Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ограничения на движение капитала - не панацея, и они часто создают более серьезные проблемы, такие как коррупция или задержки необходимых реформ, чем те, что удается таким образом решить. Но так обстоит дело и в любой другой области деятельности правительства. Мы живем в неидеальном мире, где политические меры практически всегда частично проводятся в чьих-то интересах (и эффективны лишь частично) и где благонамеренные реформы в одной области могут иметь неприятные последствия в других частях системы.[14]

В таком мире не слишком логично воспринимать контроль за движением капитала исключительно как крайнюю меру; такой подход -лишь фетишизация финансовой глобализации. В зависимости от ситуации мир может нуждаться в твердолобом прагматизме и в признании, что контроль за движением капитала иногда должен выдвигаться на первый план.

Изучив основные тенденции влияния международных финансовых институтов на процессы евроинтеграции с конца 1940-х гг. и до начала XXI в. (на примере МВФ и МБРР), следует назвать несколько ключевых тенденций сотрудничества МВФ и МБРР с государствами-членами и евроструктурами в области политики, экономики и социального планирования, проводимой с целью экономико-правого развития и дальнейшей конвергенции всех стран.

Так, рассмотрев перспективы процессов евроинтеграции в странах ЕС, можно прийти к следующим выводам: несмотря на драматически ухудшающуюся ситуацию, как в экономике самого ЕС, так и глобальной экономике, Евросоюз провел процесс расширения и принял новых членов. На данном этапе наибольшую проблему внутри ЕС создает поиск эффективного способа, как справиться с интеграцией в еврозоне еще весьма слабых и несовершенных экономик Восточной Европы. У процесса расширяющейся интеграции на сегодняшний день существует много трудностей, однако следует констатировать, что на сегодняшний день этот процесс трудно и даже невозможно приостановить или аннулировать. Тем не менее, несмотря на очевидные успехи интеграции, существует множество проблем — политических, экономических, социальных, которые государства-члены ЕС должны преодолеть в ближайшее время. Поэтому экономическая конвергенция ЕС является долгосрочным процессом.

У экономики России есть «красная черта». В 2013 году номинальный ВВП на душу населения в России был $14,5 тыс. По прогнозу МВФ, в 2016 году — $8,4 тыс. Это очень простой показатель качества жизни, благополучия населения. Главное, не допустить его трехкратного снижения до $4,5-5 тыс.


Международный валютный фонд (МВФ) в 2016 пересмотрел в сторону ухудшения экономические прогнозы для России. Согласно нынешним ожиданиям фонда, российская экономика в текущем году сократится на 1,8%, а в 2017 году ее ждет рост на 0,8%. Такие цифры содержатся в новом прогнозно-аналитическом докладе, подготовленном к весенней сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка, передает ТАСС. Официально доклад должны представить 12 апреля.[15]

В январе МВФ уже пересматривал оценки перспектив экономики России в сторону ухудшения. Согласно январскому прогнозу, в 2016 году ВВП сократится на 1%, а не на 0,6%, как ожидалось ранее. Ухудшение экономической ситуации эксперты связали с санкциями и ценами на нефть. В 2017 году, предполагали эксперты фонда, рост экономика мог составить 1%.

Глава МВФ Кристин Лагард накануне заявила, что мировая экономика вышла из кризиса и продолжает восстанавливаться, однако этот процесс идет слишком медленно. «Конечно, мы добились значительного прогресса со времени великого финансового кризиса. Но так как рост экономики слишком долго оставался слишком медленным, слишком много людей просто не почувствовали его», — сказала Лагард, выступая во вторник, 5 апреля, с лекцией во Франкфуртском университете имени Гёте.

Особую тревогу, по ее словам, вызывает то, что чисто экономические риски усиливаются за счет «политических» — терроризма, военных конфликтов и эпидемий.

Согласно Статьям соглашения МВФ, основные переговоры Фонд ведет с исполнительной властью стран. Переговоры и консультации, а также образовательные программы и семинары являются одним из основных средств сотрудничества представителей МВФ и представителей политических институтов ЕС в контексте поощрения и координации интеграционных процессов в Европе.

