Файл: Административная и уголовная ответственность за нарушение патентных прав ( Административная ответственность за нарушение патентных прав).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
Введение
Гражданско-правовая ответственность — это санкция за правонарушение, вызывающая для правонарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективного гражданского права либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Меры защиты, рассмотренные выше, частично относятся к мерам ответственности, в зависимости от того, влекут ли они дополнительные имущественные лишения для нарушителя.
Ответственность за нарушение патентных прав предусматривается нормативно: в общих (возмещение убытков) и специальных положениях ГК РФ (уплата компенсации), а также в договорах, где могут содержаться санкции (например, уплата штрафа), касающиеся только сторон договора.
Возмещение убытков является общей мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется как в договорных, так и внедо- говорных отношениях. Исходя из определения убытков, содержащегося в ст. 15 ГК РФ, доказыванию подлежит (наряду с фактом нарушения) размер реального ущерба либо упущенной выгоды, а также причинная связь между действиями нарушителя и наступившими для патентообладателя негативными последствиями.
Сфера интеллектуальных прав и, в частности, патентных прав отличается от иных гражданско-правовых областей тем, что соответствующим характеру нарушения права и последствиям является возмещение не реального ущерба, а упущенной выгоды. Это связано главным образом с нематериальной природой объекта исключительных прав, который нельзя физически утратить или повредить. Неправомерное использование патентного объекта нарушителем приводит к появлению упущенной выгоды, поскольку патентообладатель не получает тех доходов, которые он получил бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.
Размер упущенной выгоды может быть исчислен исходя из цены, которая взимается при сравнимых обстоятельствах за использование этого либо подобного изобретения, полезной модели, промышленного образца. Задача определения размера упущенной выгоды более успешно решается при наличии у патентообладателя ранее заключенных лицензионных договоров о предоставлении третьим лицам права использования патентного объекта, право на который
нарушено. В этом случае за основу размера упущенной выгоды может быть принята цена, установленная в этом лицензионном договоре.
Компенсация, предусмотренная ст. 1406.1 ГК РФ, применяется вместо возмещения убытков в случае нарушения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, как во внедоговорных, так и в договорных отношениях.
При определении размера компенсации могут быть приняты во внимание разъяснения, данные высшими судебными органами применительно к компенсации, взыскиваемой за нарушение авторского права. Суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения (п. 43.3 постановления от 26 марта 2009 [1]г. № 5/29).
С 1 октября 2018 г. ст. 1250 ГК РФ действует в новой редакции, изменившей положения о вине нарушителя. Вина последнего теперь не имеет значения при применении мер ответственности за нарушение интеллектуальных прав, если нарушение допущено при осуществлении предпринимательской деятельности. Названная сфера деятельности — та, где в основном происходит нарушение патентных прав. При определении оснований ответственности во внимание принимаются лишь обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и не предотвратимые при данных условиях обстоятельства.
К числу мер гражданско-правовой ответственности относится изъятие контрафактного материального носителя, в котором воплощено запатентованное изобретение, полезная модель, промышленный образец. Такое последствие предусмотрено общими положениями ст. 1252 ГК РФ о защите интеллектуальных прав. Данное требование предъявляется к изготовителю, импортеру,
хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Интерес представляет положение указанной статьи ГК РФ, касающееся возможности изъятия контрафактного материального носителя у недобросовестного приобретателя. Таковым следует считать лицо, которое, приобретая эту вещь, знало либо должно было знать о том, что в нем неправомерно воплощено запатентованное решение. В том случае, если данный факт не доказан (т.е. приобретатель добросовестен), изъятие вещи у него невозможно, но использовать, эксплуатировать ее будет нельзя.
Для разрешения вопроса об изъятии контрафактного материального носителя необходимо установить, помимо собственно контрафактности, наличие этого носителя у ответчика, поскольку он не может быть обязан к изъятию вещи, не находящейся в его владении. Во избежание отчуждения вещи ответчиком судом по ходатайству истца могут быть применены обеспечительные меры в порядке норм гл. 8 АПК РФ.
Следует иметь в виду, что изымаемый материальный носитель должен быть индивидуализирован в достаточной мере, с тем чтобы судебный акт отвечал требованию исполнимости.
Применение мер гражданско-правовой ответственности не исключает применения уголовно-правовых либо административно-правовых мер.
Уголовная ответственность в рассматриваемой сфере предусмотрена ст. 147 УК РФ («Нарушение изобретательских и патентных прав») [2]за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб. Совершение любого из указанных действий составляет объективную сторону преступления.
Понятие использования изобретения, полезной модели, промышленного образца раскрыто в п. 2 ст. 1358 ГК РФ, содержащей незакрытый перечень действий, признаваемых использованием соответствующего патентного объекта. Данное понятие было подробно раскрыто при характеристике исключительного права па изобретение, полезную модель, промышленный образец.
Разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них обоснованно нашло отражение в рассматриваемой статье УК РФ, поскольку такое действие способно нанести значительный ущерб интересам лица, обладающего правом на получение патента. Несанкционированное раскрытие сведений о сущности созданного решения влечет утрату им новизны, если в результате такого раскрытия сведения стали общедоступными, а заявка на выдачу патента еще не подана. Раскрытие сведений о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца, если оно произошло после подачи заявки на выдачу патента, также может существенно навредить интересам заявителя, так как лишает его некоторых возможностей, связанных с определением судьбы поданной заявки для цели выбора желаемого для него варианта патентования этой либо других разработок.
