Файл: Построение организационных структур (Методы проектирования структур.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Структура - расположение и связь составных частей чего-либо, строение; форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему независимо от ее элементов и целей. Это является частью единого целого, чем отличается от структуры присутствием ориентации. Структура показывает, все происходит внутри организации, отражая все элементы данной системы.

Слово «учреждение» означает фундамент, начало чего-либо. В управлении социально-экономическими системами данное понятие используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения определенных совместных с использованием принципов разделения труда, обязанностей и на основе определенной структуры.

Организационная структура в теории управления социально-экономическими системами означает внутреннее строение организаций, совокупность взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей. Данное словосочетание состоит из двух терминов — учреждение и структура.

Главные части, отделы или штатные должности в организационной структуре создаются для исполнения определенного набора функций управ-ления или работ, ведущих к достижению целей организации в целом. Для исполнения обязанностей отелов их должностные лица уполномочиваются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут материальную или уголовную ответственность за выполнение этих обязанностей. «Среди отделов, должностей выстраиваются тесные связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня)»[1].

Организационная структура правления обеспечивает связь, организацию связей и отношений между подразделениями предприятия. Организационная структура правления внутри учреждения носит в основном ступенчатый характер и образуется по принципу подчинения нижестоящего органа высшему. «В многоуровневой системе управления необходимо четкое взаимодействие различных звеньев и уровней системы управления. Организационная структура правления организацией соответствует структуре самого предприятия, масштабам и функциональному назначению управляемых объектов. Управление протекающими в отделах организации процессами исполняют сами отделы. Построение организационной структуры правления происходит в соответствии с определенными принципами — наиболее важными правилами организации хозяйственного управления, такими как[2]:


—создание целенаправленной системы управления, все звенья которой направлены на решение общей задачи;

—нацеленность системы управления па решение как текущих, так и дол-говременных задач развития предприятия;

— ориентированность на потребности рынка, корректировка целей и программ при изменениях рынка;

—согласование процесса управления в пространстве и времени;

—максимальное исключение влияния субъективных факторов на процесс управления;

—обеспечение оптимального соотношения централизации и децент-рализации управления;

—равномерность распределения объемов работ по уровням управления и исполнителям;

—обеспечение системы управления учреждением достоверной инфор-мацией в необходимом объеме;

—обеспечение согласованности процесса управления в пространстве и времени, использование современных технических средств в управлении;

— минимизация затрат на выполнение управленческих функций;

—упрощение системы управления учреждением: вовлекать меньшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд;

—постоянное стремление к повышению эффективности управления организацией.»

«Эффективное развитие социально-экономической системы образуется преобразованием, изменением ее элементов, внутреннего состава и структуры в соответствии с требованиями внутренней и внешней среды»[3]. Организационное развитие организации реализуется путем организационного проектирования и организационной рационализации. Проектирование создает условия для построения организационных структур с учетом взаимосвязей структурных подразделений. Определяются состав подразделений, их функции, внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними, разрабатывается общая структурная схема организации, учитывающая производственные, информационные и экономические взаимо-связи; регламентируются правила и процедуры их осуществления. Рационализация — это совершенствование действующей организации и ее элементов. «Организационное проектирование и организационная рационализация помогает формированию производственных и управленческих структур, разрабатыванию норм, правил, инструкций»[4]. «Организацию принято рассматривать как важнейшую характеристику всякой системы, отличающейся внутренней упорядоченностью частей. Важнейшим признаком организации является совместная деятельность людей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению как личных целей, так и общеорганизационных»[5].


Учреждение предстает собой соц. группу, структура которой базируется на разделении труда и отличительной для каждой отдельной организации. «Объединение действий отдельных членов в организации является сознательной и предсказуемой. Структура связей среди ее членов и между отдельными частями может направленно создаваться и перестраиваться»[6]. Поэтому важнейшая проблема организации - выбор рациональной организационной структуры управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления зачастую зависит от научной аргументированности ее организационной структуры.

