Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность мировой валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ). В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многофункциональной системы платежей по валютным операциям и т.д.
Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк и др.
Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:
1. ЕВС не включает все европейские валюты;
2. хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются;
3. слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровнях и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса;
4. координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара, курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении - снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60% международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте. Но несмотря на это ЕВС делает все возможное для того, чтобы оборвать связь с долларом, и ввод новой валюты поддержали большинство стран-членов.
Таким образом, приведенная характеристика мировой валютной системы дает возможность сказать, что она является одной из более сложных по своему строению, и в то же время она является самой важной по своему функциональному назначению звеном мирохозяйственных связей. Усовершенствование международных экономических отношений, как объективный процесс, приводит к усовершенствованию валютной системы, поскольку она в значительной степени влияет на формирование современных международных экономических отношений.
1.3 Государственное регулирование валютного курса
Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.
Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.
Более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. Повышая учетную ставку (т.е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.
Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению.
Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво
Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т.д. валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.
Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют, которые мы рассмотрим в таблице 1.2
Таблица 1.2
Режим обратимости валют
«свободно конвертируемая валюта» (СКВ) |
«частично конвертируемая» |
«неконвертируемая» |
|
Включает внутреннюю и внешнюю обратимость. |
Обладает признаком внутренней или внешней обратимости. |
Валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. |
|
Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами.
Внешняя обратимость - свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.
К свободно используемым валютам относятся:
· доллар США;
· марка ФРГ;
· японская йена;
· английский фунт стерлингов;
· швейцарский франк;
· канадский доллар.
Основная доля международных платежей (около 70%) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, не смотря на крах «бреттон-вудской» системы.
Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Так как эти страны движутся к рыночному типу хозяйствования и намерены включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Только следует помнить, что это повлечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. Поэтому переход к конвертируемости должен проходить постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.
Мы можем заметить, что действия государства, влияющие на валютный курс, делятся на косвенные и прямые. Более быстрый эффект дает прямое регулирование. К нему относится: политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных курсах.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
2.1 Специфика МВФ
МВФ (International Monetary Fund) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказание им финансовой помощи пи валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко - и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе. Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г. Деятельность Фонд начал в мае 1946г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г. В 2012г. число стран составило 188.
Устав МВФ изменялся в 1969г. с ведением специальных прав заимствования - СДР, в 1976-1978гг. - ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992г. - включением санкции - приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.
Цели МВФ
МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег - СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран-членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.
Эмиссия СДР производиться в виде кредитовых записей на специальных счетах МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно оставлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран-членов оказывает воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.
Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом - определяет:
1. сумму подписки на капитал;
2. возможности использования ресурсов Фонда;
3. сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;
4. количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% - национальной валютой.
На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США - 17,5%, Японии - 6,3%, Германии - 6,1%, Великобритании - 5,1%, Франции - 5,1%, Италии - 3,3% и Канады - 3,0%; 15 стран - участниц ЕС - 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
Предоставление кредитов Фондом странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.
Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ - в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.