Исходя из содержания самой статьи, следует окончательно резюмировать: стратегические задачи МВФ, а также геополитическое положение и геоэкономическое значение Европы дают основания с уверенностью утверждать, что процессы евроинтеграции будут играть одну из ключевых ролей в сфере интересов МВФ. История более чем 60-летнего экономического и политического сотрудничества ЕС и МВФ не завершилась в XX веке. Данный виды сотрудничества сохранились и приумножились, а это значит, что обновленная Европа будет и в XXI веке вести свою политику взаимовыгодного сотрудничества с МВФ.

Какое место в новом финансовом правопорядке займёт Россия, зависит от развития экономической, политической и юридической системы нашей страны, от раскрытия потенциала не только общества, но и каждого гражданина. С осознанием себя, своего места в мире придёт понимание вектора развития нашего государства.


2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

2.1. Прогнозные и итоговые оценки международного валютного
фонда

Ситуация в мировой экономике в настоящее время крайне нестабильна. Согласно анализу МВФ, темпы ее посткризисного восстановления становятся все более вялыми, главная проблема - продолжающееся расширенное воспроизводство долговых обязательств. Основные тенденции мировой экономики, по мнению экспертов МВФ, таковы: происходит интенсификация кризиса еврозоны; продолжается падение выпуска и занятости в США; внутреннее потребление (спрос) в ключевых развивающихся странах (странах с переходной экономикой) не способно стать движущей силой экономического развития.[16]

При этом МВФ, традиционно выражая сдержанный оптимизм в своих прогнозах, впервые признает серьезную вероятность нового кризиса. Вероятность снижения темпов роста мировой экономики до уровня менее 2% в 2015 г. соотносится с рецессией в странах с развитой экономикой и торможением роста в странах с формирующимся рынком. Такая вероятность возросла примерно до 17%. Согласно модели МВФ, риски рецессии в странах с развитой экономикой (что повлечет за собой серьезный спад в странах с формирующимися рынками и в развивающихся странах) очень высоки. Для 2015 г. оценки показывают, что спад вероятен на 15% в США, выше 25% в Японии и выше 80% в еврозоне.

Однако насколько точно прогнозирует один из ведущих мировых институтов, обладающий наиболее полной базой данных о развитии мировой экономики, можно судить на основании сводных показателей динамики ВВП за период 2015-2017 гг., приведенных в табл. 1

Таблица 1

Прогнозные и итоговые оценки МВФ темпов роста мировой экономики в период ее системной перестройки

Страна

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Весь мир

3,6

4,1

4,4

Развитые страны

1,5

2,3

2,6

США

2,1

2.9

3,6

ЕС-17

0,2

1,2

1,5

ЕС

0,5

1 5

1,9

Великобритания

1,1

2,2

2,6

Италия

-0,7

0,5

1,9

Франция

0,4

1,1

1,5

ФРГ

0,9

1,4

1,4

Япония

1 2

1,1

1,2

Развивающиеся страны

5,6

5,9

6,1

Россия

3,8

3,9

3,9

Бразилия

4,0

4,2

4,2

Индия

6,0

6,4

6,7

КНР

8,2

8,5

8,5


Из данных табл. 1 видно, что в самом начале последнего мирового кризиса ожидания прогнозистов МВФ были излишне оптимистичны: предполагалось, что развитые страны и мировая экономика в целом будут иметь положительную динамику.

МВФ, в условиях "оптимизма на финансовом рынке необходимо обеспечить финансовую устойчивость". Слабый уровень инфляции свидетельствует об отсутствии динамизма во многих странах с развитой экономикой, а денежно-кредитная политика должна оставаться адаптивной.

Тем не менее, повышенные темпы роста означают, что налогово-бюджетная политика должна во все большей степени разрабатываться с учетом среднесрочных целей - "обеспечение устойчивости налогово-бюджетной сферы и стимулирование производственного потенциала". По мнению МВФ, международное сотрудничество "остается жизненно важным для обеспечения восстановления" мировой экономики.[17]

Рост экономики США прогнозируется в 2018 и 2019 годах соответственно на 2,7% и 2,5%. Как отмечается в докладе МВФ, эти показатели лучше октябрьских ожиданий на 0,4 и 0,6 п.п.

Прогнозы для зоны евро составляют 2,2% и 2% роста за 2018 и 2019 годах. При этом оценка экономики Испании понижена на 0,1 п.п. за 2018 год - до 2,4% роста.

