Файл: Права изобретателей и их гражданско-правовая защита.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Права, возникающие на патентоохраняемый объект

У изобретателя технического решения (иных лиц, обладающих правом на получение патента, в том числе у работодателя изобретателя) есть возможность выбора правового режима, в рамках которого будет обеспечиваться охрана их технического решения: патентный или ноу-хау. Каждый из вариантов имеет и преимущества, и недостатки.

Согласно п. 1 ст. 1465 ГК РФ к секретам производства (ноу-хау) относятся сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам: 1) о результатах интеллектуальной деятельности в научно- технической сфере, 2) о способах осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, сведения о новом техническом решении, которое потенциально может быть запатентовано, могут охраняться в качестве ноу- хау. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным нравом: передать его, но договору об отчуждении исключительного права, предоставить лицензию на его использование.

Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право секрет производства прекращается у всех правообладателей (ап. 1467 ГК РФ). Это означает, что как только какой- либо иной субъект начал открыто использовать ваше ноу-хау, либо описал его в каком-либо открытом источнике (например, статье), вы лишились своего актива — исключительного права. Не имеет значения, присвоил ли этот субъект ваши идеи или сам пришел к такому же решению, что и вы.

Разница в том, что в первом случае можно попытаться взыскать с нарушителя убытки. Но исключительного права на разработку это вам не вернет. Ноу-хау не регистрируется. Для возникновения исключительного права правообладатель должен обеспечить конфиденциальность соответствующих сведений. У третьих лиц не должно быть свободного доступа на законном основании к таким сведениям. На практике это, как правило, предполагает введения режима коммерческой тайны.


Под коммерческой тайной действующее законодательство понимает режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. I ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Нередко, устанавливая режим коммерческой тайны, организации зачастую ограничиваются лишь несколькими мерами: принятием положения о коммерческой тайне и нанесением соответствующего грифа. Этого недостаточно. Так, при отсутствии должностных инструкций, перечня должностей, имеющих доступ к коммерческой тайне, работник может избежать ответственности за разглашение конфиденциальной информации, ссылаясь на то, что он не давал своего согласия на работу с коммерческой тайной, не знал, что данная конкретная информация составляет коммерческую тайну[6].

В последние годы российские компании стали предусматривать в трудовых договорах с работниками высокие штрафы за нарушение обязанности соблюдения коммерческой тайны. Между тем высока вероятность, что суды признают соответствующие положения незаконными. Нормативным основанием в таком случае выступит ст. 243 ТК РФ, предусматривающая, что при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную тайну), работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба, который работодателю необходимо доказать.

Компания может применять различные технические меры защиты информации.

Режим ноу-хау для охраны технических решений ненадежен. Во-первых, никто не застрахован от того, что работник решит «продать» ценные сведения, ведь возможная ответственность незначительна. Во-вторых, не исключено, что иное лицо самостоятельно разработает сходное решение и начнет его использовать. Наконец, возможна ситуация, когда конкурент приобретет создаваемый вами с использованием ноу-хау продукт и посредством обратного инжиниринга воспроизведет охраняемое решение. Во всех данных случаях исключительное право на ноу-хау прекратится. В последних двух случаях нельзя говорить даже о нарушении исключительного права.

К преимуществам ноу-хау следует отнести недорогое и быстрое (в сравнении с процедурой выдачи патента) оформление прав. Отсутствует необходимость платить пошлины за поддержание исключительных прав.


При патентно-правовой охране, в отличие от ноу-хау, все существенные признаки технического достижения должны быть известны общественности. Правообладатель раскрывает их при подаче заявки в Роспатент. В открытом доступе на сайте Роспатента находятся реестры заявок на выдачу патента и запатентованных решений, где содержится информация о заявителе и содержании патентуемого решения. Взамен на раскрытие информации о техническом достижении государство «гарантирует патентообладателю превентивное запрещение и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения его прав, установленными законом способами, в том числе запретами, санкциями, возмещением убытков и выплатой компенсации за причиненный вред»[7].

Процедура предоставления правовой охраны по патентной системе занимает определенное время. Роспатент рассматривает заявки на изобретения в среднем 14-18 месяцев, по промышленным образцам и полезным моделям — 8-10 месяцев. Установление патентной охраны целесообразно, если правообладатели морально готовы к участию в судебных разбирательствах. С подачей патентной заявки решение становится известно неограниченному кругу лиц. Если речь идет о коммерчески привлекательной разработке, существует значительный риск ее использования без разрешения правообладателя.

Другие субъекты получают возможность вести разработки «вокруг» охраняемого патентом объекта, создавать на его основе собственные технические решения. Но этих проблем можно избежать (или как минимум снизить риски) при грамотной патентной политике, например, включающей получение серии патентов на схожие решения.

