Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследований процесса формирования акцентуаций характера
1.1 Особенности формирования акцентуаций характера
1.2 Факторы, детерминирующие формирование акцентуаций характера в зрелом возрасте.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование личностных деформаций (акцентуации характера)
2.1 Описание экспериментальной модели выявления и изучения акцентуаций характера исследований
Психастенический тип также характерен длябольшинства испытуемых. Этот тип свидетельствует о наличии робости, пугливости и моторной неловкости, нерешительности. Тревожная мнительность легкость возникновения навязчивых страхов, опасений. Стремится действовать по плану. Склонность к самоанализу, самокопанию в своих ощущениях и переживаниях, склонность к рассуждательству. Склонность к нарушениям поведения и тяга к алкоголю отсутствует.
Анализ данных по показателям уровня тревожности. Таблица №3. « Уровень тревожности ср. показатель п=10»
Реактивная тревожность |
Личностная тревожность |
|
П=10 |
51 |
58 |
У испытуемых в среднем выявлена высокая реактивная тревожность, что выражается в повышенном напряжении, беспокойстве, нервозности. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации.
Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги, что выражается в повышенных показателях личностной тревожности.
Заключение относительно выраженности акцентуаций характера испытуемых зрелого возраста.
Испытуемые отличаются работоспособностью и активностью. Их не пугает новая ситуация тестирования они желают узнать о себе и решить проблему своей конфликтности. Испытуемые ответили на все вопросы, при индивидуальной работе, были направлены на общение. Тестирование для них это возможность пообщаться рассказать о себе. На основание беседы было сделано заключение о том. что большинство испытуемых в силу лабильности воспринимает широкий круг своих жизненных событий как стресс. При этом обвинение идет в адрес окружения, а не своих недостатков. Во время тестирования, беседы наблюдает за реакцией экспериментатора и пытается манипулировать. У большинства испытуемых выявлены высокие показатели как реактивной так и личностной тревожности. Основной характеристикой эмоциональной сферы является повышенное напряжение, нервозность.
Испытуемые имеют устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. Возможно, что необходимо снизить уровень тревожности, что положительно отразиться на общем состоянии большинства испытуемых. У большинства испытуемых выявлено преобладание истероидного и психастенического типов акцентуаций. Были выявлены скрытые особенности сексуального развития личности. Менапауза, отсутствие интереса к сексу, либо повышенный интерес при отсутствии постоянного партнера. Депривация этой потребности усиливает тревожность. Требуется консультация гинеколога, момолога, эндокринолога и психоневролога.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
- Личностные деформации (акцентуации характера) в зрелом возрасте детерминированы возрастными изменениями (изменение гормонального фона при менопаузе, депривация сексуальной потребности), связанными с кризисом зрелости.
- Гипотеза должна быть проверена на репрезентативной выборке. В эксперименте не участвовали мужчины.
- При прохождении кризиса зрелого возраста, лабильность личностных процессов может стать причиной развития акцентуации характера.
- Опираясь на особенности описанных типов акцентуаций характера, можно построить коррекционную программу по преодолению деформации личности.
- Понимание особенностей акцентуаций позволяет корректировать выявленные недостатки.
- Во время проведения тестирования и консультации после тестирования расширяет возможность развития рефлексивных процессов испытуемых. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
- Работа психолога по преодолению тревожности.
- Работа по формированию стратегий решения проблемных ситуаций.
- Работа с мотивацией и уровнем достижения.
- Работа по повышению фрустрационной толерантности.
- Консультация с профилирующими медицинскими работниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зрелый возраст отличается от остальных периодов сформированность ряда процессов это и сознательная регуляция поведения это направленность на самореализацию и успешность социализации в обществе. Зрелые люди несут ответственность за будущее детей и настоящее своих родителей. Однако именно в этот возрастной этап мы наблюдаем целый спектр изменений и перестроек в психоэмоциональном, личностном, и физиологических планах.
Протекания кризисов на всех возрастных этапах описан. Однако зрелый возраст сопровождается сложными изменениями. Человеку на данном этапе требуется помощь как специалистов медиков так и профессиональных психологов.
Организационный психолог в силу своей компетенции может выявить отклонения в развитии, определить уровень тревожности и направить работника на прохождение коррекционной, реабилитационной работы. Тем самым вернув его в социум.
Проблема изучения личностных деформаций стрессового типа является актуальной как в области акмеологии так и в рамках решения профессиональных задач организационной психологии.
Проблема требует серьезной разработки и может стать отдельным исследовательским проектом на стыке медицины психологии и акмеологии, что представляет научный интерес.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания..- Л.: Лгу 1990
- Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2009 Тест опросника Айзенка Москва, Эксмо, 2009 – с. 190
- Бжалова И.Т. Новые методы экспериментального исследования установки.
- Введение в экспериментальную психологию личности. М.1980
- Глас Дж.Математическая статистика в педагогики и психологии.
- Давлетшин М.Г. Общая психология. Тексты лекций, Т. 2002Мельников В.М. Основы построения психологического эксперимента М.Просвещение 1985.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.П.1994.
