера
1.1 Особенности формирования акцентуаций характера
Характером является структура стойких, относительно постоянных психических свойств личности, которые обуславливают особенности отношений и его поведения. Это то, что определяет поступки, значимые для человека, а не просто случайные реакции на какие-либо стимулы или случившиеся обстоятельства. «Характер, – как говорил С.Л. Рубинштейн, – обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, в свою очередь, выделяясь из окружающей среды, конкретным, четким образом относится к нему самому. Знание характера человека – это знание существенных для него черт, из которых вытекает и определяется весь образ его действий». Черты характера человека это те существенные его свойства, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера [Донцов, Засурский, Матвеева, Подольский, 2002]. Нередкие случая неудовлетворенности подростков общением со взрослыми, непризнанием в среде сверстников и усиливающимся стремлением к индивидуализации становится базой для формирования акцентуаций характера.
Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета, Карлом Леонгардом (1904–1988) [Матвеева, Шайко, 2000]. В узком смысле акцентуация определяется как дисгармоничное развитие характера, которое имеет сильную выраженность отдельных черт, затрудняющее адаптацию личности в некоторых определенных ситуациях. Необходимо заметить, что адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с неплохими способностями к социальной адаптации в иных ситуациях [Абрамова Г.С, 2000]. В типах акцентуаций выделяются следующие основные показатели развития личности: Характеристика активности личности; возбудимость; глубина эмоциональной жизни; склонность испытуемого к педантизму; выявление повышенной тревожности; склонность к перепадам настроения; демонстративность поведения; неуравновешенность поведения; степень утомляемости; сила и выраженность эмоционального реагирования. На основании анализа показателей К.Леонгард выявил двенадцать типов акцентуаций, а Личко определил 11 типов акцентуаций характера. Анализ схожести и своеобразия типов акцентуаций представлен в таблице №1 «сравнительное описание характеристик акцентуаций характера, предложенных Леонгардом и Личко».
Таблица №1.
Типы акцентуаций Леонгарда |
Характеристики типов акцентуаций Леонгарда |
Характеристики типов акцентуаций Личко |
Тип акцентуации Личко |
1.Гипертимный тип |
характеризуется большой подвижностью, приподнятым настроением, сочетающимся с жаждой деятельности, повышенной общительностью и яркой выраженностью невербальных компонентов общения. Гипертимы часто стремятся к лидерству, всегда оптимистично смотрят на жизнь, а также тяжело переносят одиночество. |
Тип акцентуации выражается в пребывании постоянного повышенного настроения, наличия оптимизма, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Гипертимы стремятся к лидерству и авантюрам, не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, одиночества и безделья. От других акцентуаций их отличает высокий жизненный тонус энергичность, коммуникабельность и склонность к риску. |
1.Гипертимный тип. |
2.Дистимный тип – |
данному типу свойственно преимущественно пониженное настроение, свойственное тихим, пессимистичным людям, иногда носящим отрицательные переживания событий и апатичное отношение к ним. Они сторонятся шумных обществ. Высоко ценят дружбу, отличаются высокими нормами морали, а также крайней серьезностью. |
Главной чертой характера этого типа является постоянная конформность к своему привычному окружению, данный тип людей стремится «думать, как все». Они не приветствуют перемены, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации неконфликтны, дружелюбны и дисциплинированы. |
2.Конформный тип. |
3.Циклоидный тип. |
акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения, поэтому в общении с окружающими они могут быстро менять образ поведения, то быть веселыми и добродушными, то грубыми и подавленными. |
Человек с циклоидной акцентуацией переживает периодическое колебание настроения и жизненного тонуса, когда подавленность сменяется повышенным настроением и наоборот. В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Далее наступает период спада настроения, когда резко падает контактность, человек становится немногословным, пессимистичным. Начинает тяготиться шумным обществом, однако в конфликты вступает редко. |
3.Циклоидный тип - |
4.Тревожный тип. |
Люди с тревожной акцентуацией отличаются от других акцентуаций, свойственным им пониженным настроением, робостью, боязливостью, замкнутостью, мнительностью и неуверенностью в себе. Они всегда опасаются за себя, своих близких, длительное время переживают неудачу и постоянно сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют в них пассивную роль. |
||
5.Эмотивный тип. |
Для представителей данного типа характерна излишняя чувствительность, глубокое переживание малейших неприятностей и ранимость. Такие люди бывают чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому эмотивные люди чаще пребывают в печальном настроении. Данный тип людей предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. |
Лабильный тип акцентуации подразумевает сильно выраженную переменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или устремиться в шумную компанию. Так же меняется и отношение к будущему – оно то оптимистично, то, наоборот, унылое или даже мрачное. |
5.Лабильный тип |
6.Экзальтированный тип. |
Человек, имеющий данный типа характера обладает высокой интенсивностью темпа нарастания реакций. Экзальтация обычно мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Такой человек привязан к близким, друзьям. |
Основная черта представителей этого типа – патологическая слабость воли. Их безволие чаще всего проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей, достижения целей, долга, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. С этим связаны отсутствие, сложной мотивации поступков. Кроме безвольности, отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей. Социальное поведение неустойчивых больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. |