«Цель исследования: рассмотреть теоретические основы формирования ор-ганизационных структур управления, провести анализ действующей структуры управления»[7].

Задачи исследования: рассмотрение понятия организационных структур, факторы, влияющие на формирование организационной структуры, типы структур и их характеристика, методы проектирования организационных структур.

«В теоретической части работы рассматриваются основы формирования организационных структур управления, проводится анализ конкретной ор-ганизации, рассматривается ее действующая структура управления, проводится аннализ действующей регламентирующей документации»[8]. В практической части работы приводятся предложения по совершенствованию действующей струк-туры управления, приводится проект нового варианта организационной структуры.

  1. Построение организационной структуры

Этапы построения:

«Анализ функционирования учреждения - вид деятельности, стадия развития, основные бизнес-процессы, стратегические и тактические цели, прибыльность, система управления»[9].

Оценка существующей системы распределения функций:

  • «анализ штатного расписания и принципа выделения структурных подразделений»[10];
  • анализ основных функций, полномочий и показателей эффективности работы руководителей высшего и среднего звена;
  • анализ основных функций, задач и показателей эффективности работы структурных подразделений и исполнителей (по должностям);
  • выявление отклонений в распределении функций и подчиненности
  • Выработка рекомендаций по оптимизации численности персонала;
  • Построение организационной структуры;
  • «Разработка плана внедрения организационной структуры и изменений в работе персонала»[11];
  • Проведение для персонала информационных мероприятий.

Важнейшими принципами формирования организационной структуры предприятия являются:

  • «принцип целевой совместимости и сосредоточения, который заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель»[12];
  • принцип непрерывности и надежности, который означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и не-прерывность заданного режима производственного процесса;
  • принцип планомерности, пропорциональности и динамизма, который нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долго-временных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
  • «демократический принцип распределения функций управления, ос-нованный на методах и правилах общественного разделения труда, согласно ко-торым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения»[13];
  • «принцип научной обоснованности управления, исходящий из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации, с использованием новейшей техники и математических методов»[14];
  • «принцип эффективности управления, предполагающий рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции»[15];
  • «принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов, который определяется общественным характером производства»[16];
  • принцип контроля и проверки исполнения принятых решений, пред-полагающий разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.

Организационная структура в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, рас-пределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.


    1. Факторы, определяющие организационную структуру предприятий

Учреждение имеет право на существование как организационная струк-тура в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию произ-водства и управления. Но при этом функционирование учреждения происходит в тесном взаимодействии с внешними факторами - рынками сбыта и ресурсов всех видов. Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Первым делом необходимо выяснить, чем руководствуется учреждение, принимая решение о выпуске определенной продукции.

Стратегии можно разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:

  • сохранение производственной способности имущества (во введении фигурировала как выживание);
  • социальные факторы предпринимательской деятельности (увеличение имущества, получение и максимизация дохода в краткосрочном и долгосрочном аспектах, рост социального статуса и т.п.); индивидуальная привязанность к деятельности определенного рода.

Безусловно, при формировании организационной структуры любо-

го предприятия должны учитываться и потребности их трудового коллектива. Впрочем, данная составляющая формирования организационной структуры в России в настоящее время принимается во внимание даже излишне часто, что идет только во вред функционированию большинства предприятий.

В той мере, в какой учреждение практикует второй тип стратегии, ха-рактеристики выпускаемой продукции зависит от рыночных тенденций, где важнейшим фактором организационной структуры предприятия являются потребительские предпочтения потенциальных клиентов.

«Продукция, выпускаемая, учреждением может быть предназначена для людей узкого круга со специфическими, отличными от других потребностями или для удовлетворения потребностей обычных, повседневных, или для удовлетворения быстро (в результате смены общественных веяний) изменяющихся потребностей»[17].

Существенное влияние на формирование организационной структуры могут оказывать и внешние инвесторы. Более того, здесь очень крепка и обратная связь, то есть не только мотивы внешних инвесторов сказываются на производственной деятельности, но и состояние организационной структуры оказывает воздействие на поведение внешних инвесторов. «Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов»[18].