- Живица О.В. Практикум по дисциплине «Практикум по психодиагностике» для специальности «Психология». «MC».// МФПУ «Университет», 2014// Проективные методики диагностики. – с.58 – 83.
- Общепсихологический практикум». «MC».// Краткий ориентировочный тест КОТ МФПУ «Университет», 2014//. С105
- «Общепсихологический практикум». Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина «MC».// МФПУ «Университет», 2014//. С126
- «Общепсихологический практикум». «MC».// МФПУ «Университет», 2014// Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) с 80-101
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.1990
- Практикум по социальной психологии. П. 2001
- Психология личности. Тексты. М.1982.
- Психологические исследования. Тбилиси, 1973
- Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
- Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
- Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
- Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
- Рогов В.Е Настольная книга практического психолога. 2 тома. М.2001
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. Мир.1989
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. М.1978
- Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978
- Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
- Экспериментальная психология. М. 2001
- Ямпольский В.М. Введение в экспериментальную психологию личности. М.1985
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика «ПДО»
Регистрационный лист №__2__
Фамилия имя отчество.__М.О._________
Возраст____50__ Дата « 5» июнь 2017
Первая часть
№№ пп |
ТЕМА |
№№ ответов |
Раскодировка |
1 |
самочувствие |
4,6, |
П (2) |
2 |
настроение |
2 |
П (2) |
3 |
Сон и сновидение |
1 |
Г(1)Н(1) |
4 |
Пробуждение ото сна |
4 |
А(2) |
5 |
Аппетит и отношение к еде |
3 |
А(2) |
6 |
Отношение к спиртным напиткам |
10 |
С(1)Ш(1)П(1)-3 |
7 |
Сексуальные проблемы |
0 |
|
8 |
Отношение к одежде |
2 |
|
9 |
Отношение к деньгам |
4 |
И(1) |
10 |
Отношение к родителям |
3 |
Л(1)Л(1)В(1) |
11 |
Отношение к друзьям |
15 |
А(1) |
12 |
Отношение к окружающим |
3 |
|
13 |
Отношение к незнакомым |
1. 9 |
Э(1)Э(1),Г(1)Ц(1) |
14 |
Отношение к одиночеству |
8 |
Ш(2) |
15 |
Отношение к будущему |
1 |
|
16 |
Отношение к новому |
3 |
|
17 |
Отношение к неудачам |
12 |
|
18 |
Отношение к приключениям и риску |
7 |
|
19 |
Отношение к лидерству |
2 |
|
20 |
Отношение к критике и возражениям |
7 |
Н(2)Е |
21 |
Отношение к опеке и наставлениям |
1 |
МП(2) |
22 |
Отношение к правилам и законам |
8 |
|
23 |
Оценка себя в детстве |
2 |
Г(2) |
24 |
Отношение к школе |
11 |
|
25 |
Оценка себя в данный момент |
5 |
ПДО
Вторая часть
№№ пп |
ТЕМА |
№№ ответов |
Раскодировка |
1 |
самочувствие |
1 |
|
2 |
настроение |
7 |
|
3 |
Сон и сновидение |
7 |
Л(2) |
4 |
Пробуждение ото сна |
2 |
|
5 |
Аппетит и отношение к еде |
19 |
|
6 |
Отношение к спиртным напиткам |
12 |
|
7 |
Сексуальные проблемы |
2 |
И(2) |
8 |
Отношение к одежде |
9 |
|
9 |
Отношение к деньгам |
5 |
|
10 |
Отношение к родителям |
5 |
К(2) |
11 |
Отношение к друзьям |
1 |
|
12 |
Отношение к окружающим |
1 |
|
13 |
Отношение к незнакомым |
3 |
|
14 |
Отношение к одиночеству |
5 |
|
15 |
Отношение к будущему |
9 |
|
16 |
Отношение к новому |
6 |
Э(2) |
17 |
Отношение к неудачам |
3 |
В(2) |
18 |
Отношение к приключениям и риску |
2 |
|
19 |
Отношение к лидерству |
1 |
|
20 |
Отношение к критике и возражениям |
5 |
Л(2) |
21 |
Отношение к опеке и наставлениям |
12 |
И(2) |
22 |
Отношение к правилам и законам |
9 |
И(2) |
23 |
Оценка себя в детстве |
1 |
|
24 |
Отношение к школе |
2 |
Э(1)Э(1)Н(1) |
25 |
Оценка себя в данный момент |
3 |
Г – гипертимный - 3
Ц- циклоидный - 1
Л- лабильный - 6
А- астено-невротический - 5
С- сентизивный - 1
П- психастенический -7
Ш- шизоидный - 3
Э- эпилептоидный -6
И- истероидный - 7
Н- неустойчивый- 3
К- конфрмный – 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тревожность
Таблица 1
№ |
высказывания |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица 2
№ |
высказывания |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
верно |
Совершенно верно |
21 |
Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я очень легко устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Нередко я проигрываю из за того, что недостаточно быстро принимаю решение |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Обычно я чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Ожидаемые трудности обычно тревожат меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я принимаю все близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Обычно я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. |
1 |
2 |
3 |
4 |