6.Неустойчивый тип. |
7.Демонстративный тип. |
Люди данного типа характера отличаются демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов и артистизмом. Такие люди склонны к позерству, к притворству и фантазерству. Стремятся показать себя в обществе, предпочитают быть в центре внимания, склонны завязывать интриги и вступать в конфликты. |
Данный тип отличается высокой потребностью во внимании к себе и эгоцентризмом. Истероиды бывают демонстративными, артистичными, имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция, также они склонны к демонстративному суициду. |
7.Истероидный тип. |
8.Возбудимый тип. |
Для данного типа характерны недостаточная управляемость, повышенная импульсивность и ослабление контроля над влечениями и побуждениями, также им свойственны инстинктивность, склонность к конфликтам, гневливость, нетерпимость. |
Главными чертами эпилептоидного типа является возбудимость, склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряжённость, авторитарность индивида. а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность и инертность. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с всплесками эмоций, поиску объектов для снятия злости. |
8.Эпилептоидный тип. |
9.Застревающий тип. |
Данный тип отличается от других типов характера высоким уровнем задержки аффектов — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, инертен в моторике. |
Главными чертами астено-невротического типа являются повышенная психическая и физическая утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственной и соревновательной деятельности. Раздражительность более всего сходна с аффективными вспышками при лабильной акцентуации, но в отличие от нее, аффективные вспышки связаны здесь не с перепадами настроения, а с отчетливо прослеживаемыми нарастаниями раздражительности в моменты утомления. |
9.Астено-невротический тип. |
10.Педантичный тип |
характеризуется пунктуальностью, аккуратностью, скрупулезностью, чистоплотностью и добросовестностью. Такие люди бывают усидчивыми, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склонны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы. |
–данный тип характеризуется склонностью к размышлениям, самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Такие лица демонстрируют аккуратность и рассудительность, свойственной чертой для них является самокритичность и надёжность. |
10.Психастенический тип |
11.Экстравертированный тип. |
Для него характерна обращенность к тому, что приходит извне, направленность реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний и ощущений. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. |
люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью и застенчивостью. Предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют, поскольку обычно занимают пассивную позицию; обиды хранят в себе, альтруистичны, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам. Чувство долга дополняется исполнительностью. |
11.Сенситивный тип |
12.Интровертированный тип. |
Данный тип людей малообщителен, держится в стороне, любит одиночество и общается по необходимости. Такие люди погружены в себя, о себе рассказывают мало, о своих переживаниях стараются никому не говорить, медлительны и нерешительны в поступках. Любят бывать в одиночестве, быстро утомляются от длительного общения. |
Люди с шизоидным типом акцентуации замкнутые и отгорожены от других людей. Шизоидные люди не понимают чувств, переживаний окружающих, не проявляют к ним сочувствия. Живут в собственном мире, который заполнен их увлечениями и фантазиями, предназначенные только для них. |
4.Шизоидный тип |
Сравнительный анализ типов акцентуаций показывает схожесть в описании таких типов как – «гипертивный–гипертивный», «дистимный- конформный»,«циклоидный-циклоидный»,«демонстративный-истероидный» «возбудимый - эпилептоидный», «застревающий – астено-невротический», «эмоциональный – лабильный», «экзальтированный –неустойчивость», «педантичный-психастеничный»,«экстравертированный-сенситивный», «интравертированный - шизоидный». Мы отдаем себе отчет, что схожесть по некоторым типам условная и не прямая, но она наглядно показывает различие категорий анализа. Леонгард отталкивается от психофизиологии, тогда как Личко ищет ориентиры в патопсихологии. Тревожный тип предложенный Леонгардом остался без пары возможно в следствии того, что тревожность как реактивная так и личностная свойственна всем типам и поэтому не была выделена Личко. Такое параллельное сравнение данных психологов и психиатров способствовало доказательству факта, что
Акцентуация – это вариант психического здоровья (нормы), характеризующееся наиболее яркой выраженностью. Личности, обладающие акцентуированными чертами характера, не являются патологическими. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Необходимо изучить особенности факторов детерминирующих формирование акцентуаций характера.
1.2 Факторы, детерминирующие формирование акцентуаций характера в зрелом возрасте.
Особый интерес в практическом изучении проблемы формирования личности и отклонений в развитии представляет проблема изучения акцентуаций характера лиц зрелого возраста. Кризис зрелости развития личности не проходит однозначно, а всегда имеет систему непрерывности и неоднозначности. Для того, чтобы понять суть этого сложного процесса необходимо определить детерминанты составляющие его основу (Выготский Л.С.). Рассмотрим варианты предложенные исследователями в этом направлении.
На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкин, раскрыл факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков. Среди биологических факторов, которые могут привести к акцентуациям характера, выделяют [Тутушкина, 1997]: