Файл: Личностные деформации стрессового типа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психастенический тип также характерен длябольшинства испытуемых. Этот тип свидетельствует о наличии робости, пугливости и моторной неловкости, нерешительности. Тревожная мнительность легкость возникновения навязчивых страхов, опасений. Стремится действовать по плану. Склонность к самоанализу, самокопанию в своих ощущениях и переживаниях, склонность к рассуждательству. Склонность к нарушениям поведения и тяга к алкоголю отсутствует.

Анализ данных по показателям уровня тревожности. Таблица №3. « Уровень тревожности ср. показатель п=10»

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

П=10

51

58

У испытуемых в среднем выявлена высокая реактивная тревожность, что выражается в повышенном напряжении, беспокойстве, нервозности. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации.

Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги, что выражается в повышенных показателях личностной тревожности.

Заключение относительно выраженности акцентуаций характера испытуемых зрелого возраста.

Испытуемые отличаются работоспособностью и активностью. Их не пугает новая ситуация тестирования они желают узнать о себе и решить проблему своей конфликтности. Испытуемые ответили на все вопросы, при индивидуальной работе, были направлены на общение. Тестирование для них это возможность пообщаться рассказать о себе. На основание беседы было сделано заключение о том. что большинство испытуемых в силу лабильности воспринимает широкий круг своих жизненных событий как стресс. При этом обвинение идет в адрес окружения, а не своих недостатков. Во время тестирования, беседы наблюдает за реакцией экспериментатора и пытается манипулировать. У большинства испытуемых выявлены высокие показатели как реактивной так и личностной тревожности. Основной характеристикой эмоциональной сферы является повышенное напряжение, нервозность.

Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. Возможно, что необходимо снизить уровень тревожности, что положительно отразиться на общем состоянии большинства испытуемых. У большинства испытуемых выявлено преобладание истероидного и психастенического типов акцентуаций. Были выявлены скрытые особенности сексуального развития личности. Менапауза, отсутствие интереса к сексу, либо повышенный интерес при отсутствии постоянного партнера. Депривация этой потребности усиливает тревожность. Требуется консультация гинеколога, момолога, эндокринолога и психоневролога.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

  1. Личностные деформации (акцентуации характера) в зрелом возрасте детерминированы возрастными изменениями (изменение гормонального фона при менопаузе, депривация сексуальной потребности), связанными с кризисом зрелости.
  2. Гипотеза должна быть проверена на репрезентативной выборке. В эксперименте не участвовали мужчины.
  3. При прохождении кризиса зрелого возраста, лабильность личностных процессов может стать причиной развития акцентуации характера.
  4. Опираясь на особенности описанных типов акцентуаций характера, можно построить коррекционную программу по преодолению деформации личности.
  5. Понимание особенностей акцентуаций позволяет корректировать выявленные недостатки.
  6. Во время проведения тестирования и консультации после тестирования расширяет возможность развития рефлексивных процессов испытуемых. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
  7. Работа психолога по преодолению тревожности.
  8. Работа по формированию стратегий решения проблемных ситуаций.
  9. Работа с мотивацией и уровнем достижения.
  10. Работа по повышению фрустрационной толерантности.
  11. Консультация с профилирующими медицинскими работниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зрелый возраст отличается от остальных периодов сформированность ряда процессов это и сознательная регуляция поведения это направленность на самореализацию и успешность социализации в обществе. Зрелые люди несут ответственность за будущее детей и настоящее своих родителей. Однако именно в этот возрастной этап мы наблюдаем целый спектр изменений и перестроек в психоэмоциональном, личностном, и физиологических планах.

Протекания кризисов на всех возрастных этапах описан. Однако зрелый возраст сопровождается сложными изменениями. Человеку на данном этапе требуется помощь как специалистов медиков так и профессиональных психологов.

Организационный психолог в силу своей компетенции может выявить отклонения в развитии, определить уровень тревожности и направить работника на прохождение коррекционной, реабилитационной работы. Тем самым вернув его в социум.

Проблема изучения личностных деформаций стрессового типа является актуальной как в области акмеологии так и в рамках решения профессиональных задач организационной психологии.


