Файл: Личностные деформации стрессового типа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных негативных факторов, приводящие к органическим повреждениям головного мозга (вирусы, инфекции, черепно-мозговые травмы генетические аномалии и др.) в раннем онтогенезе мозг.

2. Неблагоприятная наследственность (определенный тип ВНД; алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера).

3. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно - сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей». Возможно период гормональной перестройки в зрелом возрасте.

Психологи практики (Выготский Л.С., Божович Л.И., Бреслав А., И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин и др.) выделяют социально-психологические факторы, которые приводят к возникновению акцентуаций: нарушения взаимодействий в семье; дезадаптация; возрастной кризис; психическая травма и как следствие состояние аффекта и психоэмоционального напряжения. Дезадаптацию психосоциального характера могут вызвать определенные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами, например, конфликты с семьей, друзьями.

Связь между данными факторами и проявлениями акцентуации не прямая. Возможно, акцентуация возникает лишь в случае, когда психический резерв не оформившейся личности не справляются с информацией, воздействием окружающей действительности, ситуации.

Необходимо отметить, что акцентуации характера не всегда так четко и ярко выражены. Акцентуации характера не являются аномалией развития личности, они входят в критерий нормы, так как характерны для 90% подростков, но на взрослых эта статистика не изучена. Несмотря на то, что это нормальное состояние, все же оно может стать причиной нарушения в сфере общения и дальнейшей социализации личности, вплоть до девиаций поведения.

С целью определения специфики деформаций личности и формирования характера в зрелом возрасте, а так же изучения проблемы искажения его развития по типу акцентуаций проанализируем специфику социализации человека.

При анализе мы исходили не только из внутренних и внешних факторов, определяющих специфику развития, но и из специфики самого возрастного развития зрелого возраста (ведущее новообразование, ведущая потребность, ведущая деятельность и социальная ситуация развития).

Определение связи между факторами детерменирующими возникновение акцентуаций проведено на основание теоретического анализа показателей возрастного развития и характеристик основных шкал акцентуаций предложенных в психологических исследованиях Личко, К.Леонгарда. Так для определения и выявления характеристики жизненной активности человека должны быть изучены факторы внутренний (тип ВНД, темперамент (работоспособность, эмоциональность), гормональные изменения, психосоматические и физические характеристики); внешний (общение, социальная ситуация развития, деятельность, семейное благополучие, статус, созревание самооценки); такой показатель акцентуации как возбудимость может быть выявлена путем изучения (реакции на ситуацию – гормональный фон, тип ВНД, психосоматическое состояние организма, эмоциональность, страхи, аффекты, лабильность, чувствительность, низкая фрустрационная толерантность). Глубина эмоциональной жизни человека определяется путем изучения типа ВНД, темперамента, ценностных и жизненных ориентации, личностной направленностью и значимостью событий, отношения в референтной группе, статуса и его благополучия. Склонность к педантизму это личностная направленность, характеристики идеального, реального Я, специфика, Я концепции, система ценностных ориентаций, локус контроля, личностная значимость. Уровень тревожности определяется путем изучения характеристики психоэмоционального напряжения, созревания уровней базальной организации – реактивная, личностная, ситуационная тревожность, уровень тревоги. Особенности темперамента и типа ВНД. Склонность к перепадам настроения встречается в следствии особенностей гормонального, физического, психоэмоционального созревания. Эти особенности определяются спецификой созревания ВНД и темпераментальным профилем (сила, подвижность, темп, эмоциональность). Демонстративность поведения –зависит от особенностей освоения тактиками и стратегиями общения, особенности самооценки, личностных характеристик. Неуравновешенность его поведения зависит от смены гормонального фона, типа высшей нервной деятельности, уровня чувствительности к внешним и внутренним воздействиям, силы или слабости протекания нервных процессов. Возрастные особенности созревания физических и психических процессов регуляции определяют степень утомляемости. Сила и выраженность эмоционального реагирования определяется типом ВНД, темпераментальных особенностей, ситуационных реакций во фрустрационной ситуации в зависимости от направленности реакции (Розенцвейг) экстропунитивной, интропунитивной, импунитивной и в зависимости от фиксации реакции на самозащите, на препятствии или на удовлетворении потребности. Подключение защитных механизмов и копинг стратегий.


На основании изучения особенностей факторов, детерминирующих формирование акцентуаций характера лиц зрелого возраста были сформулированы следующие выводы:

Выводы по главе 1

  1. Возрастные особенности созревания и формирования сознательной регуляции поведения и связанная с этим смена способов регулирования поведения. С этим связано аффективные психоэмоциональные перепады настроения и смена психоэмоционального состояния под влиянием внутренних и внешних воздействий.
  2. Перестройка системы ориентаций и смысложизненных ценностей и конфликты на этой почве, становятся причиной усиления показателей акцентуации.
  3. Формирование устойчивой самооценки и зрелого отношения к возрастным изменениям возможна наш взгляд с помощью подключения специалистов-психологов. Формирование системы представлений об изменениях организма и поиска резервов способствует формированию системы ценностей, созреванию устойчивой самооценки и следовательно подключению системы сознательной регуляции поведения, что способствует преодолению акцентуаций характера.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование личностных деформаций (акцентуации характера)

2.1 Описание экспериментальной модели выявления и изучения акцентуаций характера исследований

Изучение личностных деформаций стрессового типа сложный процесс, так как оба предмета малоизученны и требуют расширенного объяснения понятий. В курсовом проекте мы остановились на изучении акцентуаций характера лиц зрелого возраста. Если исходить из логики, что акцентуации подросткового возраста провоцируются гормональными изменениями, то следовательно в зрелости они так же имеют место быть. Однако в подростковом они не осознаются, тогда как в зрелостью должны осознаваться и сознательно регулироваться в противном случае они становятся объектом изучения малой психиатрии.