В Японии в 2018-2019 годах МВФ ожидает роста экономики на 1,2% и 0,9% (на 0,5 п.п. и 0,1 п.п лучше октябрьского прогноза).

При этом фонд ухудшил оценку экономики Великобритании в 2019 году - рост ВВП составит 1,5% против 1,4% ранее озвученного прогноза, а в 2018 г. оставил без изменения - 1,5%.

Локомотивами роста в мире остаются страны группы БРИКС. По прогнозам МВФ, рост экономики Индии в 2018-2019 годах составит 7,4% и 7,8% (без изменений по сравнению с октябрьским прогнозом), Китая - 6,6% и 6,4% (оба показателя улучшены на 0,1 п.п.). В 2018 году экономика РФ повысится на 1,7%, а не на 1,6%, как предполагалось в октябре прошлого года. Фонд ожидает роста российской экономики в 2019 году на 1,5%.

Ухудшены оценки для ЮАР - 0,9% в 2018 году и 2019 году (на 0,2 и 0,7 п.п. соответственно). При этом для Бразилии МВФ улучшил прогноз по росту экономики до 1,9% и 2,1% против ожидавшихся в октябре 1,5% и 2%. В странах СНГ в 2018-2019 годах в целом МВФ прогнозирует 2,2% и 2,1% роста экономики. Показатель за 2018 год лучше октябрьского прогноза на 0,1 п.п., за 2019 год - не изменился.[18]

МВФ ожидает роста средней цены на нефть в 2018 году на 11,7% относительно показателя 2017 года, а также сокращения цены на 4,3% в 2019 году. Улучшение перспектив глобального роста, погодные явления в США, продление соглашения ОПЕК + об ограничении добычи нефти, а также геополитическая напряженность на Ближнем Востоке поддерживали цены на нефть.


На основании данных по фьючерсным рынкам по состоянию на 11 декабря прошлого года, эксперты МВФ оценивают средний уровень цен на нефть в текущем году в $59,9 за баррель, а в 2019 году - в $56,4. В 2017 году цена составляла, по этим же оценкам, в среднем $52,7 за баррель.

При этом в МВФ поясняют, что имеется ввиду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и западно-техасской нефти WTI.

Как отмечают авторы доклада, цены на черное золото "выросли примерно на 20% в период с августа до середины декабря 2017 года до более $60 за баррель с некоторым дальнейшим ростом на начало января 2018 года". "Рынки ожидают, что цены на нефть будут постепенно снижаться в течение следующих 4-5 лет - по состоянию на середину декабря фьючерсы на среднесрочную перспективу составляли около $54 за баррель, что было немного выше, чем в августе".

По словам специалистов, рост цен на топливо привел к росту общей инфляции в странах с развитой экономикой, но темпы роста заработной платы и базовой инфляции "остаются слабыми". В странах с формирующейся рыночной экономикой темпы общей и базовой инфляции несущественно выросли в последние месяцы после снижения в начале 2017 года.[19]

В опубликованном в январе докладе Всемирного банка "Перспективы мировой экономики" говорится, что цены на нефть в долгосрочной перспективе маловероятно значительно вырастут по сравнению с нынешним уровнем. По мнению экспертов ожидается, что "ряд факторов установит предельные цены на нефть в долгосрочной перспективе". В их число входят "повышение эффективности производства сланцевой нефти, более широкое использование технологий, сокращающих потребление топлива и изменение политического курса в ответ на проблемы окружающей среды".

МВФ улучшил оценку роста ВВП России в 2018 году и оставил без изменений прогноз на 2019 год. Согласно обновленному прогнозно-аналитическому докладу МВФ, рост российской экономики в 2018 году составит 1,7% вместо ожидаемых ранее 1,6%. В 2019 году ВВП России, по прогнозам фонда, вырастет на 1,5%.

На основании данных на фьючерсных рынках по состоянию на 11 декабря 2017 года эксперты МВФ оценивают средний уровень цен на нефть в текущем году в $59,9 за баррель, а в 2019 году - $56,4. В 2017 году стоимость нефти, по оценкам МВФ, составила в среднем $52,7 за баррель.

В докладе также указывается, что экономический рост в странах СНГ в 2018-2019 годах будет выше 2%, "чему будет способствовать незначительный пересмотр перспектив роста в России в 2018 году".[20]