Проблема требует серьезной разработки и может стать отдельным исследовательским проектом на стыке медицины психологии и акмеологии, что представляет научный интерес.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания..- Л.: Лгу 1990
  2. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2009 Тест опросника Айзенка Москва, Эксмо, 2009 – с. 190
  3. Бжалова И.Т. Новые методы экспериментального исследования установки.
  4. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1980
  5. Глас Дж.Математическая статистика в педагогики и психологии.
  6. Давлетшин М.Г. Общая психология. Тексты лекций, Т. 2002Мельников В.М. Основы построения психологического эксперимента М.Просвещение 1985.
  7. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.П.1994.
  8. Живица О.В. Практикум по дисциплине «Практикум по психодиагностике» для специальности «Психология». «MC».// МФПУ «Университет», 2014// Проективные методики диагностики. – с.58 – 83.
  9. Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С105
  10. «Общепсихологический практикум». Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина «MC».// МФПУ «Университет», 2014//. С126
  11. «Общепсихологический практикум». «MC».// МФПУ «Университет», 2014// Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) с 80-101
  12. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.1990
  13. Практикум по социальной психологии. П. 2001
  14. Психология личности. Тексты. М.1982.
  15. Психологические исследования. Тбилиси, 1973
  16. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  17. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  18. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  19. Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  20. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  21. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
  22. Рогов В.Е Настольная книга практического психолога. 2 тома. М.2001
  23. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Мир.1989
  24. Шванцара Й. Диагностика психического развития. М.1978
  25. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978
  26. Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  27. Экспериментальная психология. М. 2001
  28. Ямпольский В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1985

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика «ПДО»

Регистрационный лист №__2__

Фамилия имя отчество.__М.О._________

Возраст____50__ Дата « 5» июнь 2017

Первая часть

№№

пп

ТЕМА

№№

ответов

Раскодировка

1

самочувствие

4,6,

П (2)

2

настроение

2

П (2)

3

Сон и сновидение

1

Г(1)Н(1)

4

Пробуждение ото сна

4

А(2)

5

Аппетит и отношение к еде

3

А(2)

6

Отношение к спиртным напиткам

10

С(1)Ш(1)П(1)-3

7

Сексуальные проблемы

0

8

Отношение к одежде

2

9

Отношение к деньгам

4

И(1)

10

Отношение к родителям

3

Л(1)Л(1)В(1)

11

Отношение к друзьям

15

А(1)

12

Отношение к окружающим

3

13

Отношение к незнакомым

1. 9

Э(1)Э(1),Г(1)Ц(1)

14

Отношение к одиночеству

8

Ш(2)

15

Отношение к будущему

1

16

Отношение к новому

3

17

Отношение к неудачам

12

18

Отношение к приключениям и риску

7

19

Отношение к лидерству

2

20

Отношение к критике и возражениям

7

Н(2)Е

21

Отношение к опеке и наставлениям

1

МП(2)

22

Отношение к правилам и законам

8

23

Оценка себя в детстве

2

Г(2)

24

Отношение к школе

11

25

Оценка себя в данный момент

5

ПДО

Вторая часть

№№

пп

ТЕМА

№№

ответов

Раскодировка

1

самочувствие

1

2

настроение

7

3

Сон и сновидение

7

Л(2)

4

Пробуждение ото сна

2

5

Аппетит и отношение к еде

19

6

Отношение к спиртным напиткам

12

7

Сексуальные проблемы

2

И(2)

8

Отношение к одежде

9

9

Отношение к деньгам

5

10

Отношение к родителям

5

К(2)

11

Отношение к друзьям

1

12

Отношение к окружающим

1

13

Отношение к незнакомым

3

14

Отношение к одиночеству

5

15

Отношение к будущему

9

16

Отношение к новому

6

Э(2)

17

Отношение к неудачам

3

В(2)

18

Отношение к приключениям и риску

2

19

Отношение к лидерству

1

20

Отношение к критике и возражениям

5

Л(2)

21

Отношение к опеке и наставлениям

12

И(2)

22

Отношение к правилам и законам

9

И(2)

23

Оценка себя в детстве

1

24

Отношение к школе

2

Э(1)Э(1)Н(1)

25

Оценка себя в данный момент

3


Г – гипертимный - 3

Ц- циклоидный - 1

Л- лабильный - 6

А- астено-невротический - 5

С- сентизивный - 1

П- психастенический -7

Ш- шизоидный - 3

Э- эпилептоидный -6

И- истероидный - 7

Н- неустойчивый- 3

К- конфрмный – 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тревожность

Таблица 1

высказывания

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Таблица 2

высказывания

Нет, это не так

Пожалуй, так

верно

Совершенно верно

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень легко устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из за того, что недостаточно быстро принимаю решение

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

1

2

3

4