Незаконное использование патентного объекта, а также разглашение сведений о его сущности по своей субъективной стороне характеризуются наличием как прямого, так и косвенного умысла.
Другие деяния, предусмотренные рассматриваемой статьей УК РФ, - присвоение авторства или принуждение к соавторству, исходя из характера этих действий, совершаются только в форме прямого умысла.
Присвоение авторства выражается в том, что лицо неправомерно объявляет себя автором решения, которое фактически не создавало, и (или) совершает действия по реализации прав, принадлежащих автору этого решения (например, подает заявку на получение патента).
Значительную сложность может представлять установление присвоения авторства в отношении служебных разработок, поскольку они создаются, как правило, коллективом авторов, в рамках которого не всегда достигается понимание того, чья роль в создании решения являлась в необходимой степени творческой. Породить конфликт в этом вопросе могут и действия работодателя, если он указывает в подаваемой им в Роспатент заявочной документации ошибочный состав авторов.
Принуждение к соавторству состоит в оказании физического или психического воздействия на автора с целью получения его согласия на включение в число соавторов других лиц.
Преступление, предусмотренное ст. 147 УК РФ, имеет материальный состав, т.е. считается совершенным лишь при наличии крупного ущерба. Данное обстоятельство вызывает сложность практического применения данной нормы, поскольку для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить причинную связь между деянием и наступившим последствием.
Санкцией за преступление являются штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
В случае, если преступные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказание состоит в наложении штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо в принудительных работах на срок до пяти лет, либо аресте на срок до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до пяти лет.
Административная ответственность [3]установлена ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ («Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав») за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.
Действия, за которые установлена административная ответственность, отличаются от уголовно наказуемых действий тем, что причинения какого- либо ущерба потерпевшему не требуется.
Санкцией по данной статье является наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Административная и уголовная ответственность применяется за наиболее серьезные нарушения авторских, смежных, патентных исключительных интеллектуальных прав и аналогичных прав на средства индивидуализации.
В соответствии со ст. 7.12 КоАП административная ответственность предусмотрена за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП, а также за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.
Глава I. Административная ответственность за нарушение патентных прав
Административная ответственность в соответствии с п. 2 ст. 7.12 КоАП РФ [4]незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ может быть применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста товаров.
В соответствии с 2 п. 3 ст. 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно п. 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся … предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат.
1.1. Способы защиты патентных прав
Способы защиты исключительных прав на объекты патентного права несколько отличаются от способов защиты объектов авторских и смежных прав.
За нарушение патента предусмотрен перечень мер гражданско-правовой ответственности:
- требовать от виновного лица прекращения нарушения права;
- возмещения причиненных убытков;
- публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации.
Перечень данных способов не является исчерпывающим. Законодательством могут быть предусмотрены и иные способы защиты.
Требования к нарушителю патента могут быть заявлены также обладателем исключительных прав на основании исключительной лицензии, если иное не предусмотрено лицензионным договором.
Защита патентных прав осуществляется в административном и судебном порядке. Так, в административном порядке рассматриваются споры Палатой по патентным спорам Роспатента. Например, в Палату по патентным спорам подаются заявления на решения Роспатента об отказе в выдаче патента, признании его недействительным либо заявление об оспаривании патента. Решение Палаты по патентным спорам может быть обжаловано в суд. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение исключительных прав. В соответствии с п. 2 ст. 7.12 КоАП незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству влечет административную ответственность. Ст.147 УК РФ предусматривает уголовную ответственность [5]за нарушение изобретательских и патентных прав. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
1.2. Нарушение патентных прав
Нарушением патентных прав в России является незаконное использование запатентованной разработки, связанное, в частности, с ввозом, производством, продажей предложением к продаже или хранением объектов (продукта, изделия и т.д.), в которых применяется изобретение, полезная модель или промышленный образец, охраняемые патентами, а также с реализацией запатентованного способа (технологии).
Установление факта такого использования осуществляется путем сравнения формулы патента (для изобретений и полезных моделей) или существенных признаков запатентованного изделия (для промышленного образца) с характеристиками объекта, в котором предположительно используется запатентованная разработка.
Споры, связанные с незаконным использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, разрешаются в судебном порядке.
В случае нарушения патентных прав патентообладатель может предъявить требования нарушителю:
- Признать права патентообладателя,
- Прекратить незаконное использование запатентованных разработок,
- Возместить убытки, связанные с незаконным использованием,
- Изъять все материальные объекты (продукцию, оборудование и т.д.), нарушающие права.
За нарушение прав на патент РФ предусмотрена также административная и уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет.
Не является нарушением патента в РФ:
- Использование запатентованной разработки (изобретения, полезной модели, промышленного образца) на транспортных средствах, которые случайно или временно находятся на территории России.
- Проведение научного исследования.
- Использование запатентованной разработки в условиях чрезвычайной ситуации.
- Использование разработки в личных целях, не связанных с получением дохода.
- Разовое приготовление лекарств в аптеках.
- Применение, продажа, хранение и т.д. продукта, который был куплен у патентообладателя или с его разрешения. Например, если вы покупаете продукцию у патентообладателя, дальнейшая его перепродажа не является нарушением патентных прав, поскольку продукция уже введена в гражданский оборот.
- Использование разработки на основании права преждепользования. Если какое-либо лицо использовало разработку до даты приоритета изобретения, полезной модели и промышленного образца, то оно может продолжать ее безвозмездное использование без расширения объемов производства.