Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Понятие и основная характеристика оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1.1. Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1.2. Порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1.3.Проблемы оперативного проникновения при совершении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Глава 2. Правовые основы обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.1.Правовое регулирование обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.2.Проблемы проведения оперативно-технического мероприятия направленного на обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Заключение

Библиография:

К сожалению, ФЗ о полиции не предусматривает документального оформления результатов осмотра, в связи с чем Ю.П. Соловей предлагает оформлять процедуру осмотра актом (протоколом) [5, с. 23-24]. Данное обстоятельство является крайне важным, так как фактические данные, зафиксированные в указанном акте (протоколе), могут иметь доказательственное значение и быть приобщены к уголовному делу, что ранее уже подтверждал Конституционный Суд РФ. Вместе с тем в целях оптимизации процесса доказывания по уголовному делу в ситуациях, предусмотренных пп. 2, 3 ч. 3 ст. 15 ФЗ о полиции, А.П. Рыжаков рекомендует сотрудникам полиции (при наличии возможности выполнения в создавшейся обстановке требований УПК РФ) проникать в помещение не в порядке реализации служебных полномочий, предусмотренных указанной статьей, а в порядке проведения осмотра места происшествия или (если уголовное дело уже возбуждено) обыска [6]. Данное обстоятельство, очевидно, предполагает оформление соответствующих уголовно-процессуальных протоколов. В связи с этим полагаем возможным провести аналогию с оперативно-розыскным обследованием: если оперативные сотрудники полиции проникают в жилое помещение с целью проведения указанного ОРМ, то его результаты должны быть оформлены актом, предусмотренным нормативными актами МВД России.

Примечательно, что ФЗ о полиции не запрещает оперативным сотрудникам полиции после проникновения оставаться в этих помещениях с целью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, то есть фактически организовывать засаду. Данные действия имеют ярко выраженный оперативно-розыскной характер и при этом, на наш взгляд, полностью отвечают требованиям п. 3 ч. 3 ст. 15 ФЗ о полиции.

На заключительном, третьем этапе (после проникновения в помещение) сотрудники полиции обязаны выполнить требования пп. 3, 4 ч. 5 и чч. 6-8 ст. 15 ФЗ о полиции. В аспекте предмета нашего исследования особый интерес представляет норма полицейского законодательства, которая предписывает информировать не позднее 24 часов с момента проникновения собственника этого помещения и (или) проживающих там граждан, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие (ч. 6 ст. 15 ФЗ о полиции).

очевидно, что в любом случае полицейского проникновения в жилое помещение законодатель имеет в виду открытое вхождение (проникновение) сотрудников полиции. В связи с этим полагаем, что говорить о негласном проникновении в рамках ФЗ о полиции не представляется возможным, так как длительное сохранение в тайне данного факта недопустимо. В этом случае следует применять формулировку «вхождение (проникновение) без согласия (или помимо воли, как в ФЗ о полиции) собственника помещения и (или) проживающего в нем лица». Между тем негласное оперативно-розыскное проникновение в жилое и иное помещение однозначно предполагает осуществление его втайне не только от собственника и проживающих там граждан, но и от остальных лиц. При этом факт такого проникновения может навсегда остаться тайным для указанных лиц либо им станет известно о проникновении и его результатах только после возбуждения уголовного дела.


В заключение следует отметить, что полицейское законодательство содержит весьма прогрессивные нормы, регулирующие процедуру проникновения сотрудников полиции в помещения, транспортные средства и на территории, что отчасти позволяет решать и оперативно-розыскные задачи. Вместе с тем ФЗ о полиции определяет указанное вхождение (проникновение) в главе 4 как применение полицией отдельных мер государственного принуждения. В то же время оперативно-розыскное проникновение крайне редко связано с гласным, а тем более принудительным проникновением. В подавляющем большинстве случаев такое проникновение на интересующие оперативно-розыскные органы объекты осуществляется с зашифровкой цели или вообще негласно. В связи с этим полагаем, что более верно в данном случае все-таки вести речь о праве должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, проникать на определенные территории и объекты, в некоторых случаях нуждающемся в обеспечении принудительной силой государства.

Таким образом, оперативные сотрудники ОВД имеют право входить (проникать) в жилища граждан, иные помещения, здания, сооружения, на участки местности и в транспортные средства в любом случае с согласия их владельцев и проживающих там лиц. Если предполагается, что такое согласие получить не представится возможным, то оперативный сотрудник, соблюдая условия ФЗ об ОРД, должен получить соответствующее судебное решение. При этом не имеет значения, в гласной или негласной форме проводится такое проникновение. В случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД, оперативно-розыскное проникновение в жилище может быть осуществлено без судебного решения с последующим его получением в течение 48 часов. В свою очередь, если проникновение осуществляется в нежилые помещения граждан против их воли, а также на объекты и территории юридических лиц против воли их представителей, то оно должно быть оформлено в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199. При этом во всех случаях оперативно-розыскного проникновения в помещения и на территории без согласия физических и юридических лиц нормы ст. 15 ФЗ о полиции могут применяться как обеспечивающие реализацию соответствующих положений оперативно-розыскного законодательства. В то же время полагаем целесообразным специфическое право должностных лиц оперативных подразделений ОВД проникать на объекты, территории и транспортные средства, а также процедуру его реализации регламентировать в ФЗ об ОРД, так как оно имеет существенные отличия от полицейского проникновения.