Исследование строится в нескольких направлениях. На начальном подготовительном этапе мы провели беседу с начальником отдела кадров, профсоюза и директором предприятия и выяснили списки наиболее конфликтных сотрудников. Из них определили лиц зрелого возраста от 45 до 56 лет. Выбрали группу участников в эксперименте. Получили их официальное согласие. Далее в течении недели вели наблюдение за испытуемыми в процессе трудовой деятельности и фиксировали количество конфликтов, наличие рабочих нагрузок и стрессоустойчивость испытуемых.

На основном этапе исследования была проведена процедура диагностики по методикам:

«Самочувствие, активность, напряжение». «САН». Испытуемым предоставлялась инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент времени по каждому из признаков, указанных на бланке. Подчеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой и правой половине каждой строки по выраженности признака.

3 – «да, совершенно верно»

2 – «да правильно»

1 – «скорее да, чем нет».

0 – «не могу определится»

Выбирайте ту цифру которая подходит вашему состоянию более всего.

Следующая методика ПДО Патохарактерологический диагностический опросник. ПДО. Опросник предложен А.Е.Личко в 1970 г. предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституционных психопатий, психопатических развитий и органических психопатий.

Исследование проводилось индивидуально в два этапа. На первом этапе в каждом из 25 разделов выбиралось от 1 до 3х утверждений, которые подходят испытуемой. На втором этапе выбор тех, которые не подходят.

Инструкция: На первом этапе надо просматривать каждый раздел и выбирать от 1 до 3х утверждений, которые вам подходят.

На втором этапе испытуемому предлагают выбрать те которые не подходят. Данные занесены в бланк. Бланк представлен в Приложении 1.таблица «№1,№2»

На следующем этапе при помощи шкалы самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л. Ханина был определен уровень тревожности. Данная методика является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (устойчивая характеристика человека). Разработанная Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение мелкой моторики и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.


Описание методики:

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Е1 –Е2 + 35, где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,7 9 12 13 14 17 18; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 1,2, 5,8,10,11, 15,16,19,20).

ЛТ = Е1-Е2 +35 где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22 23 24 25 28 29 31 32 34 35 37 38 40; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 21 26 27 30 33 36 39.

Интерпретация: До 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Заполненный бланк ответов представлен в Приложении 2. Таблица 1, 2. «Показатели реактивной тревожности». По результатам исследования были проведены консультации.

На заключительном этапе произведена обработка данных и произведена проверка гипотезы.

2.2 Диагностика индивидуальных и личностных особенностей проявлений акцентуаций характера испытуемых, переживших стрессовые ситуации

В эксперименте приняло участие 10 испытуемых женщин в возрасте 45 -50 лет. Сводная оценка показателей представлена в таблице №1 « показатели средней нормы по группе испытуемых п=10»

Таблица №1

Название шкал САН

балы

характеристика

Психическая активация (работоспособность)

18

Выше нормы

Интерес ( сосредоточенность)

19

Выше нормы

Эмоциональный тонус

19

Выше нормы

напряжение

9

В пределах нормы

Оценка комфортности

15

Высшее значение нормы.


Методика САН позволяет оперативно определить самочувствие испытуемых на момент тестирования. Выявлен наличный повышенный эмоциональный тонус, недовольство. В целом выявлена работоспособность и наличие интереса к работе. Уровень напряжения внутри нормы. В условиях тестирования они не ощущают дискомфорта.

Сводные данные по методики ПДО в таблице №2 «Показатели акцентуаций характера испытуемых».

Таблица 1.

шкалы

Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Д

Э

Т

И

Е

Н

В

К

О

БАЛ

3

1

6

5

1

7

3

0

6

0

7

1

3

2

2

0

Г – гипертимный; Ц- циклоидный; Л- лабильный; А- астено-невротический; С- сентизивный; П- психастенический; Ш- шизоидный Э- эпилептоидный И- истероидный Н- неустойчивый К- конформный Д – показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемой проблеме и стремление не раскрывать особенности своего поведения. Т- показатель откровенности; В- показатель черт характера присущих органическим психопатиям; Е- степень отражения реакции эмансипации в самооценке О- показатель психологической склонности к делинквентности.

Наибольшее число, превышающее МДЧ (минимальное диагностическое число) 7 балов: «истероидный» и «психастенический» типы.

Истероидный тип - ярко выраженная потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. Авторитет в группе приобретается подчеркиванием своей необычайности или демонстрацией яркости переживаний. В общении в группе стремится на роль лидера или исключительное положение, в роли лидера недостаточно тверд, чтобы повести за собой группу. Яркость и выраженность эмоций при отсутствии глубины, рисовка и позерство в переживаниях, лживость и фантазирование в общении из-за желания приукрасить свою личность. Умение вживаться в любую роль, неспособность к длительному усилию в учебе, неглубокое проникновение в суть дела. Увлечения многообразные и часто экстравагантные. Адаптация в группе – н6аиболее трудноопределимая ситуация является такая, при которой проявляется опасность потерять свои исключительные способности в глазах окружающих, для них это удар по их самолюбию, крушение надежд. Нарушения поведения не носят серьёзного характера, нежелание жить серой жизнью приводит к скандалам с родителями.