На практике широкое распространение (например, на ИТ-рынке) получил смешанный тип правовой охраны. Патентами защищается основная разработка. Отдельные детали (аспекты) решения, механизма его реализации не раскрываются в патентной заявке и сохраняются в тайне. Па них устанавливается режим ноу-хау. В таком случае правообладатель получает все преимущества от патентной охраны, но потенциальные нарушители не могут эффективно использовать его разработку. Как минимум им придется потратить средства и время на поиск своих технологических сведений и решений.


ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СВЕТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ 4 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

2.1 Проблемные вопросы, возникающие в связи с использованием изобретения

Рассмотрим отдельные проблемные вопросы, возникающие в связи с использованием изобретения, распоряжением исключительным правом, определением размера доли от доходов от совместного использования исключительного права и распоряжения им в рамках правового режима совместного обладания таким правом.

Российское право, как и право многих иностранных государств, разрешает совместное обладание исключительным правом на изобретение, которое может принадлежать двум и более лицам. В отношении изобретения, охраняемого национальным российским патентом, совместное обладание исключительным правом прямо предусмотрено общей нормой пункта 2 статьи 1229 и специальной нормой статьи 1348 ГК РФ. В отношении изобретения, охраняемого евразийским патентом, допустимость совместного обладания исключительным правом следует из норм абзаца 2 Правила 12, подпункта 4 Правила 13, абзаца 2 Правила 16 Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции 3 (далее - Патентная инструкция к ЕАПК).

Совместное обладание исключительным правом на изобретение может возникать на основании закона (бездоговорное) и на основании договора (договорное)[8].

На основании закона совместное обладание исключительным правом (а до его возникновения - совместное обладание правом на получение патента) может возникнуть в результате соавторства, когда изобретение создано в результате творческой деятельности двух и более физических лиц. При этом согласно нормам ГК РФ для возникновения соавторства, не имеет значения, какой творческий вклад каждый соавтор внес в создание изобретения, важен сам факт творческого участия в создании изобретения. Также ГК РФ не содержит требование о том, что соавторство на изобретение возникает только в случае создания изобретения в результате совместной творческой деятельности. Соавторство может возникнуть и в случае, когда, например, один автор независимо от других создал своим индивидуальным творческим трудом некое техническое решение, которое не было им запатентовано. Два других автора независимо от первого совместно создали другое техническое решение. Позднее по соглашению между всеми тремя авторами оба технических решения патентуются как одно единое изобретение. Все три автора становятся со обладателями патента на одно изобретение, формула которого содержит все существенные признаки и первого, и второго технических решений.


На основании закона совместное обладание исключительным правом может возникнуть, в частности[9]:

• в порядке наследования, когда исключительное право в порядке универсального правопреемства переходит по закону и (или) по завещанию к двум и более наследникам.

В абзаце 2 Правила 12 Патентной инструкции к ЕАПК (далее - Инструкция) установлено, что если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, то все они признаются изобретателями, а право на получение евразийского патента принадлежит совместно им самим или их правопреемникам. Норма подпункта 4 Правила 13 Инструкции разрешает полную и частичную передачу исключительного права, основанного на евразийской заявке или евразийском патенте. В абзаце 2 Правила 16 Инструкции содержится коллизионная норма, согласно которой взаимоотношения по использованию изобретения, евразийский патент на которое принадлежит нескольким лицам, регулируются национальными законодательствами соответствующих договаривающихся государств. Следует отметить, что Патентная инструкция к ЕАПК является неотъемлемой частью ЕАПК, то есть ее нормы являются нормами международного договора.

На основании договора совместное обладание исключительным правом может возникнуть, например,

• когда договором между работником и работодателем предусмотрено, что исключительные права на служебные изобретения будут принадлежать работнику и работодателю совместно;

• когда единственный правообладатель отчуждает исключительное право двум и более лицам.

Совместное обладание исключительным правом может возникнуть и в случае реализации права на заложенное имущество, когда на стороне залогодержателя выступают два и более лиц.

В отношении исключительного права на изобретение, охраняемое евразийским патентом, совместное обладание может возникнуть и в случае отчуждения единственным патентообладателем идеальной части исключительного права 7 другому лицу, что прямо разрешено нормой подпункта 4 Правила 13 Патентной инструкции к ЕАПК.

В отличие от ЕАПК в ГК РФ отсутствует норма, которая прямо разрешает отчуждение части исключительного права на изобретение, а норма пункта 1 статьи 1234 ГК РФ толкуется рядом специалистов как прямой запрет на отчуждение части исключительного права по договору, Л.А. Трахтенгерц, комментарий к статье 1229 ГК РФ). Однако В.И. Еременко и В.Н. Евдокимова полагают, что «Поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит положения, ограничивающие количество со обладателей патента, ничто не препятствует передаче исключительного права на изобретения, полезную модель или промышленный образец в части прав, принадлежащих одному из со обладателей патента, так как взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяется соглашением между ними».