Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее глава представительства МВФ в России Габриэль Ди Белла, выступая на Гайдаровском форуме, отметил, что российская экономика преодолела спад и может расти на 1,5% в год, но при этом необходимо добиваться роста на 3%. Он подчеркнул, что спад был не таким глубоким, как можно было ожидать. Комментируя слова Ди Белла, официальный представитель МВФ Джерри Райс указал на улучшение экономической ситуации в России, но отметил необходимость проведения реформ в стране.

2.2. Анализ деятельности МВФ в условиях глобальной экономики

Власти страны разрабатывают программы экономической политики, поддерживаемые финансированием МВФ, в тесном сотрудничестве с МВФ, при этом продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы. Отреагировав на мировой экономический кризис 2008 года, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в 2010 и 2011 годах принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и надёжными институциональными основами такой политики. МВФ также удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира. По-прежнему требование регулирования контроля уровня бюджетного дефицита выступает приоритетным направлением политики фонда в отношении России. Это требование основано на убежденности в том, что финансовая стабилизация, достигаемая прежде всего путем снижения уровня бюджетного дефицита, выступает важнейшей предпосылкой экономического роста в реформируемой стране. А именно возобновление экономического роста (рост реального ВВП) служило бы важнейшим показателем выхода России из кризиса и появления условий для повышения народного благосостояния.[21]

Проблема достижения экономического роста или увеличения его темпов стоит перед всеми странами с переходной экономикой. Многие из них уже имеют успешный опыт в решении данной проблемы. МВФ имеет опыт содействия реформированию таких «утяжеленных» отраслей в странах Восточной Европы и Балтии. Этот опыт ценен, но не всегда применим к России. В данных странах доля таких отраслей в общей структуре экономики ниже, чем в России, при единичных случаях закрытия предприятий рабочая сила имела возможность мигрировать на другие рабочие места без значительных трудностей, в том числе в другие населенные пункты при характерной для этих стран небольшой удаленности населенных пунктов друг от друга. В России решение данной задачи предполагает активное участие государства в создании новых рабочих мест, стимулировании структурной перестройки промышленности, осуществляемой в соответствии не только с экономическими, но и социальными требованиями, другие меры, уменьшающие, если не исключающие, социальные осложнения оздоровления государственного бюджета. Действенность таких мер зависит не от МВФ, а от самой России.


Недооценивать роль Международного валютного фонда невозможно. Однако критика в адрес организации также оправдана. Ведь фактически страна-заемщик попадает в кредитное рабство. Поэтому мир задумался об альтернативе. Китай занял резервную позицию. Так, в 2014 году был основан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций – своеобразный китайский аналог МВФ. Кроме того, различные проблемы Международного валютного фонда привели к тому, что сегодня организация проводит ряд реформ, призванных еще оперативное реагировать на текущую ситуацию в мировой экономике.

Таким образом, деятельность МВФ позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. МВФ призван служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. Подведя итог, отметим, что деятельность МВФ охватывает три основных направления: кредитование (с целью помощи странам), регулирование международных валютных отношений и постоянный надзор за мировой экономикой.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Основные проблемы международного валютного фонда

Международный валютный фонд - это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[22]

К первой проблеме деятельности международного валютного фонда можно отнести то, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов.


Требования Международного Валютного Фонда не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. МВФ и Мировой банк предоставляли займы разным странам только при условии выполнения ими политических и экономических требований, таких, например, как свобода передвижения капитала; высокие процентные ставки, что препятствует развитию промышленности, но облегчает финансовые спекуляции; сокращение до минимума или ликвидацию социальных программ (бесплатного или дешевого здравоохранения, образования, дешевого жилья, общественного транспорта и т.п.); отказ от защиты природы и охраны окружающей среды; поддержка стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США; налоговые реформы, которые увеличивают давление на бедных и облегчают налоговое бремя богатых. В России это вылилось в единый 13-процентный налог – бедные стали платить на 1 % больше, а богатые – на 7, 12, 17, 27 и т.д. процентов меньше).

Вторая проблема: нестабильность финансовой системы из-за массового ухода инвесторов, если они чувствуют недостатки во внутренней политике страны, бедность, разрывы в уровнях стран, отток вызывает кризисы, кот. имеют склонность распространятся, слабость финансовой системы, наличие неликвидных или неплатежеспособных предприятий – нужно: требования к основному капиталу, укрепление юр основ, управление.[23]

МВФ – международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.