Глава 2. Правовые основы обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.1.Правовое регулирование обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Деятельность органов внутренних дел, ведущих борьбу с преступностью, регламентируется нормами права, поэтому проведение любого оперативно-розыскного мероприятия, в том числе и оперативно-технического, в процессе оперативно-розыскной деятельности связано с практической реализацией тех или иных правовых предписаний.

Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом.

Правовым основам применения оперативно-технических средств в теории оперативно-розыскной деятельности уделено большое внимание. Данной проблематике посвящены работы П.П. Артеменко, С.В. Игнатова, М.К. Каретникова, В.И. Кирина, В.Н. Омелина, А.В. Петухова, С.Б. Салахова, В.Д. Тяптина и ряда других ученых [1]. Вместе с тем, изменения в правовой политике государства, появление принципиально новых видов оперативной техники и, что особенно важно, расширение оперативно-тактического диапазона ее использования требуют дальнейшего совершенствования всей системы правового регулирования применения специальных технических средств в оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в ходе осуществления оперативно-розыскного мероприятия «обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» проводимых оперативно-техническими подразделениями (далее по тексту оперативно-техническое мероприятие).


Анализ работ различных авторов, посвященных проблеме правомерности применения оперативной техники, позволяет сделать вывод об определенном единстве взглядов по данному вопросу. С нашей точки зрения, общее мнение наиболее точно выражает С.Б. Салахов, который определяет в качестве правовых основ использования технических средств в оперативно-розыскной деятельности совокупность норм, определяющих порядок, пределы и тактику использования этих средств, уточняя далее, что эти нормы содержатся в законных и подзаконных актах [2].

Эта дефиниция в своей основе может быть полностью трансформирована и на процесс осуществления оперативно-технических мероприятий органами внутренних дел.

Правовой механизм регулирования оперативно-технических мероприятий, как разновидности оперативно-розыскных, по своей природе такой же, как и других средств и методов оперативно-розыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения [3].

Применительно к рассматриваемой проблеме целесообразно представить всю систему правового регулирования проведения оперативно-технических мероприятий по обследованию зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в виде двух блоков нормативно-правовых актов.

К первому блоку можно отнести законодательные акты, содержащие нормы различных отраслей права, которые устанавливают общую допустимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, не содержат, вместе с тем, конкретных положений, непосредственно определяющих порядок проведения оперативно-технических мероприятий.

Ко второму блоку следует отнести подзаконные нормативные акты, регламентирующие различные вопросы осуществления вышеуказанных мероприятий (правовые, организационные, тактические).

Исходя из вышесказанного, обратимся к рассмотрению первого блока нормативно-правовых актов.

На основании метода системного анализа мы полагаем возможным выделить из общей правовой основы оперативно-розыскной деятельности лишь положения, касающиеся предмета нашего исследования.

Итак, к первой группе нормативно-правовых актов следует отнести нормы Конституции Российской Федерации. В частности, ст.2 Конституции устанавливает обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан. Являясь исполнительным органом государства, призванным осуществлять правоприменительные функции, органы внутренних дел и, в частности, их оперативные аппараты обеспечивают выполнение этого конституционного требования присущими им методами. В полной мере это положение Конституции Российской Федерации относится и к оперативно-розыскной деятельности, как неотъемлемой части общегосударственной системы мер борьбы с преступностью.


Составной частью первого блока правовой основы проведения специальных оперативно-технических мероприятий являются также конституционные нормы, устанавливающие конкретные права и свободы граждан, а также раскрывающие общие условия их ограничений. Например, часть 1 ст.24 Конституции Российской Федерации развивает принцип ст.12 Всеобщей декларации прав человека и указывает на недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Ст.25 устанавливает права граждан на неприкосновенность жилища и также обозначает общие условия их ограничения: «Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В оперативно-розыскном аспекте данное положение налагает определенные ограничения на проведение оперативно-технических мероприятий по обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Содержание ст. 25 Конституции РФ воспроизводится также в ст.12 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Так, в ст.12 УПК РФ указывается, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Далее отметим, что согласно п.10 ст.5 УПК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

С позиции нашего исследования следует подчеркнуть, что вышеуказанное положение п.10 ст.5 УПК РФ, а также аналогичное положение ст. 139 УК РФ детализируется в Жилищном кодексе РФ.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Поэтому факты отклонения поведения отдельных лиц от общепринятых норм дают в определенных случаях основания органам внутренних дел вторгаться в охраняемые законом права и интересы правонарушителя, в том числе оперативно-розыскными средствами и методами [4 с.205].

С этой точки зрения важное значение имеет положение п.3 ст.55 Конституции РФ, в котором устанавливается, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».