Тем не менее в МВФ и в развитых странах по-прежнему преобладает мнение, что контроль за движением капитала - крайняя мера, которая должна использоваться только после того, как традиционные средства макроэкономической и финансовой политики уже исчерпаны. Свободное движение капитала по-прежнему остается конечной целью, даже если некоторым странам, возможно, понадобится время, чтобы его обеспечить.

В этой позиции есть два изъяна. Во-первых, как неустанно отмечают сторонники движения капитала, страны должны выполнить длинный список условий, прежде чем смогут извлечь выгоду из финансовой глобализации. Среди этих условий защита прав собственности, эффективное исполнение контрактов, искоренение коррупции, повышение прозрачности и финансовой информации, эффективное корпоративное управление, денежно-кредитная и налогово-бюджетная стабильность, разумный уровень долга, рыночные валютные курсы, высокое качество финансового регулирования и пруденциального надзора. Другими словами, политика, которая должна обеспечить экономический рост в развивающихся странах, требует сначала внедрения институтов, существующих в ведущих странах.


Но многие развивающиеся страны сталкиваются как раз с низким спросом на инвестиции, а не дефицитом внутренних сбережений. Социальная отдача от инвестиций может быть высокой, но частная отдача - низкой из-за внешних факторов, высоких налогов, слабых институтов или любого другого из широкого спектра факторов.

Приток капитала в экономики, которые страдают от низкого спроса на капиталовложения, способствует потреблению, а не накоплению капитала. Он также способствует повышению обменного курса, который усугубляет инвестиционный дефицит. Страдает от этого прибыльность наиболее конкурентоспособных отраслей, и инвестиционный спрос падает дальше. В таких странах приток капитала может даже замедлить рост, а не стимулировать его.

Проблема не в том, что эти меры не позволяют управлять масштабами или структурой этих потоков, а потому, что это влияние достаточно невелико. Бразилия, Колумбия, Южная Корея и другие страны столкнулись с тем, что ограниченный контроль, ориентированный на конкретные рынки (скажем, рынок облигаций или краткосрочного банковского кредитования), не позволяет существенно повлиять на ключевые параметры - валютный курс, монетарную независимость или внутреннюю финансовую стабильность. И выходит, что по-настоящему эффективный контроль за движением капитала, возможно, должен быть не хирургическим и узконаправленным, а более прямолинейным и всеобъемлющим.

3.2. Пути решения проблем международного валютного фонда

Какое место в новом финансовом правопорядке займёт Россия, зависит от развития экономической, политической и юридической системы нашей страны, от раскрытия потенциала не только общества, но и каждого гражданина. С осознанием себя, своего места в мире придёт понимание вектора развития нашего государства.

На сегодняшний день МВФ установил для себя следующие цели:

  • поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
  • содействие сбалансированному росту в области валютной политики;
  • способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;
  • поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
  • участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;
  • предоставление средств для ликвидации несбаланси­рованности платежных балансов государств-членов.

Для выполнения поставленных задач МВФ разработал принципы и функции. Для выполнения своих целей МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран- членов. Финансовые операции осуществляются только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Правила, регулирующие доступ к ресурсам МВФ, одинаковы для всех стран-членов. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте для платежей по текущим операции должна представить подтверждение необходимости кредита. Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна увеличиваться более чем на 25% от квоты в течение года и в общем объеме превышать 200 % от квоты. Процентные ставки по кредитам определяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов и расходов.[24]

Кроме того, в структуре МВФ создано несколько специальных фондов для отдельных видов кредитования. В рамках фонда системной трансформации МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140 % от квоты. Их погашение производится в течение 4-10 лет.

В рамках фонда компенсационного финансирования МВФ предоставляет государствам-членам финансирование на срок от 3 до 5 лет в случае несения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых цен, если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств, при необходимости, а также для поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с соглашениями, одобренными МВФ.

С помощью системы развития сырьевых ресурсов МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 5 лет. Срочную помощь МВФ предоставляет путем закупки товаров стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий. В пределах фонда структурной адаптации МВФ может оказать помощь в проведении структурных реформ развивающимся странам с низкими доходами, а также в реализации среднесрочных макроэкономических программ.[25]

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении контроля над страной-заемщиком Заключение страной-должником кредитного соглашении с МВФ, главным элементом которого являются определенные экономические и политические условия, предъявляемые в форме программы стабилизации, служит для кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для отсрочки погашения долов и предоставления этой стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов и, напротив, даже небольшой заем Фонда дает стране возможность получить более крупные кредиты в банке.